Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игра «Царство девочек и Государство мальчиков»



 

ЦАРСТВО-ГОСУДАРСТВО

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА КАК СРЕДСТВО
ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рисуночные методы на практике доказали свою эффективность в работе как с парой, так и с мини-группой. Совместное рисование представляет собой пример реального взаимодействия (сотрудничества или конфронтации), демонстрирующий особенности, трудности, позитивные и негативные моменты в отношениях пары или мини-группы, а также привычные способы поведения и реагирования в той или иной ситуации.
Нами была разработана рисуночная методика, получившая название «Царство-государство». Ее отличие от других заключается в том, что ситуация, создаваемая при использовании методики, более свободна, менее регламентирована и предоставляет участникам больше возможностей для самовыражения, поощряет спонтанность реагирования и поведения в ходе взаимодействия.
Методика «Царство-государство» представляет собой организованное психологом взаимодействие двух или более человек, в ходе которого, исходя из заданного психологом первоначального сюжета, создается и, по усмотрению участников, видоизменяется совместный рисунок.

Цели и возможности использования:
диагностика и коррекция при совместном консультировании детско-родительской пары;
налаживание взаимодействия в любой паре (ребенок—мать, ребенок—ребенок, ребенок—учитель и т.д.);
налаживание взаимодействия в мини-группах (группа сверстников; семья; учитель и несколько учеников и т.д.);
индивидуальная коррекционная работа (диагностика и коррекция эмоциональных, коммуникативных и поведенческих трудностей ребенка).

Задачи:
— диагностика трудностей межличностного взаимодействия и общения;
— придание большей наглядности взаимодействию участников;
— создание условий для осознания и принятия участниками ответственности за проблемы, существующие во взаимоотношениях, а также за решение этих проблем;
— внесение в существующий репертуар новых, более эффективных ролей и способов реагирования, а также возможность их закрепления.

Материалы:
лист бумаги стандартного формата А4 (для двух человек) или А3 и больше (для большего количества участников), цветные карандаши, фломастеры или ручки.
Участникам дается инструкция и таким образом задается сюжетная канва. Они, включаясь в игру, получают роли путешественников. Психолог также может стать одним из странников, тем самым облегчая участникам процесс вхождения в игровую ситуацию. Иногда психологу приходится совершать какое-то действие первому (начать обустройство территории, инициировать взаимодействие). При этом важно соблюдать максимальную осторожность и нейтралитет: в данной ситуации он — только начинающий, а не подающий пример! Поэтому первые действия психолога должны быть осторожны и ненавязчивы, а рисунки — максимально нейтральны. Это необходимо для того, чтобы участники методики получили «сигнал к действию», но сохранили бы свободу самовыражения.
Рассмотрим процесс проведения методики поэтапно, поскольку по ходу предъявления инструкции будут возникать важные, определяющие моменты, на которых мы будем останавливаться подробнее.

