Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





От колонии к империи



 

нелепое,

освященное традициями предков,

висящее на одном гвозде,

неуклюжее общественное устройство

(c, канон)

 

На первое были плоды просвещения,

А на второе – кровавые мальчики.

(с, Егор Летов «Русское поле экспериментов»)

 

 

От колонии к империи

 

(все числа в данном разделе условны)

 

Барраяр был открыт в 2243 году. Свое имя он получит впоследствии, но для простоты будем использовать его.

Эта планета стала в какой-то степени воплощением мечты землян, уставших от перенаселения и экологических проблем: физические параметры и климатический режим, предельно близкие к земным, хорошая атмосфера – единственное, что необходимо было «исправить» – это местная экосистема. Было принято решение о колонизации Барраяра как сельскохозяйственной планеты: любое экологически вредное производство должно было располагаться на космических станциях на орбите планеты, сама же планета рассматривалась как огромная плантация / охотничьи угодья / зона туризма – споры о лучшем использовании территории еще велись, когда к Барраяру вылетели первые колонизаторы. Барраяр при этом не рассматривался как будущий экспортер продовольствия – подобные космические перевозки были не выгодны. Однако предполагалось, что планета постепенно перейдет на самообеспечение, а богатые полезными ископаемыми астероиды и спутник планеты позволят сделать этот затратный проект достаточно выгодным. Итак, начиная с 2370 года на Барраяр постепенно переселяются в общей сложности пятьдесят тысяч человек, в основном это примерно равные группы русских, англичан, французов, заметно меньшее число греков и незначительное – представителей других наций. Это люди 24-ого века, которые по тем или иным причинам предпочли занятие сельским хозяйством и предприняли ради этого космическое путешествие, покинув привычную Землю. А также ученые-исследователи, медики, инженеры, техники, строители и администраторы, отправившиеся строить новый мир и обеспечивать его нормальное функционирование.

 

Продолжение истории всем известно: в 2385 году «схлопнулся» единственный ПВ-туннель, соединявший Барраяр с остальной галактикой. Произошедший в результате этого выброс энергии пришелся на объекты, находящиеся в космосе и вывел их из строя, их восстановление без производимых на Земле материалов и оборудования было невозможно. В том числе была уничтожена вся инфраструктура энергетики. Запасы топлива на планете были незначительны.

Еще в начале 24-го века произошла похожая катастрофа в одном из пространственно-временных туннелей рядом с колонией Альфа. (Причиной была неполадка двигателя корабля, двигавшегося через ПВ-туннель и нестабильность этого туннеля, которые по совокупности вызвали огромный выброс энергии в сторону планеты, результатом чего стало практически моментальное уничтожение экосистемы планеты и гибель ее населения. Туннель за прошедшие 80 лет не восстановился, события стали известны остальному миру из-за того, что роковой туннель к колонии Альфа был не единственным.) Зная все это, колонисты не рассчитывали на восстановление связи и постарались сделать возможной и даже сколько-то комфортной свою жизнь здесь.

 

(Дальнейшие построения строятся на следующей идее: чтобы в Период изоляции получить Высокое Средневековье, а не Каменный век, надо начинать с довольно-таки развитых технологий обработки металла.)

 

Поселенцы сосредоточились на том, чтобы извлечь из баз данных информацию о способах производства в отсутствие энергоресурсов. Поскольку времени было немного, от идеи создания электросети из подручных материалов сразу отказались (а ее на планете не было, поскольку основным энергоносителем был аналог известного нам из книг «приемника спутниковой энергии» не спрашивайте, как это). Однако из предшествующих промышленной революции эпох поселенцы постарались взять все лучшее. Правда, при определенных успехах, таких, как успешно освоенная технология производства чугуна и стали или неплохой уровень кузнечного мастерства, случались и провалы: все попытки создать паровую машину закончились ничем. Были освоены и определенные месторождения железной руды и каменного угля (впрочем, с ними все, как всегда, сложилось не слишком благополучно, о чем см. ниже), для нужд горной добычи освоена технология изготовления пороха. Тем не менее, даже более благополучное, чем в Средние века на Земле, сельское хозяйство на Барраяре неизменно связано с экспериментом, поскольку терраформирование Барраяра не было завершено, и ошибками именно на этой почве обусловлена большая, чем на Земле, активность мутагенов. Кроме того, часть «завезённых с Земли растений и животных вырвались на волю и одичали, пока люди были заняты более насущными проблемами выживания». На воле они перемешались с еще не окончательно истребленными исконной флорой и фауной Барраяра. «Так за многовековой Период Изоляции самые приспособляемые виды из обоих миров в борьбе создали новое равновесие» (в кавычках даны цитаты из книг).

