Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 страница



2.4. Вклад Н.Ф. Фёдорова в сокровищницу русской религиозно-философской мысли

2.4.1. Специфика подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти.

Замечательный вклад в становление и развитие русской космической мысли внёс Н.Ф. Фёдоров. В отличие от К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского, которые стремились мировоззренческие проблемы философии решать с позиций науки, Н.Ф. Фёдоров предпринимает попытку обосновать возможность и необходимость превращения сакральных догм религии в актуальные научные проблемы, связанные с преодолением смерти, регуляцией природы, обретением человеком вселенского статуса и т.д. В духовном наследии Н.Ф. Фёдорова высокие и благие идеалы христианского вероучения максимально приближаются к образу жизни людей, их практически преобразующей деятельности. Фёдоров искренне верил, что через разум и волю человека природа достигнет полноты сознания и самоуправления, восстановит разрушенное в ходе слепой стихийной эволюции.

Анализ учения Н. Ф. Фёдорова показывает, что преодоление разрушительных тенденций, выступающих в виде незыблемого закона «мира сего», он тесно увязывал с глубокими трансформациями христианства, с превращением Слова в Дела, целенаправленного изменения мира и человека. В соответствии с заповедями Иисуса Христа, Евангелие - Слово Жизни, должно считаться Делом всей жизни; радостная весть о том, что человек может вернуться к Богу и обрести потерянное счастье должно стать Радостным Делом, посредством которого человек пойдёт навстречу с Богом и совместно с Ним будет созидать гармонию мира. Убеждённость Н.Ф. Фёдорова в том, что христианство из молитвы превратится в особую практику, вынесет свою божественную Истину в повседневную жизнь людей, вытекала из реализованных Иисусом Христом способностей управлять силами природы, исцелять людей, воскрешать их из мёртвых и т.д. Следуя путём Христа, усваивая его нравственные проповеди, верующие в него унаследуют и его способности.

Спаситель сам сказал, что «Дела, которые я Творю, и он (верующий в Христа - прим.авт.) сотворит и больше сих сотворит». Следовательно, вызревание Слова, превращение его в Дело воскрешения будет осуществляться при непосредственном участии человека потому, что сам Бог учит его вкладывать собственный труд, весь свой ум и искусство в великое дело воскрешения, додумываться до необходимости активного участия в восстановления всех живших на Земле поколений людей. Осуществляя додумывание, производя рассимволизацию Евангелия, Н.Ф. Фёдоров раскрывает глубинный космический смысл предположенного Иисусом Христом пути. Двигаясь по нему, человечество сможет преобразовать греховное смертное существование в бессмертное, божественное бытиё.

Сопоставляя учение Н.Ф. Фёдорова со взглядами других русских косми- стов, можно без труда обнаружить тождество между ними в пункте, связанном с перспективами развития человечества. Из множества возможных вариантов развития цивилизации космисты отдают предпочтение целенаправленному активному участию человека в творческой эволюции природы и сознательному благотворному изменению оснований общественного бытия. Вместе с тем, процесс созидательной деятельности по переустройству мира и самосовершенствованию представляется каждым мыслителем весьма своеобразно. Но даже на фоне значительных различий, существующих во взглядах на эволюцию, подход Н.Ф. Фёдорова претендует на исключительность.

Он считает, что жизнь и разум надо не только созерцать, описывать и объяснять, но и практически совершенствовать. С этих позиций Н.Ф. Фёдоров подверг справедливой критике Платона, Аристотеля, Декарта, Спинозу, Лейбница, Канта, Гегеля, Ницше, В. Соловьёва и других философов. Глубокая исследовательская интуиция, колоссальный объём знаний позволили ему обнаружить в живом организме духовной культуры значительный пробел, связанный с недостаточным осмыслением главной неправды жизни-смерти и отсутствием рациональных предложений по её устранению.

