Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дорка Справедливый



Дорка Справедливый

 

Консервативные графы, привыкшие за последние 50 лет, прошедшие со смерти императора Влада, к удобным императорам, сделали ставку на самого юного из претендентов. Поэтому в 2773, при поддержке ряда графов и столичных воинских отрядов, опустевший трон быстро и решительно занял двадцатилетний лорд Дорка Александр Форторрен, спешно взявший себе и своей семье фамилию матери, Форбарра (лорд в данном случае – титул, не имеющий отношения к наследованию графства, он связан с тем, что его мать – принцесса, дочь императора Александра Серга). Граф Фордариан занял нейтральную сторону, не выказывая собственных претензий на трон, а вот Анри Форбарра не был готов так быстро отказаться от своих прав. Вокруг него стали собираться его сторонники. Изначально какого-либо идеологического противоречия между сторонниками Дорки и Анри не было, но постепенно – по мере того, как Дорка стал проявлять себя, – оно проявилось.

Тем не менее, первый военный конфликт в правлении Дорки был старой доброй дракой за власть между двумя претендентами. Произошел он сразу же в 2773 году. В ходе боевых действий юный Дорка быстро проявил свой военный и организаторский талант, немало озадачив в том числе и своих сторонников, которые выбирали его на роль марионетки. Захватив значительную часть противоборствующей армии в плен, Дорка не распустил их по домам за определенный выкуп от графов, как это обыкновенно бывало раньше, а перевербовал, назвав их армией империи. Обращаясь же к собственному войску, где теперь вместе стояли победители (пока еще отряды отдельных графств, не считая Императорской кавалерии) и побежденные (начало будущей армии), он впервые в такой ситуации обратился к ним «Барраярцы!».

Очевидно, что такие действия посеяли значительную смуту в рядах как былых сторонников Дорки, так и его противников. В этом заявлении все справедливо увидели амбиции Дорки как объединителя Барраяра, что довольно быстро привлекло на его сторону графов-«экономистов», в числе которых на сторону Дорки открыто перешел и граф Фордариан. А вот вокруг Анри Форбарра стали собираться консерваторы, чьи вопросы к Анри были менее значительны, чем угроза им со стороны Дорки. Впрочем, Дорка умело использовал накопленные за время регентства противоречия между Анри и консерваторами, из-за чего им не удалось создать прочный союз.

В течение 2774-2775 борьба ведется по большей части политическими методами, причем на руку Дорке играет стремление графов-«экономистов» передать военное дело в руки императора, вплоть до того, что ряд его сторонников самостоятельно отдают свои отряды в армию империи. Однако сопротивление остается довольно сильным, а сам Дорка не делает резких движений, чтобы не лишиться той поддержки, которую имеет.

За 2775-2785 происходит ряд военных конфликтов, в которых по большей части победу одерживает Дорка и его сторонники, за счет чего позиция императора усиливается настолько, что в 2785 он предпринимает реформу армии, в ходе которой уничтожается право графов самостоятельно набирать войско. Армия сугубо выведена под командование императора. Рекрутские наборы проводят чиновники императора. Причем Дорке удается обставить дело так, что служба в армии становится престижной для простолюдинов, ну а кроме того, это их почти единственный шанс вырваться за пределы графства, т.е. в тех графствах, где дела идут не слишком хорошо, рекрутеры имеют возможность отбирать лучших из кандидатов, а в наиболее благополучных графствах, даже если вокруг рекрутского набора не будет бешеного ажиотажа, то и избежать службы никто не будет пытаться.

Служба простолюдинов в армии регулируется следующим образом. По рекрутскому набору простолюдин обязан отслужить 20 лет, после чего он может выйти в отставку и получать пенсию от императора. Те же, кто отличился за время службы, могут продолжать служить – т.е. пойти на вторую двадцатку, в ходе которой даже для простолюдинов есть возможность выдвинуться в младшие офицерские чины. Всем отслужившим гарантированы пенсия и льготы, а также государственная забота о вдове и детях погибшего на службе солдата. Также за примерную службу при выходе в отставку простолюдин мог получить титул «имперского вассала» (здесь Дорка опирается на реформы Влада), что, по сути, выводило его в положение между простолюдинами и форами.

Одной из причин успеха подобной реформы становится, как ни странно, неурожай 2782-2783 годов, вызвавший голод в ряде графств и следующую за ним волну крестьянских восстаний, с которыми графскими армиями бороться не слишком удобно, в то время как имперская армия, лишенная привязки к конкретному графству оказывается эффективнее, что вынуждает графов поступиться своими привилегиями, чтобы усидеть на своем месте.

(Так, Анри Форбарра, соперничеству с которым после решительной победы в 2773 Дорка не придавал особого значения, оказался убит во время крестьянского восстания в графстве одного из его сторонников, где он в это время жил и выступил вместе с отрядом графа на подавление этого восстания. [ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША ФАМИЛИЯ])

Наиболее известен из свода законов, регулирующих новое положение армии, закон об оруженосцах.

1. Bладеть личным оружием дозволено только форам – "мышце империи и правой руке императора".

Следствие: простолюдин собственным оружием владеть не может.

2. Bассал императора – граф или графский наследник – может дать простолюдину свое оружие, приняв у него присягу оруженосца.

Следствие: если присягу оруженосца примет у простолюдина кто-то помимо императорского вассала секундус, это будет преступлением.

3. Оруженосец полностью подчинен своему сеньору, а сеньор несет за него полную ответственность.

Следствие: ответственность за применение оруженосцем оружия целиком ложится на его сеньора.