 

Большая часть будущих графств заселена еще в процессе колонизации, причем каждая территория более или менее способна к самообеспечению продовольствием – с большим или меньшим разнообразием в зависимости от климатических условий. Связи между территориями после катастрофы обрываются – найти замену флайерам и коммам (ну или их аналогам из 24-го века) так и не удается. Улучшению связи способствует распространение лошадей (первое барраярское крупное состояние должно быть сколочено именно на их продаже), однако поддержание связи становится задачей уже не одной территории, а сразу множества или же всех. Так вскоре после катастрофы появляется Совет округов (прообраз Совета графов) – регулярные встречи представителей администрации всех территорий.

 

 

Заметка о графах

 

Что же до самих графов, их историю, пожалуй, стоит вести от того момента, когда администрация каждой из территорий в силу тех или иных причин вооружается. Где-то это происходит из-за того, что население территории без дополнительных аргументов не спешит расставаться со своим добром в пользу управителей, где-то с переменой власти, где-то – с опасностью, исходящей от соседей. Причин масса, суть же в том, что во главе территорий становятся графы, чье именование происходит, вероятно, не только от слова «графа» или «счет» («count»), а от замечательного английского «graft» (1.1) взятка, подкуп; незаконные доходы, 2) брать взятки; пользоваться нечестными доходами; 2. работа – в общем, «есть такая профессия…»).

Существует и другая версия (документальных свидетельств об этом периоде осталось исчезающе мало), согласно которой власть сразу же после катастрофы захватили преимущественно сотрудники службы безопасности оказавшейся в изоляции колонии, и именно они позаботились о том, чтобы технологии производства древнего оружия были освоены.

В любом случае, в первую очередь все силы были брошены на обеспечение выживания колонии, и по мере освоения горного и кузнечного дела наиболее предприимчивые люди обнаружили, что для него все готово, оставалось только стряхнуть налет цивилизации. В общем, пока одни заняты изготовлением плугов, другие – их применением к делу, наиболее предприимчивые и решительные люди приходят к власти и удерживают эту власть отнюдь не мирными методами. При этом получается, что каждой отдельной общине или территории выгоднее кормить своих защитников, чем самим отваживать грабителей или подвергаться разорению. Так довольно быстро после начала Периода изоляции среди колонистов выделяется будущая элита за счет чего-то среднего между технологией «крышевания» и общественным договором.

 

Переход на новый уровень военного дела – когда в столкновения были вовлечены не отдельные группировки внутри одного графства, а сразу несколько графств – также был связан с горной добычей.

 

(В дальнейших измышлениях я опираюсь на прекраснейший источник (https://seva-riga.livejournal.com/664219.html), позволяющий разобраться в том, какие примерно технологии могли войти в Период изоляции: «Путь любого меча или ствола пушки всегда начинался гораздо раньше металлургического горна и, тем более, кузницы. Любой металл — это в первую очередь топливо (уголь или кокс для его выплавки), а во вторую очередь — сырьё для его производства. Всё дело в логистике процессов перевозки руды и топлива, необходимых для производства железа в средние века. Ведь основным, причём наиболее качественным топливом для выплавки средневекового железа, служил древесный уголь. Даже сейчас, в современный просвещённый век, задача получения качественного древесного угля является отнюдь не простой. Наиболее качественный древесный уголь получается только из очень ограниченного количества пород дерева — из всех достаточно редких и медленно растущих твёрдолиственных пород (дуб, граб, бук) и из русской берёзы. Уже из хвойных — сосны или ели древесный уголь получается гораздо более хрупким и с большим выходом мелочи и угольной пыли, а пытаться получить хороший древесный уголь из мягколиственных осины или ольхи практически нереально. [Предположим, что местная растительность неплохо подходила для этих целей, но эффективность точно так же зависела от вида древесины.] В случае же, если достаточного количества лесов на территории, где водились месторождения железа, не было, или же леса в данной местности были уничтожены предыдущими поколениями металлургов, приходилось выдумывать различные эрзац-заменители» – или искать другие месторождения или способы получения руды.)

 

Информация о месторождениях на планете была собрана еще в момент предшествующих колонизации разведок, и эти данные были извлечены и сохранены, однако баланс между удобством разработки, близостью топлива и наличием тех, кто способен всем этим заниматься, через 100 лет после катастрофы удавалось найти исчезающе редко. Что и стало поводом к военным конфликтам уже не внутри графств, а между графствами. Понятное дело, что такая обстановка не способствует развитию благосостояния – чем больше людей втягиваются в войну, тем меньше остается тех, кто занят мирным трудом, ряд технологий утрачивается, что-то забывается... Весь этот процесс занимает порядка ста лет, и в конце первого века изоляции над выживанием колонии нависает реальная угроза.

 

Именно эта атмосфера возвышает Тау Фарадара – человека, опередившего других в воинском мастерстве и сумевшего подчинить себе Совет округов и переименовать его в Совет графов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.