ЭТАП ПЕРВЫЙ.
Строительство государства

Сейчас я расскажу вам одну сказочную историю. Жили-были королева... король... и королева... (называются имена участников). Жили они каждый в своем замке, каждый в своей стране, пока не стало им скучно сидеть на одном месте. Решили они поискать новые земли, где можно было бы обустроиться и начать жить. Сели они на своих коней. Король... (психолог обращается к тому, чье имя он уже называл). Какого коня ты выбрал? Хорошо. Королева... выбрала какого коня? Так. Ну, а королева... села на самого замечательного. Какого коня? Прекрасно. И вот ехали они, ехали и приехали. Перед ними расстилалась совершенно ничья земля (психолог указывает ни чистый лист бумаги). Но поскольку наши путешественники приехали и нашли эту землю одновременно, встал вопрос: как же им эту землю поделить?
На этом этапе существует два варианта развития событий. Может определиться участник с наиболее активной позицией, который тут же обозначит часть земли, которая принадлежит ему.
Однако необходимо сразу оговорить, что границы сначала просто показываются (не рисуются!), затем обсуждаются и только потом фиксируются на бумаге. Таким образом остальные участники получают возможность (и побуждаются психологом) высказаться по поводу происходящего, поделиться своей тревогой, возмущением, удовлетворением и другими эмоциями, возникшими вследствие действий активного участника.
Если же никто не решается приступить к определению границ, можно предложить одному из участников высказать свои пожелания (на усмотрение психолога — это может быть самый младший, самый нерешительный или же тот, кто обратился к психологу с запросом). В любом случае надо обязательно спросить мнение остальных: согласны ли они с предложенным вариантом и, если нет, что могут предложить взамен.
Итак, мы определили границы своих царств-государств. Напоминаю, что каждый хозяин земли может свободно действовать только в пределах своих границ. За пределами границ что-то можно делать только с разрешения владельца земли и никак иначе! А теперь подумайте и решите, что на вашей земле должно быть создано прежде всего? Каждый из вас — хозяин своей части земли и может делать на ней все что угодно.
Обустройство своего царства — важнейший момент проведения методики, имеющий большое диагностическое значение. Именно на первом, диагностическом занятии психолог зачастую выступает одним из участников.
При этом он не только провоцирует участников на игровые действия, но и сопровождает все происходящее, комментируя, уточняя, задавая вопросы (Что это?
А это? Королева Мария решила окружить свой замок рвом с водой. Насколько же он глубок? Можно ли через него перебраться? Я вижу у короля Дениса очень много вооруженных людей. Кто это? А-а, это ваша армия. Она вооружена до зубов!
).
Само собой разумеется, что все вопросы и комментарии должны произноситься с максимально нейтральной интонацией: мы не оцениваем, мы лишь помогаем участникам взаимодействия создать ситуацию по их желанию и выбору. Любые оценки здесь были бы неуместны.
Как правило, первый шаг «королей-странников» — построение дома (замка, дворца). Жилище может быть огромным или маленьким, находиться в центре государства или в самом дальнем уголке — обратите внимание на это. Пока это только факт, его рано однозначно интерпретировать, но он может быть интересен в связи с последующими событиями.
Далее следует освоение и обустройство территории царства-государства. Возможно, замок будет окружен глубоким рвом с водой и защищен магическими средствами. Возможно, граница будет скрыта густыми и непроходимыми лесами. Иногда рядом с основным замком строятся домики для других жителей государства — народа, переехавшего вместе со своим правителем. Иногда король живет в полном одиночестве. Хозяйственное обустройство (магазины, промышленность и т.д.) тоже может быть разным или отсутствовать вообще.
Важно обратить внимание на два момента.
Во-первых, на само царство-государство, обустроенное каждым из участников, на его внешний вид, структуру, наличие или отсутствие в нем отдельных элементов, на то, какие чувства оно вызывает у соседей, какие желания провоцирует.
Во-вторых, на то, какие отношения возникают, каковы тактика и стратегия каждого из участников относительно соседей: налаживаются ли какие-либо связи (торговые, туристические, военные), кто является инициатором, как именно он это делает, какова реакция других.
Внешний вид царства-государства отражает внутреннее состояние участника и свидетельствует о наличии тех или иных личностных составляющих или проблем, а также показывает степень открытости участника, его готовности к установлению контактов.
Так, рвы с водой, массивные ворота, откидные мосты, могучие стражники, густые леса часто свидетельствуют о закрытости правителя, его нежелании контактировать с соседями или же об осторожности, тщательном отборе партнеров по общению. В этом случае необходимо постепенное, осторожное налаживание контакта. Важно проследить за реакциями хозяина земли: на какие предложения он отвечает согласием, когда делает шаг навстречу, а что заставляет его насторожиться, воспротивиться и отступить.
Часто «короли» старшего дошкольного и младшего школьного возраста выстраивают грозное вооруженное королевство с самыми невероятными видами оружия и многочисленными войсками. Этот вариант имеет смысл рассмотреть подробнее.
«Милитаризация» государства свойственна детям с повышенным уровнем агрессивности и/или тревожности, причем дальнейшая тактика и стратегия взаимоотношений такого правителя со своими соседями по карте зачастую дублирует тактику и стратегию его агрессивного и/или тревожного поведения в повседневной жизни. Поэтому возможно и желательно вмешательство психолога в виде комментариев, констатации происходящего, а также вопросов: «Зачем тебе так много оружия? Кто может на тебя напасть? Здесь есть только мы, твои соседи. Посмотри, с чьей стороны может быть нападение?»
В коррекционной работе важно обратить внимание ребенка на то, как он обустраивает свой мир, чем вызывает беспокойство, возмущение или ответную агрессию у других (если такие чувства действительно возникли у участников происходящего взаимодействия!). Важно передать самому ребенку ответственность за свои действия.
У детей нередко встречаются сказочные государства с волшебными деревьями, чудесными животными, невероятными изобретениями, с обилием золота и драгоценностей, что является предметом явной гордости владельца. Практика показывает, что в этом случае уместно восхищение и предложение поделиться этими сокровищами (возможно, в обмен на что-либо).
Ребенок охотно делает доброе дело, чувствуя себя щедрым и сильным. Источник чудес остается у него, но он может продать, обменять или подарить чудесные яблоки, золотые слитки, сверхсовременные машины или волшебных птенцов другим.
Однако напомним, что каждый здесь отвечает за себя: психолог может заключить договор об обмене или просто высказать просьбу, однако он не может заставить ребенка подарить нечто другому участнику, если тот не просит об этом. Ситуацию, в которой возникают самоустранившиеся участники, не высказывающие никаких просьб и предложений, мы рассмотрим позже.
Здесь мы упомянули только некоторые типичные способы обустройства царства-государства. В действительности их намного больше. В сущности, каждая карта неповторима, каждое государство уникально, каждый отдельный случай необходимо рассматривать особо. Даже если на листе появляется некое государство, вид которого не поддается никакой интерпретации в силу своей необычности, психолог должен дать обратную связь, поделиться своими чувствами и побудить к этому остальных.

