Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Производственная кооперация в России в 1880-х — 1910-х гг.



· Производственная кооперация в России в 1880-х — 1910-х гг.

 Кооперативные взгляды существовавшие в России достаточно различны в отдельные периоды. Некоторые позаимствованы у зарубежных авторов и скорректированы под российские условия , другие созданы этими же условиями внутри России.

 

К производственным кооперативам представляющим один из типов совместного производства , относятся объединения ,созданные для производства каких-либо сельскохозяйственных продуктов – змледельческие производственные товарищества .Попытки создания подобного рода кооперативов в виде общины , где земля и орудия производства ообщие имели место во многих странах , в том числе и России . Организация данных промышленных объединений , несмотря на огромные государственные и частные вложения средств заканчивались как правило неудачей .

 

В отечественной кооперативной истории нет данных о количестве производительных землевладельческих кооперативов , кроме одного слова “много”. Один из них землевладельческая колония “Криница” – просуществовала более 25 лет , поставив тем самым рекорд такого рода , социального эксперимента.

 

Российские интеллигенты задумывались над вопросом: по тому ли существует община , что народ наш проникнут принципами общинного землевладения ,т.е. имеет привыку к общине, что живёт в условияхколлективного владения землёй?(Г.В.Плеханов)[ii]

 

Земледельческая община “Криница”. Само её название один из эпизодов истории интеллигентских исканий форм идеальной жизни . Предыстория её начинается с 1879г., когда группа интеллигентов приобретая землю Уфимской губернии, образовала землевладельческую общину . Основатель её , Виктор Васильевич Еропкин , сын лейтинанта , выходец из аристократической семьи , окончил два факультета Московского университета .

 

Сущность идеи членов уфимской общины отразила ее программа :

1. Общежитие должно быть основанно на начлах правды и справедлвости

2. Правда будет осуществляться в жзни, когда каждый без всяких стеснений будет выражать свои сокровенные мысли.

3. Справедливость должна вытеснить личные внутренние побуждения человека, всякий должен думать не о своих правах, об обязанностях в отношении к другим, права же каждого даются ему другими.

4. Вся психика членов общины воспитывается на этих началах, и совершается нравственное перерождение лчности ,порядок устанавливается сам собой , и формы общежития, вытекаюищие из основных этических начал, находятся без труда .

 

 

Новой точкой отсчёта жизни общины стал сентябрь 1886г., когда коммунары переехали на Кавказ, где Ливандии на берегу Черного моря были приобретены 164 дес.[13] Земли. Формально, всё имущество было переданно одному юридическому лицу, что позволяло общине действаовать самостоятельно на основани договора, утверждённого общим уставом.

 

Материальную базу общины (капитал) состовляли земельные угодья, на которых распологались виноградники ,плодовый сад , огород полевое хозяйство , усадьба , девять каменных домов , хозяйственные постройки (скотный двор, винодельня ,пчельня , птичники) социальные и культурно развлекательные учереждения ( баня, прачечная , магазин , клуб , школьные дома жилые дома ). Бюджет общины составлял 10 тыс. руб.[14] в год. В 1906г. В результате неудовлетворенной хозяйственной деятельности было потеряно 4 дома, две десятины сада , скотный двор , баня , прачечная , часть земли и надворных построек.

 

Хоязйственная жизнь колонистов определялась сдеологическими понятиями ее устроителей. Основу их мировоззрения составляла мозаика из взглядов Фурье, Оуэна, Сен-Симона, Бланка, Маркса. Полагая, что общепринятые правовые нормы не служат объединению людей , а скорее их разъединяет , сеют ложь, коммунары в попытке отыскать “категорический императив добра”, пришли к квазирелигиозным токованиям общественных отношений.

 

Три года шла упорная борьба за выживание . Перестройка управления дала положительные результаты , вновь были засажены 4[15] десятины сада, расширен огород, подстроен образцовый скотный двор , один жилой дом. Юридический владелец земли (Ратнев), заложив “Криницу”, предпологал использовать залоговые деньги для расчёта с долгами.

 

В 1906г., обременённая долгами, община избрала ликвидационную комиссию. Два года спустя колонисты погасили часть долга, начали прием новых членов ,но, оставаясь перед необходимостью от налогов , все же приближалась к полному хозяйственному упадку.[16]

 

В 80 - 90-ые гоы Николай Михайловский (1842-1904) Василий Воронцов (1847-1918) и другие народникии, отказавшиеся от революционных идей , продолжали укреплять экономическую политику , идеи которой основывались на защите и укреплении крестьянской общины, артелей кустарных промыслов - «народного производства» В своих работах либерально настроенные народники предлагали развивать кооперацию - кредитную сбытовую, промысловую, земледельческую - как инструмент для укрепления хозяйств крестьян и ремесленников

 

В самом начале XX века социолисты-революционеры (неонародники) сделали деление этих хозяйств на некапиталистические(трудовые) и капиталистические (нетрудовые) Неонародники попытались доказать устойчивость малых хозяйств и думали, что они впринципе смогут устоять против капиталистического воздействия и даже развиваться благодаря кооперации По мнению Виктора Чернова (1873-1952), кооперативное движение ведет борьбу с капитализмом .Неонародники предполагали возможность того, что на  кооперации мелкое сель-хоз производство сможет стать на путь развития и не капиталистического обобществления В основу решения вопроса , касающегося крестьянства они поставили социализацию земель и развитие коопераци.[17]

В.Г.Бажаев, выступая на 1 Всероссийском кооперативном съезде (1908 г.), отмечал, что главное различие между общиной и кооперацией заключается в том, что община – союз сословий и в известном смысле принудительный, тогда как кооператив – союз внесословный и добровольный.[18]

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.