Прежде чем приступить к анализу краеугольных оснований философской концепции воскрешения всех поколений живших на земле людей можно постараться доказать, что никто до Н.Ф. Фёдорова так проблему жизни не рассматривал. Конечно, проблема жизни, как и проблема сознания, всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, своеобразие его взаимоотношений с окружающими разумными существами предполагает выяснение пространственно-временных параметров жизни, её смысла, природы рождения и смерти, физических и духовно-нравственных критериев существования человека, возможности бессмертия и т.д. Для исследования философского наследия Н.Ф. Фёдорова важен аспект жизни, связанный с конечностью индивидуального существования. Разумное существо с неизбежностью осознаёт свою смертность и поэтому она стала предметом размышления многих выдающихся людей, нашла отображение во всех вероучениях, философских системах и других сферах духовной культуры.

Характер отношения человека к смерти затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки и с неизбежностью сказывается на поведении и образе жизни людей. Чтобы понять специфику подхода Н.Ф. Фёдорова к смерти необходимо проанализировать, как понимали смерть его предшественники и современники. Поскольку спектр взглядов на смерть весьма обширен, остановимся на наиболее характерных подходах, оставивших наиболее заметный след в истории культуры.

В древневосточных вероучениях и философских системах сформировалось представление, согласно которому смерти не бывает, поскольку не было того времени, когда бы живущий индивид не существовал. Жизнь каждого разумного существа вечна. Смерть подобна переодеванию в новые одежды. От того, что человек снимает изношенные вещи и облекается в новое, его сущность не меняется. Не исчезает она и когда живущий в старом теле сбрасывает его и переходит в новую плоть. Идея бессмертия человеческой души и её последовательных земных воплощений весьма распространена. Не составляет исключения и русский космизм. Например, в своеобразной форме она развивается К.Э. Циолковским. Он считает, что любой организм, в том числе и тело человека, есть лишь союз вечных атомов эфира. «Распадение союза или смерть животного есть только разрушение союза, разброд членов, который не сопровождается смертью граждан, то есть атомов. После расстройства общества атомов каждый из них может жить отдельно или вступить в новый общественный союз» (74).

Как видим, К.Э. Циолковский признаёт вечность жизни в атоме, а смерть частным случаем жизни, связанным с сочетанием атомов в различных организмах. Отсюда его убеждение в том, что мы ошибаемся, когда думаем, «что наше существование продолжается, пока только сохраняется форма тела, пока Я - Иванов. После смерти Я буду Васильевым и потому это буду уже не Я, а кто-то другой. Я же исчезаю навеки. На самом деле исчезла лишь форма, но чувствовать вы можете и в Васильеве, и в Петрове, и в льве, и в мухе, и в растении. ощущение зависит не от формы, а от материи» (75). Разумеется, это не бессмертие душ в его индуистском варианте, но всё же главный смысл древневосточного подхода сохраняется.

В полной мере данный вывод применим и к пониманию смерти В.И. Вернадским. В 1942 году в своём дневнике он пишет по поводу предстоящего ухода из жизни так: «Никакого страха. Распадение на атомы и молекулы. Если что может оставаться - то переходит в другое живое, какие-нибудь неединичные формы «переселения душ», но в распадении на атомы /и даже протоны/. Вера Вивеканды неопровержима в современном состоянии науки. Атомно живой индивид - и Я в том числе - о с о б о е Я» (76).

Вере (а сегодня и научной гипотезе) в особые формы существования после смерти противостоит последовательно проводимая концепция, отрицающая какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека. В отличие от взгляда Н.Ф. Фёдорова, который рассматривал смерть как главную неправду жизни, эту концепцию, пожалуй, можно назвать самой страшной правдой жизни, поскольку она не оставляет человеку никакой надежды, никакого утешения, даже иллюзорного.

Опыт ХХ столетия убедительно продемонстрировал что возведение подобных взглядов в ранг господствующей идеологии неизбежно влечёт за собой опасные издержки в духовно-нравственном развитии людей. проблема смерти является одной из тех, на которые, по-видимому, не может быть однозначного ответа. В конечном итоге может оказаться так, что все, даже самые фантастические точки зрения, верно воспроизводят какие-то аспекты таинственного феномена смерти.

Поэтому нет никакого основания отвергать тот накопленный человечеством опыт смерти, который на протяжении тысячелетий осмысливался в рамках религиозных систем. Анализ работ русских мыслителей конца ХІХ - начала ХХ века свидетельствует о том, что религиозный взгляд на проблему смерти весьма обстоятельно и серьёзно рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров и др.

