|
|||
Кредитаня кооперация в России в 1880-х — 1910-х гг.· Кредитаня кооперация в России в 1880-х — 1910-х гг.
Первое ссудосберегательное сообщество было образовано в 1865 году в Костромской губернии.
Подобно потребительским кривая прироста ссудно-сберегательных товариществ в 80-е годы скользила вниз Выяснилось , что большинство крестьян членов ссудно-сберегательных товариществ – не кредитоспособны . Земля была общинной – поэтому продавать нельзя . Старые дома и постройке не представляли никакой ценности для возврата ссуды переписывали на новый банков (для залога) Следовательно взыскать ссуду было трудно. Поэтому просрочки товариществ ок и почти каждая четвёртая их них превращалась в долгосрочную.
В управлении ссудо-сберегательных товариществ было много недостатков . По отзывам литературы тех лет мошенноичество , растраты , подлоги, подставки решений общих собраний , спользование влиятельными членами денег товариществ для ростовщичества было обычным явлением .
В результате этих негативных явлений земства сокращали финансирование ссудно-сберегательных товариществ и участие в их деятельности. Правительство решило попроавить положние . В 1889 году был утверждён институт земских начальников , которым был порученадзор за ссудо-сберегательными товариществами.
Но эта мера не улучила хозяйственную деятельность ссудно сберегательных товариществ, так как земские начальники больше наблюдали за политикой , чем за отчётностью.[19]
Идея, по всей видимости, носилась в воздухе, поскольку практически одновременно подобные организации возникли во многих других городах России. К концу 19 века их уже стало 117, и объединяли они более 83 тысяч человек. В последующие годы кредитные товарищества кратно увеличивали свою численность, и к 1914 году их уже было более тысячи. Кооперативное движение росло, подобно снежному кому, и к 1916 году насчитывало более 16 тысяч сообществ с общим числом пайщиков свыше 10 миллионов человек.[20]
Практически каждый четвертый житель царской России был членом товариществ. Чем же привлекла кредитная кооперация наших прадедов?
Кредит для крестьян в Российской империи попытались организовать в начале 90-х годов 19 века. Крестьянам было разрешено получать ссуды с неиспользованных остатков мирских сборов (местных налогов). Поскольку руководство этими кассами было вверено местной крестьянской администрации, возникли злоупотребления. Кроме того, правительство обязало заемщика найти поручителя на каждые 5 руб. просимой им ссуды, при этом минимальная сумма, которую имело смысл брать в ссуду, составляла 40-50 руб.[21] Естественно, что при таких условиях они не получили распространения.
В начале 80-х годов 19 века в России решили воспользоваться опытом Германии. Основоположник движения крестьянских кредитных кооперативов в Германии Шульц-Делич обрел в России множество последователей. Принципиальные отличия заключались в том, что участвовать в них могли не только крестьяне, а капитал товариществ образовывали сами участники. Однако, многие крестьяне в то время еще не осознавали принцип действия ссудного механизма. Считая мирские деньги своими, они и ссуды рассматривали не как капиталистический кредит, который надо пустить на расширение производства, а как вспомоществование на случай нужды.
В 1895г. в России был введен новый тип кредитных учреждений - кредитные товарищества. Будучи, как и ссудосберегательные товарищества, всесословными, они имели то важное отличие, что основной капитал их составлялся из ссуд Государственного Банка.
Закон провозглашал основной целью товариществ предоставление дешевого кредита малодостаточным крестьянам. Этот характер товариществ подчеркивался и максимально допустимым размером ссуды – 100 рублей.[22] Кроме краткосрочных ссуд - до 1 года - закон предусматривал и возможность выдачи долгосрочных ссуд - до 5 лет. В 1904 году при Государственном Банке специально было создано Управление по делам мелкого кредита.
Материальная поддержка кредитных товариществ государством сыграла заметную роль в их развитии. Займы Государственного Банка предоставлялись без ограничений. Частные вклады составляли не более одной четверти капиталов кредитных кооперативов. Товарищества фактически превратились в посредников Государственного Банка по распространению кредитов, получая от него по несколько тысяч рублей ссуды в основной капитал и затем еще дополнительно целевые кредиты. Ссуды своим членам предоставлялись под 7-9% годовых, что было на порядок ниже стоимости ростовщического кредита, и поэтому привлекало крестьян, желавших занять деньги. Государственному Банку это тоже было выгодно, так как сам он заниматься мелким кредитом не мог. Выяснять платежеспособность каждого из тысяч заемщиков-крестьян было бы для банка не под силу, в то время как члены товариществ знали состояние хозяйства друг друга и могли точно определить, кому кредит доверить можно, а кому нет.
Общество было организовано в Санкт-Петербурге при двухстах членах с оборотным капиталом в 14 тысяч 330 рублей и минимальным взносом для каждого члена в 30 рублей. [23]Фактическим создателем общества взаимного кредита стал Евгений Иванович Ламанский, в то время товарищ управляющего Государственным банком. На основании изучения европейского опыта Ламанский написал книгу "Общества взаимного кредита", ставшую теоретическим обоснованием создания первой организации. В общество вошли представители различных общественных слоев и сословий - от мелких лавочников и крестьян до крупных торговых фирм и сановных лиц. Привлеченные выгодами устойчивого кредита десятки тысяч людей понесли в общественные кассы свои сбережения, которые хранились доселе в кубышках и подпольях. Эти огромные средства позволили в короткие сроки оживить промышленность и торговлю всей России.
В Сибири рост кредитных товариществ был несколько задержан по сравнению с центром России. По известным причинам в Сибирь медленнее проникали товарно-денежные отношения. Развитие капитализма за Уралом получило значительный толчок лишь с прокладкой Транссиба в 90-е годы 19 века.
Первым сибирским городом, где возникло общество, стал Томск. В начале своего создания Томское общество взаимного кредита объединяло 57 учредителей. К 1 января 1910 года оно объединило в своих рядах уже 2 тысячи членов с суммарным собственным капиталом свыше 150 тысяч рублей, капиталом в сумме свыше 800 тысяч рублей и ежегодным вексельным оборотом в несколько миллионов рублей. Впоследствии аналогичные учреждения были основаны в Челябинске, Иркутске, Ново-Николаевске, Барнауле, Бийске, Благовещенске, Владивостоке и других городах. К концу 1913 года в Сибири работало уже 14 обществ взаимного кредита. Из них 5 находились в Западной Сибири, а 9 - в Восточной. Они объединяли в своих рядах свыше 12 тысяч членов и имели собственный капитал до 40 млн. рублей, а также до 2 млн. привлеченного капитала.[24]
В конце XIX - начале XX вв., как правило, в руководящие органы обществ взаимного кредита входили известные люди. Литераторы, ученые, деятели искусства, имеющие опыт управления людьми, становились во главе кредитных учреждений. Например, членом правления Московского общества взаимного кредита был известный публицист И.С. Аксаков. Впрочем, современники не были едины во мнении по вопросу об успешности кредитной кооперации в России. Идеалисты разочарованно заявляли, что товарищества потеряли изначальную идею кооперации - взаимный кредит товарищей, основанный на личном доверии и принципе бездоходности предприятия. Кредитные товарищества превратились просто в мелкие банки, заемщики которых совсем товарищами не являлись, а правление извлекало из ведения операций существенную прибыль. Но, если отвлечься от высоких идеалов и просто взглянуть на факты, то окажется, что товарищества успешно росли и развивались, чего не могло бы произойти, не будь они выгодны населению.[25]
|
|||
|