Следствие: оруженосец подсуден только суду своего сеньора

Следствие: раз это подчинение абсолютно, в оруженосцах не может состоять человек, принесший императору присягу (например, солдат на действительной службе или фор) - дабы не происходило конфликта присяг.

4. Оруженосцы нужны для личной охраны своего сеньора, поэтому их не может быть более 20.

Взято здесь: http://lavka.lib.ru/bujold/b_vorlaw.htm

 

О присяге следует сказать отдельно

(данный раздел условно называется «Сижу, примус починяю»).

Граф присягает и всегда присягал императору как его вассал primus.

Те, кто присягал графу, то есть его наследники, его форы etc. назывались вассалами secundus императора Барраяра.

После закона об оруженосцах, принятого Доркой, графу присягали только его наследники по прямой мужской линии в момент совершеннолетия (т.е. только сын и внук) и 20 дозволенных оруженосцев. При этом наследники сохраняют название вассалов secundus.

Сводя воедино слова Эйрела Петру «Как графский наследник, я вложил свои руки в ваши» и слова Майлза «Я принес клятву верности прямо Грегору Форбарре, как вассал секундус» предположим, что отмена присяги наследника графу произойдет во время правления Эзара, однако именование «вассал secundus» переживет эту отмену как дань традиции. Таким образом, «вассал primus» — это всегда только граф, а «вассал secundus» — графский наследник или наследник наследника. Все остальные никакого специального именования не имеют.

 

Было бы ошибкой думать, что реформа была встречена дружными и продолжительными овациями, однако на момент ее силы императора и графов были уже неравны. И хотя графское сопротивление новому устройству не прекращалось во все правление Дорки, серьезной угрозы императорской власти оно создать не могло.

Одним из крупных конфликтов после 2785 года стало произошедшее в 2788 году выступление коалиции графов, во главе которой стоял граф Пьер Алекс Форкосиган (дед известного нам Петра) [ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ и ВАША ФАМИЛИЯ]. В то время как часть его союзников оттянули на себя внимание Дорки и его армии, Форкосиган намеревался быстрым маршем пройти на столицу через лишенное войска графство Фортала. Однако Влад Фортала был также не против вспомнить былые времена и довольно быстро набрал кавалерийский отряд. Чтобы не вступить в противоречие с законом об оруженосцах, Влад набирал свой отряд якобы от лица императора, и при первой же возможности передал этот отряд в его руки, но до того ему удалось не только остановить Форкосигана, но и перенести боевые действия на территорию его графства и при помощи подошедшего имперского отряда сжечь замок Форкосиганов (собственно, именно от упомянутого в каноне сожжения замка в конце периода изоляции и выстроена эта история; передача кавалерийского отряда императору – также канонный факт, от нас лишь совмещение всего этого). Сам Пьер Форкосиган, предположительно, сгорел вместе с замком. С сообщниками Форкосигана Дорка обошелся решительно, более чем кто-либо другой используя весь арсенал сурового барраярского законодательства.

Наследника же Пьера, графа Зелига Форкосигана, Дорка привязал к себе в следующем 2789 году при помощи брачного союза с юной дочерью одного из виднейших своих союзников – Петера Пьера Форратьера, прозванного Кровавым, который сам был женат на сестре Дорки.

Останавливаясь подробнее на одиозной фигуре Петера Пьера Форратьера, в эти прекрасные времена заслужившего прозвище Кровавого, следует заметить, что по своему положению Форратьер не примыкал ни к одной из существующих партий, однако обладал таким влиянием, что одним из первых действий Дорки на пути к утверждению собственной власти, был брачный союз между Пьером и его сестрой. На момент свадьбы в 2773 сестре было 19, однако ей удалось в дальнейшем обрести славу единственного человека, которого боялся Пьер Кровавый. За счет ее влияния Пьер выступал в основном как соратник Дорки, однако сумел прославиться определенной автономностью, сохраняемой несмотря на все дальнейшие действия Дорки. Впоследствии, для утверждения этого союза и сам Дорка женился на сестре Пьера в 2786 году.

 

Добившись определенного успеха в военной реформе, Дорка также изменяет и порядок управления государством. Он создает министерства как орган исполнительной власти (до того существовали лишь временные комитеты, образованные из членов Совета графов или назначенных ими лиц), при этом министерства подотчетны лишь императору, Совет графов может лишь ходатайствовать о расследовании деятельности не устраивающего их министра.

Дорка сохраняет за Советом графов право вето на собственные законодательные решения, да и вообще во всем, что не касается военной реформы, он довольно активно с Советом сотрудничает. Что касается принятия военной реформы в 2785, законность этой процедуры выглядела весьма сомнительной (Совет голосовал в неполном составе, и император не стеснялся в средствах для получения нужного вердикта). Именно такой не вполне легальный способ ее принятия и стал поводом к последующим выступлениям, но провести эту реформу иначе было невозможно, а ее необходимость Дорка отчетливо сознавал.

Пойдя на такой шаг, в остальном Дорка старался позволить графам сохранить лицо и их положение столпов империи и опоры трона. Так Дорка разделил с графами судебную власть: граф оставался высшим судьей в своем округе, однако Дорка вместе с Советом активно работал над формированием единого свода законов, обязательного для исполнения в каждом графстве. Суд же над графами Дорка оставил в юрисдикции Совета, включая и обвинения в измене. То ли за счет этого, то ли за умение использовать всю мощь карательной системы в своих интересах, Дорка и получил прозвище «Справедливый».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.