Обобщая высказанные ими соображения, следует заметить, что осмысление места и роли смерти в жизни человека осуществляется в русле христианского учения о торжестве Царства Божьего на Земле и Воскрешении Христа. С этих позиций В.С. Соловьёв в своём учении о богочеловечестве и софиологии развивает мысль о том, что божественная идея через универсально-разумное сознание человека войдёт в царство материи и смерти, чтобы оживотворить природу и увековечить человеческую индивидуальную форму любви; Н.А. Бердяев показывает смерть через призму всеобщего зла (стихийности и слепоты природной жизни, косности и непросветлённости материи), которое человек преодолевает совместно с Богом в ходе созидания Царствия Божьего; С.Н. Булгаков пытается обосновать возможность восстановления падшего и погибшего через идеальный образ мира и человека - Софию, Премудрость Божию, которая живой нитью связывает мир и человека с Богом; П.А. Флоренский с помощью понятий энтропии и эктро- пии разводит жизнь и смерть в прямо противоположные стороны. Основному закону мира - закону энтропии, закону Хаоса во всех областях Мироздания противостоит закон эктропии, Закон Логоса. Повышая разность потенциалов во всех областях, он создаёт предпосылки жизни, которые невозможны в условиях равенства - смерти в духе христианства. Интересные соображения по поводу смерти высказали не только философы, но и некоторые писатели.

Возьмём, например, Л.Н. Толстого. Он считал, что «смерть разумного сознания мы не знаем и не можем знать, потому что оно - то и есть сама жизнь. А жизнь не может быть смертью»... Иначе говоря, «человек, видящий смерть, есть человек больной, нарушивший закон своей жизни, не живущий жизнью разумной». Жизнь человека есть стремление к благу, и то, к чему он стремится, то и дано ему. Свет, зажжённый в душе человека, есть благо и жизнь, и свет этот не может быть тьмою, потому что есть, истинно есть для человека, только этот единый свет, горящий в душе его» (77). Здесь, как видим, смерть не относится к душе человека. Она есть удел бренного, тленного тела, по поводу кончины которого нет необходимости горевать.

Краткий обзор взглядов на смерть даёт возможность сравнить точку зрения бессмертия души и полного исчезновения человека в пучине небытия с подходом Н.Ф. Фёдорова. Его понимание смерти базируется на библейской трактовке греха, который есть нарушение Закона Бога. Грех отделяет людей от вечной жизни, приготовленной для человека Богом, и несёт с собой глубокую тьму. Прогрессируя и увеличиваясь, грех отделяет и удаляет человека от Бога, разделяет людей между собой и вносит слепоту и враждебность в отношения человека с природой. Плата за грех - отдаление от Бога, вражда людей между собой, рабская зависимость от природы. Всё это несёт в себе смерть.

Абстрактную библейскую идею греха Н.Ф. Фёдоров конкретизирует применительно к современной ему эпохе. Он считает, что у цивилизации есть три греха: господство вещей, вещизм, основанный на культе женщин; губящий природу индустриализм и истребляющий жизнь милитаризм. Нет необходимости доказывать актуальность подобной оценки выделенных Н.Ф. Фёдоровым негативных признаков прогресса. Она очевидна. Единственное уточнение можно сделать относительно культа женщин. Конечно же, дело не столько в культе, сколько в отношении к женщине, которая всё больше рассматривается не как гарант жизни, а как источник безудержных похотей и наслаждений.

Бездумная устремлённость в поиске наслаждения без оглядки назад, на сотворённое в природе, на пожираемое ею отцовство делает прогресс человечества порочным и однобоким. Смерть как следствие греховного детства человечества, его несовершеннолетия может и должна быть остановлена и преодолена. Спаситель указал человеку путь к Богу, к самому себе и новым взаимосвязям с природой. Преодолевая посредством Слова Жизни смерть, взрослея, род людской становится ответственным за дальнейшее продвижение вперёд, за судьбу природы и жизни. Формируя философию общего дела, предлагая активную творческую деятельность по реализации замысла Иисуса Христа на воскрешение, Н.Ф. Фёдоров предпринял смелый, небывалый в истории христианства шаг. Он призвал идти навстречу с Богом не только со словом, молитвой, но и с делом. С определённым проектом воскрешения умерших людей. Таким образом, Дело Бога становится и делом человека. Общий эскиз Замысла Господня Н.Ф. Фёдоров конкретизирует, апеллируя к науке. Его проект воскрешения отцов строится на вере в возможность управлять атомами и молекулами для возрождения отцов во всей полноте их духа и плоти.

