|
|||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСтр 1 из 5Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)
Юридический факультет Кафедра теории и практики кооперации Контрольная работа по дисциплине мировой и отечественный опыт кооперации На тему: «Развитие кооперации в российском обществе в 1880-х — 1910-х гг.»
Выполнил: студент 1 курса 12 группы ЮФ очной формы обучения учебный шифр Коршунов Антон Андреевич Проверил: старший преподаватель Барков Георгий Алексеевич
Москва, 2011 г. Содержание:
I. Введение………………………………………………………………………………….3 II. Основная часть 1. Потребительская кооперация в России. Териториальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности………………………………………………….……5 2. Производственная кооперация в России. Териториальное распределение, динамика и организационно-правовые особенности……………………………………………….…….10 3. Кредитаня кооперация в России. Териториальноераспределение, динамика и организационно-правовые особенности………………………………………………………13 III. Заключение…………………………………………………………................................17 Список литературы…………………………………………………..........................................18
Введение До ХХ века кооперация в России развивалась относительно слабо и охватывала небольшое количество людей. В основе кооперативного движения были либерально настроенные , но достаточно надёжные дворяне , чиновники , духовенство.
Самодержавный режим остерегался развития кооперации в целом. Из-за этого все кооперативные движения были взяты под наблюдение и контроль . Каждый из кооперативов был под надзором одного из ведомств (кредитные кооперативы -под надзором Министерства финансов, потребительские - Министерства внутренних дел, артели - Министерства торговли и промышленности, сельскохозяйственные товарищества - Министерства земледелия и государственных имуществ), а порядок их создания и деятельности диктовался «нормальными», т.е. идентичными для всей России, или «образцовыми» уставами, создававшимися соответствующими органами. В связи с отсутствием специального закона для кооперации миистерства при создании уставов кооперативов опирались на положение «О благотворительных обществах и кассах». На основе этого положения одобрением уставов занимался главный начальник по делам местного хозяйства МВД. Если в уставы включались какие-либо правила , привилегия , приемущества не предусмотренные действующим постановлением , то требовался ответ Совета Министров. Известно, что в начале XX века кооперативное, движение в России приобрело небывалый размах. Число кооперативов в стране возросло с 1625 на начало 1901 г. до 47187[1] на I января 1917 г. Особенно быстро росли кооперативы типа сельскохозяйственных обществ. Их количество за указанный период возросло в 44 раза[2] . По оценкам экономистов, в кооперативном движении непосредственно участвовало 14 млн. чел., а с членами их семей - 84[3] млн., т.е. свыше половины населения страны. Эго позволяло сделать вывод о том, что предреволюционная Россия занимала по числу кооперативов и членов их, безусловно, первое место во всем мире . Пройдя ряд этапов в своем развитии — от зарождения в 60-х гг. XIX в., первого подъема движения в 70-х — начале 80-х гг., спада с середины 80-х до конца 90-х гг., оживления и расцвета в начале XX в. Одновременно все более возрастает ее роль в культурно-хозяйственной и общественно-политической сферах. Но если ее хозяйственная деятельность так или иначе нашла отражение в советской и дореволюционной историографии, то место и роль ее в общественной и политической жизни России еще не привлекли в должной мере внимание исследователей. Сравнительно немногочисленные работы, затрагивающие этот аспект истории кооперативного движения, посвящены в основном попыткам большевиков использовать кооперацию, главным образом рабочие потребительские общества, в целях революционной пропаганды и усиления своего влияния в рабочей среде, что далеко не исчерпывает проблему[i] После одобрения Утсава кооперативы обязаны были управляться «частью общими для подобных установлений в ведомстве МВД узаконенными правилами, частью особенными, по местным обстоятельствам, с утверждения начальства допущенными». Кооперативы ,как и благотворительные обществ , должны были придерживаться некоторым правилам :1) предоставлять ежегодные отчеты начальнику Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел по «предназначению уставов»; 2) отчеты удостоверялись самими учредителями или Советами в том, что они «составлены верно противу подлинных шпуровых книг и имеющихся документов». Местный контроль за кооперативными организациями осуществлялся начальниками губерний.Контроль на местах за кооперативами осуществял начальник губернии.[4]
|
|||
|