Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Становление империи



Становление империи

 

Самую первую систему управления Барраяром (когда в каждом будущем графстве, то есть округе, существует местное управление, а представители его собираются вместе в будущий Совет графов, пока еще называемый Советом округов для решения общих вопросов) можно даже назвать демократической. Демократия в смысле выборности управителей за первый век изоляции отмирает, причем в разных графствах по-разному: где-то выбирают управителей из одной или нескольких ключевых семей, где-то происходит вооруженный захват власти одним кланом.  Тау Фарадар, по сути, уничтожает остатки этой «демократической» системы, утверждая императорскую власть на Барраяре.

Этому способствует явный кризис Совета округов – на фоне продолжающейся войны за передел ресурсов они в течение длительного периода не способны договориться до сколько-нибудь стабильного положения. Это делает возможным возвышение того, кто «знает, как надо».

Тау Фарадар прежде всего именно успешный военный лидер, и в своих политических действиях он опирается именно на военную партию (в ней есть и члены старого Совета округов, и люди далекие прежде от управления чем-либо, но лично преданные ему и успешные в военном деле). Войско Фарадара отличается от всех прочих тем, что там солдаты получают жалование. До того воюющие стороны – это скорее ополчения тех или иных округов, возможно, Фарадар не единственный, кто придумал идею платить войскам, но он сумел обеспечить регулярность этих выплат. После победы Фарадар называет себя императором, а своих сторонников – форами, за управителями округов закрепляется титул графов, а за округами – название «графства».

Он разрешает владеть оружием и землей только форам; главной ответственностью графов делает сбор налогов с вверенных им территорий в пользу императора; на себя он берет вопрос доставки налогов из графства в столицу (отсюда берет начало слава аудиторов); ну и главным образом в руки императора уходит общее управление – прежде всего, обеспечение связи между графствами и развитие дорожной сети, а также решение споров между графствами – то, что не удалось сделать без императора.

Фарадару удалось установить новую вертикаль власти, не вызвав мощного сопротивления тех, кто не вошел в сословие форов, поскольку в течение его войн за власть это сословие было открытым –  любой перешедший на его сторону мог стать фором. После же установления власти императора, Фарадар сумел организовать поддержку бедствующих (и потому наиболее готовых к восстанию) крестьян за счет собираемых налогов, всячески противопоставляя сильную и беспристрастную фигуру императора деятельности прежней администрации.

В истории Барраяра образ Фарадара очень значим как пример сильного военного лидера, железной рукой устанавливающего порядок. Критический момент, в который он вышел на сцену, разумные и успешные принятые им меры, все это обеспечило популярность не только ему, но и самой идее военной власти как лучшей для этой планеты.

Тау Фарадар – первый строитель того Барраяра, который мы знаем, – решительно отстранил женщин от любого управления и военного дела. И до того женщин, участвующих в войне, было немного, причиной чему необходимость выживания и восполнения численности населения, однако решительный запрет, вошедший в дальнейшую традицию, связывается только с его именем.

Фарадар становится императором около 2500 года, его правление продолжается 8 лет.

 

У Фарадара не было сыновей, ему наследовал его племянник Огюст Барра, вернее, уже Форбарра. Так граф Форбарра стал императором Барраяра, и, несмотря на все дальнейшие волнения и гражданские войны, титул императора неизменно оставался в этой семье.

Долгое правление Огюста Форбарры (2510-2538), куда более мирное, чем правление его предшественника, стало временем закрепления достигнутого и стабилизации созданной Фарадаром системы. Ему приходится подавить ряд восстаний против императорской власти, где-то графских, где-то крестьянских. Последних больше, и именно систематические победы войска форов над крестьянскими отрядами и приводят к усилению зависимого состояния крестьянства, хотя, под воздействием этих восстаний император расширяет обязанности аудиторов, и, кроме контроля над сбором налогов, доверяет им и контроль над деятельностью графов в округе.

Наиболее ярким примером такого рода является крестьянское восстание 2515-2517 гг., охватившее несколько графств [ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША ФАМИЛИЯ], в результате которого были казнены как вожди восстания, так и графы, своими действиями спровоцировавшие крестьян. Причем для последних и была придумана казнь в клетке, ставшая после этого неотъемлемой частью Барраярского права.

(Еще о терминологии: термин Барраяр для обозначения государства или планеты появится на наших страницах позже, однако «Барраярское право» - термин, возникающий как раз при Огюсте, и обозначает он принятые императором и обязательные для выполнения на всей подконтрольной ему территории законы.)

Одно из восставших графств, лишившееся в результате действий императора своего графа, достается одному из его известных сподвижников – первому графу Форкосигану.

 

Огюст Форбарра реформирует Барраярскую армию. Если Тау Фарадар принимал в свою армию всех, вне зависимости от региона происхождения, то созданная им система графств уже не позволяет императору столь вольно пополнять армию. Огюст доверяет графам формирование воинских отрядов, законодательно определив, какое графство выставляет какое войско. Причем от графа требуется предоставить нужное число солдат-простолюдинов и офицеров-форов, а формирование действующих отрядов остается за императором, и он довольно аккуратно перемешивает эти отряды, чтобы не допустить значительного усиления отдельного графа. Наиболее привилегированный отряд, куда отбирают лучших из лучших, получает имя Имперская кавалерия, и, забегая вперед, скажем, что даже когда затяжная война графов с императорами лишит императора контроля над другими военными силами Барраяра, Имперская кавалерия останется престижным соединением, формируемым из представителей различных графств – из-за чего станет одной из значимых сил в объединении Барраяра.

Возвращаясь ко временам Огюста, следует отметить, что тогда же законодательно было установлено понятие военного и мирного времени, и количество войска в мирное время было весьма невелико. Себе император оставлял право объявлять начало военного времени и сбора войск, а что бывает с теми, кто решил выступить против его воли, Огюст наглядно показал, придумав клетку. При этом он же усиливает роль Совета графов как законосовещательного органа и старается все свои решения проводить через него, хотя ведущая роль самого Огюста очевидна.

Он же закладывает основы культа предков, вернее, связывает именно с этим культом идеологию императорской власти, всячески возвышая светлый образ Тау Фарадара. Как ни странно, в памяти потомков правление Огюста менее заметно, чем правление Тау Фарадара, поскольку в меньшей степени связано с воинской славой и образом императора-воина.

 

Во времена первых императоров появляется и такая неотъемлемая часть барраярской культуры как институт присяги. Тау Фарадар требует с тех, кого он называет форами, присяги себе, суть которой заключается в беспрекословном подчинении в период не только военного, но и мирного времени. Огюст расширяет это понятие и вводит также и присягу простолюдинов графам. При этом форы имеют право выбирать, кому присягать – своему графу или императору, а простолюдин может в случае конфликта с графом рассчитывать на то, что император освободит его от присяги и даст возможность присягнуть другому графу.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.