2.4.2. Философия общего дела Н.Ф. Фёдорова - важнейший элемент русского космизма.

Разрабатывая философию общего дела, Н.Ф. Фёдоров исходил из того, что христианская религия ещё не вполне уразумела смысл Воскрешения Иисуса Христа. Не соглашаясь с ортодоксальной церковной трактовкой этого божественного акта, согласно которой трансцендентное воскрешение избранных обернётся гневом божиим для остальных, он предлагает свой вариант имманентного воскрешения для всех. С гуманистических позиций подход Н.Ф. Фёдорова более соответствует духу Евангелия. Трансцендентное воскрешение избранных не принесёт им блага и вечного счастья, поскольку каждый спасённый тысячами кровно-родственных, любовных, товарищеских и иных нишей воедино связан с теми, кто не удостоился божественной награды. Следовательно, муки и страдания грешников прямо или косвенно коснуться и безгрешных душ.

Исследуя сборник статей, написанных русским мыслителем в разное время, поражаешься широте охвата разных сторон человеческой жизни и глубине проникновения в самую сокровенную область разума, связанную с надеждой на вечную жизнь. С.Г. Семёнова совершенно правильно оценивает творчество Фёдорова как синтез двух разумов (теоретического и практического), трёх предметов знания и дела (Бог, человек и природа) и, наконец, синтез науки и искусства в религии (78). Только с помощью такого всеобъемлющего подхода можно было трансцендентному воскрешению аргументированно противопоставить имманентное «воскрешение», обстоятельно показать необходимость спасения всех, полноты существования живых и воскрешённых в Царствии Божьим. Человечество совершенства достигает лишь тогда, когда все люди станут совершенными, безгрешными.

Если отвлечься от библейских мотивов Н.Ф. Фёдорова и рассмотреть его размышления с чисто философских или научных позиций, то обнаруживается их огромная актуальность в деле разрешения противоречия между ушедшей вперёд научной мыслью и значительным отставанием духовно-нравственного развития человечества. При таком положении дел начавшийся на рубеже 70-80-х годов ХХ века новый этап научно-технической революции открывает необозримые перспективы ускорения в развитии производительных сил и до крайности обостряет целый комплекс планетарных проблем, угрожающих самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сегодня, как никогда ранее, видна правота Н.Ф. Фёдорова, который пророчества Апокалипсиса напрямую связывает с образом жизни и активностью людей. Причём характер развития науки требует совершенства (безгреховности) всего людского рода потому, что даже небольшая часть безнравственных интеллектуалов может поставить под вопрос судьбы всей цивилизации. По-видимому, это понимал и близко стоящий в своих воззрениях Н.Ф. Фёдорову Н.А. Бердяев, когда апокалипсические пророчества, бессмертие тесно увязывал с судьбой каждой человеческой индивидуальности (79).

Без творческого духовного наследия русских мыслителей конца ХІХ начала ХХ века трудно понять религиозный, прежде всего, православный ренессанс, который развернулся в современной России. Всем, жившим в эпоху тотального атеизма, удаётся понять, почему в век стремительного развития науки, экстраординарных открытий проблемы духовно-нравственного развития должны решаться с учётом веры. Именно поэтому стоит внимательно вдумываться в мысли таких гениев, как Л.Н. Толстой, который записал в своей «Исповеди»: «Я жил только тогда, когда верил в Бога. Как было прежде, так и теперь стоит мне знать о Боге, и я живу; стоит забыть, не верить в него - и я умираю» (80).