ЭТАП ВТОРОЙ.
Коммуникативный

Это этап построения отношений, вступления в контакт и поддержания его. По нашему мнению, в каких-либо специальных словах, предваряющих этот этап, нет необходимости, ведь общение является естественным продолжением процесса.
Как правило, психолог обозначает начало этой стадии тем, что сам делает первый шаг и предлагает кому-либо из партнеров (или всем сразу) вступить во взаимодействие. Это может быть рассылка приглашений в собственный Диснейленд, договор о сотрудничестве (совместном строительстве чего-либо на территории одного из партнеров или на границе их государств), торговое соглашение и т.д.
Интересен и взаимовыгоден договор о взаимном участии в обустройстве дружественного государства: партнеры заключают договор о том, что каждый из них строит (сажает, выкапывает, создает) что-либо на территории другого. Вариантов здесь множество, все зависит от конкретной ситуации, креативности и изобретательности психолога и участников, а также от проблематики, просматривающейся в процессе проведения методики.
Может быть и так, что психолог остается единственным инициатором контактов. Или же выявляется изолированный, самоустранившийся участник, избегающий общения. Как правило, это явление наблюдается в случае, если один или несколько игроков не имеют навыков конструктивного взаимодействия.
При явном нарушении контакта можно предложить «изолированному», устранившемуся участнику завязать отношения с другими, хотя окончательный выбор всегда остается за ним. Психолог может лишь прокомментировать происходящее и предложить варианты дальнейшего взаимодействия.
Задача психолога в этой ситуации заключается не в том, чтобы любой ценой включить «отшельника» в процесс взаимодействия, а в том, чтобы обеспечить ему максимальную безопасность (отсутствие которой, возможно, и является причиной его «ухода») и в то же время дать объективную информацию о происходящем.
Важно предоставить ребенку возможность перейти от выбора спонтанного к выбору осознанному. Этот процесс требует осторожности и заботы о безопасности участника и исключает настойчивость и поспешность.
В случае если на карте имеется одно или более «военных» конфликтующих государств, можно организовать переговоры по выяснению сути конфликта и его разрешению. Иногда это приводит к успеху.
Однако бывает и так, что один или несколько участников взаимодействия (чаще всего в паре «ребенок—ребенок» или в детской мини-группе) затевают «войну ради войны», и тогда мирные переговоры и разрешение конфликта им просто не нужны. В результате на месте конфликтующих государств образуются руины (все зачеркнуто, разрисовано летящими снарядами и взрывами).
Психолог описывает происходящее, перечисляет убытки и разрушения, которые понесла каждая из воюющих сторон, и объявляет, что для участников конфликта игра закончена: они сами разрушили свои государства.
Возможно, на этом занятии игра действительно закончится, возможно, участники захотят переиграть события и попросят начать все заново. Важно, что, как правило, взаимная агрессия и стремление воевать со временем идут на убыль, а некогда воюющие стороны строят новые отношения, не желая заканчивать игру так быстро, предсказуемо и бездарно.
Не всегда сюжет игры разворачивается столь драматично. Порой на карте происходит довольно мирное взаимодействие, и от психолога требуется всего лишь наблюдательность, простое участие и сопровождение игрового процесса с минимальным вмешательством.
Степень напряженности и сложность ситуации зависят от многих факторов: насколько участники реально заинтересованы в построении новых, конструктивных отношений и разрешении конфликтов, насколько высок уровень рефлексии игроков, насколько они открыты и доверяют психологу и друг другу и т.д.
Практический опыт использования методики «Царство-государство» показывает, что последовательность и искренняя заинтересованность психолога, его принятие участников игры всегда способствуют положительной динамике в отношениях пары или группы.
Участники взаимодействия имеют возможность отследить свою, привычную манеру общения, получают опыт использования новых способов взаимодействия, более конструктивных и вызывающих положительную реакцию у партнеров.