Знать о Боге, верить в Него помогают работы Н.Ф. Фёдорова. Они максимально приближают Слово и Дело Иисуса Христа к современной жизни, конкретизируют заповеди, переводят их в злободневные социальные проблемы.

Перед лицом глобальных проблем совершенно ясным становится смысл идеи спасения. И пусть Н.Ф. Фёдоров сформулировал её предельно широко, рас- пространив на всех живших когда-либо на Земле людей, для нас, ныне живущих, и тех, кто будет жить после нас, во весь рост встала проблема выживания, спасения уже сегодня, уже сейчас. Иисус Христос указал путь, идя по которому человечество может спастись. Это путь вверх, путь любви. Разрабатывая концепцию общего дела, Н.Ф. Фёдоров показал, почему люди сошли с указанного Спасителем пути. Они разобщены, враждебны, замкнуты в себе, забыли тех, кто ушёл из жизни. Небратское, немирное состояние человечества можно преодолеть, только живя не для себя, не для других, а со всеми и для всех.

Думается, это положение чрезвычайно важно для формирования государственной идеологии России. Захлестнувший страну эгоизм, погоня за обогащением, а также элементы альтруизма, показного милосердия не могут объединить богатых и бедных, обласканных властью и оставленных ею. Нужна идея, которая бы была близка всем. Такой идеей может стать идея Отечества, которое не отчуждает, а равно о всех заботится. Гуманное Отечество не может быть без веры. И в этом отношении осмысление духовного наследия космистов может быть весьма полезным для восстановления славы и величия России.

Сегодня много говорят и пишут о покаянии. Кровь безвинных жертв тотального режима вопиёт, взывает к совести. Но совесть должна быть обращена не только в прошлое, но и в настоящее. Проходя равнодушно мимо миллионов обездоленных, мы не сможем построить достойное будущее. Глубоко этическая философия Н.Ф. Фёдорова обращена к духовно-нравственным основам человеческой души. Она требует внимания не только к тем, кто страдает рядом с нами, или принял мученическую смерть в недалёком прошлом, но и ко всему роду людскому. Учение о воскрешении выдвигает приоритет нравственного над интеллектуальным, зовёт к преобразованию бытия в благобытиё.

Противопоставляя закону смерти закон вечной жизни, Н.Ф. Фёдоров показывает, что христианское воскрешение открыло перед человечеством путь полного искупления человеческого рода от греха. В этом контексте призыв современных политиков и общественных деятелей к покаянию наполняется вполне конкретным содержанием. Покаяние, как осмысленный духовно-нравственный акт признания своей вины за совершённые в обществе деяния и своей ответственности за будущее человечества, имеет колоссальное значение не только для становления родственных, братских отношений между людьми, но и для преодоления неродственности и разрыва человека с природой.

Фактически через призму общего дела Н.Ф. Фёдоров характеризует наличие состояний человека с Богом, природой и самим собой. Он с горестью констатирует, что единство человека и мира нарушено во всех ипостасях по вине самого человека. Развивая эту мысль, можно сказать, что существует прямая зависимость иерархии связей. Нарушение связи с Богом (насильное насаждение атеизма, извращение сути вероучений, формальная показная религиозность и т.д.) неизбежно сказывается на отношениях людей между собой. В свою очередь, отчуждённые, враждебные отношения между народами, государствами, регионами, отдельными индивидами и т.д. выливаются в варварское, хищническое отношение к природе. Но и природа не остаётся в долгу перед человеком. За насилие и поругание она платит злом. Грехопадение человека сделало природу слепой и враждебной к людям. Человечество, несмотря на свои достижения и победы над силами природы, находится в рабской зависимости от её стихии и, прежде всего, от стихии смерти. Природа казнит человека за то, что он хапушнически эксплуатирует её, нарушает гармонию и эволюцию.

В нашей философской литературе сложилась оптимистическая оценка общественного прогресса. Он, как правило, рассматривается как поступательное развитие общества по восходящей линии. Критерием общественного прогресса признаётся степень развития производительных сил, экономического строя, надстроечных институтов, развитие и распространение науки, культуры, положение личности в обществе и т.д. С этим нельзя не согласиться. Но нельзя не согласиться и с выводом Н.Ф. Фёдорова о том, что история есть (в сущности) разорение природы и истребление людьми друг друга. Так где же истина? А она по-сути есть и в первом, и во втором случаях, то есть в определении прогресса и выводе Н.Ф. Фёдорова. Синтез этих крайностей даёт возможность сделать следующее умозаключение: раскрытие сущностных сил человека через экономику, политику, право, искусство и т.д. происходит с большим изъяном, так сказать, с непомерной ценой. Заслуга Н.Ф. Фёдорова состоит в том, что он это увидел и предложил способ преодоления неэффективного процесса наполнения человека божественным смыслом. Для того, чтобы человеческая история приобрела свой истинный божественный смысл, надо: а) сделать природу произведением разума и воли человека; б) преодолеть рознь и небратство человечества.

Вполне логично, что восстановление связей должно идти в направлении, противоположном их разрушению. Если первородный грех обусловил отход человека от Бога, враждебность отношений людей между собой, химическое использование природы, то искупление греха предполагает движение навстречу с Богом, восстановление связей между людьми и налаживание взаимодействий с природой. Причём восстановление первоначального единства должно осуществляться при непосредственном участии человека. Иисус Христос говорил: «Царство Бо- жие силою берётся, прилагающий усилие восхищает его». Отсюда следует необходимость активной целенаправленной деятельности по преодолению смерти. Библия утверждает, что смерть не изначальна, что она есть следствие первородного греха. Раз Спаситель его искупил своей смертью, то человечество обязано восстановить справедливость, то есть воскресить к жизни всех, умерших ранее, людей. В Царствие Божие должны войти не только праведные одиночки, но всё человечество в своём многообразии и целостности.

Восстанавливая письменно невыраженную логику размышлений Н. Ф. Фёдорова, можно тем самым попытаться понять своеобразие его обобщений, выводов, интерпретаций и т.д. Это, прежде всего, касается взгляда на происхождение смерти, а, следовательно, и на способ её преодоления. Как или чем обусловлена смерть? Это - важнейший вопрос, на который Н.Ф. Фёдоров даёт однозначный ответ всем потенциалом общего дела. Согласно Библии, смертность человека связана с изгнанием первых людей Адама и Евы из рая. Отсюда - смерть - зло. Н.Ф. Фёдоров связывает её не с Богом, а со слепой, неодухотворённой природой, в которой греховный человек вынужден жить. Превращение хаоса природы в Космос, порядок, гармонию будет важнейшим актом в деле воскрешения. Решению проблемы управления природой и, следовательно, воскрешения людей мешают вражда и рознь между людьми. Они исчезнут, когда у людей появятся одна общая цель, задача и совместное дело. Оно свяжет воедино всех людей, устранит вражду между ними, позволит преодолеть главную неправду жизни. Целенаправленная регуляция природы и Космоса - путь преодоления смерти. Человеческий разум во имя воскрешения умерших внесёт в слепые силы природы порядок и организованность .

Логика рассуждений Н.Ф. Фёдорова относительно объединяющей роли общего дела движется по накатанной человеческой мыслью дорожке. История человечества убедительно свидетельствует, что наиболее сильным стимулом сплочения, объединения людей в определённые общности является необходимость сохранения жизни. Но Фёдоров не останавливается на этом, а идёт дальше, предлагает восстановить из праха все жившие поколения людей. Следовательно, общее дело должно стать предпосылкой тотального объединения всего человеческого рода от Адама и Евы до тех, кто будет жить в период осуществления уникального проекта. реализация этого проекта устранит самый страшный и глубокий разрыв между людьми, который наступает в ходе смерти.

Братское, родственное объединение человечества необыкновенно усилит его интеллектуальный потенциал, сделает людей подлинным хозяином не только Земли, но и Вселенной. Без выхода человека в Космос, освоения планет Вселенной реализовать проект невозможно. Сегодня мы хорошо себе представляем, что даже без воскрешения умерших проблема стремительно растущего населения планеты является одной из наиболее острых. Предвидя безудержный рост населения планеты, возможность угрозы её обитателей со стороны глобальных катастроф, Н.Ф. Фёдоров делает вывод о неизбежности освоения других планет. Начавшаяся с полёта Ю.А. Гагарина космическая эра человечества положила начало практической реализации этой части замыслов великого космиста.