МЕТОДИКА КАК ИГРОВАЯ ОБОЛОЧКА

Возможно также использование методики «Царство-государство» в качестве игровой оболочки на занятиях по психологии общения или в качестве одного из упражнений в тренинговой группе.
Правила и сюжет игры могут меняться в соответствии с конкретными целями и задачами занятия или этапа тренинга. Тем не менее основная специфика сохраняется: участникам взаимодействия предоставляется игровая ситуация, сюжет и развитие которой зависят от действий самих участников. Перечислим некоторые из возможных вариантов.

Игра «Царство девочек и Государство мальчиков»

Она проводилась автором с детьми 7–8 лет: 4 девочками и 3 мальчиками. Однако сама игра имеет значительно больший возрастной диапазон и может быть использована и с детьми подросткового возраста.
Проведение игры может быть целесообразно как в качестве развивающей (включенной в общую канву занятий по психологии общения), так и в качестве коррекционной, при наличии в мини-группе конфликтов между мальчиками и девочками. Автором эта игра проводилась в качестве развивающей. Однако в процессе игры (она проводилась в течение двух занятий) выявилось и разрешилось немало скрытых противоречий, существовавших между мальчиками и девочками данного класса.
Перед началом игры девочкам и мальчикам выдается по одному листу бумаги (формата А3), которые могут быть склеены по желанию игроков в процессе или в конце игры, но только после обустройства каждого государства в отдельности. Психолог может внести предложение об «объединении государств», но решение принимают сами дети.
Цель игры «Царство девочек и Государство мальчиков» — создание условий для самовыражения обеих групп (с акцентом на половой идентификации участников) и налаживания контакта между ними. В ходе обустройства государств участникам предлагалось:
— построить государство с учетом того, что здесь живут именно мальчики (именно девочки): что нравится мальчикам, что интересно именно им, как может выглядеть государство мальчишек (девчонок) и т.д.;
— перечислить особенности и достоинства своего государства, а затем обратить внимание на особенности и достоинства государства соседнего, перечислить, что в нем нравится, что кажется непонятным и т.д.
Психолог сопровождает процесс обустройства государств, задает вопросы, обращает внимание участников на особенности и достоинства соседнего государства, а также напоминает о возможности вступить во взаимодействие с соседним государством. Как правило, после обеспечения необходимого уровня безопасности, после ознакомления с соседним государством и обсуждения его достоинств ребята соглашаются на объединение. Если этого не происходит, значит, имеет место определенный уровень недоверия, и задачей психолога на данном этапе является не стимулирование к взаимодействию, а обеспечение безопасности участников.
После склеивания листов психолог сопровождает взаимодействие так же, как это было описано выше (комментирует, задает вопросы, напоминает о возможности контактов между государствами): «Между вашими государствами могут быть деловые отношения. Вы можете торговать друг с другом, вместе строить что-то или просто ходить друг к другу в гости. Посмотрите, что вам нравится в соседнем государстве. Вы бы хотели там побывать? Или, может, вы хотели бы что-то получить — то, что есть у соседей и чего пока нет у вас? Или, может быть, вы сами могли бы поделиться чем-то с девочками (мальчиками)?
По ходу игры выявляются противоречия и «подводные камни», существующие в отношениях данной группы детей.
В нашей игре было высказано немало претензий и проведено несколько переговоров, прежде чем стороны пришли к взаимоприемлемым и взаимовыгодным решениям и продуктивному взаимодействию. Мальчишки и девчонки обсудили условия, при которых в государства допускаются туристы соседней страны, стали обмениваться ценностями (мальчики подарили девочкам изобретенные ими виды транспорта, а девочки мальчикам — волшебные растения, произрастающие в их царстве).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.