Осмысливая жизнь с точки зрения её прекращения, Н.Ф. Фёдоров делает немало интересных и весьма актуальных предположений. В их числе гипотеза уникальности жизни на Земле. Наша планета, считает он, может быть единственной носительницей разума, спасения мира, тогда как другие миры могут оказаться всего лишь неудачными попытками природы. Кстати, в Библии ничего не говорится о наличии разумных существ, подобных человеку. Есть лишь мир людей и Царствие Небесное - обитель небожителей - ангелов, архангелов и др. В науке также есть гипотеза уникальности разумной жизни во Вселенной. Одну из них разрабатывал известный астрофизик И. С. Шкловский. Развивая эту гипотезу, можно с уверенностью сказать, что наличие множества разумных цивилизаций ставит под сомнение уникальность очага разума на Земле. Так же как каждый отдельный человек неповторим, так и каждая цивилизация единственна в своём роде. С этой точки зрения рассуждение Н.Ф. Фёдорова о том, что жизнь на Земле слишком хрупкое явление, которое в любой момент может быть прекращено, имеет чрезвычайно большое значение. Каждый человек при ощущении собственной смерти испытывает сильнейшее эмоциональное потрясение, но каков должен быть ужас при осознании гибели рода человеческого! К сожалению, человечество только в последние десятилетия осознало то, о чём так убедительно говорил один из самых талантливых русских космистов. И тот факт, что его замечание относительно деятельности нашей эксплуатирующей, но не восстанавливающей и поэтому идущей к своему концу цивилизации стало хрестоматийной истиной, говорит о постепенном осознании нашими современниками отдельных аспектов общего дела.

Преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим вторжением человека в биосферу; предотвращение мировой термоядерной войны; обеспечение человечества необходимыми для развития природными ресурсами; решение проблему народонаселения; предвидение негативных последствий научно-технической революции и т.д. предполагает установление нормальных отношений как между людьми, так и с природой. В этом отношении можно сказать, что человечество уже сегодня имеет прочное основание для общего дела. Ныне эта Фёдоровская идея наполняется содержанием глобальных проблем, а каково будет её конкретное содержание в будущем, зависит от достигнутого цивилизацией уровня развития.

И кто знает, может быть когда-нибудь человечество непосредственно встанет перед проблемой воскрешения. Ведь Фёдоров, обосновывая её, апеллирует к науке, а она развивается так, как ни одна сфера человеческого общества. Вот уже на горизонте забрезжило открытие энергоинформационных взаимодействий. В России, да и в других странах предпринимаются попытки создания теории энергоинформационных взаимодействий. Как ни странно, но Н.Ф. Фёдоров пишет о том, что воскрешение умерших поколений должно произойти путём установления и выявления резонансных энергоинформационных структур посредством направленной поисковой лучевой субстанции. Он даже предвидит этапы восстановления личностных форм жизни и разума. Это выявление амплитудных характеристик первомодели; использование конвекционных потоков в целях эмпирической отработки поисковой системы резонансного тождества; рассмотрение и обоснование исследовательской гипотезы взаимодействия малых молекулярных сил; идентификация элементов по критериям «свой» - «чужой», интеграция идентифицированных элементов в личностный тип; вызывание воскрешённой архитипической личности (81).

С позиций достигнутых в ноокосмологии результатов можно сказать, что

Н.Ф. Фёдоров вплотную подошёл к пониманию существования информационного пространства, в которое органично «вписаны» все живые и неживые структуры Космоса. Проводимое в ноокосмологии обобщение множества разнородных фактов указывает на возможность надёжного физического обоснования «информационного Космоса». Большое количество практических материалов, связанных с фундаментальными проявлениями внутреннего мира человека, а также наличие достоверных результатов научных экспериментов в области трансперсонального опыта людей, полученных с применением современных технических средств, позволяют очень серьёзно относиться к энергоинформационному полю Вселенной. Его освоение может привести к совершению фантастических достижений, в ряду которых проект воскрешения умерших будет выглядеть вполне обычной научной проблемой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.