Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Новое царство



Новое царство

Своего наивысшего подъема Египет достиг в пе­риод Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта.

Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаи­модействия с культурами других народов. Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела мно­го общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были за­имствованы многие элементы египетской государственности, ис­кусства, религии и иероглифическое письмо. Через эти страны еги­петская культура все более распространялась внутрь африканского континента.

В Азии основным средоточием египетской культуры оставался Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи. Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правите­лями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел. Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше. Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским бо­гам, языковые и лексические изменения в литературе. Походы фа­раонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей восточную ориентацию.

Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств стимулировали небывалый расцвет египетской культуры. Для эпохи Нового царства характерны строительство храмов, дальнейшее со­вершенствование искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела. Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему це­лью утверждение божественного характера царской власти. Но вме­сто пирамид венцом этого строительства становится храм.

Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество еги­петской мощи, никем уже не оспариваемой. И вместе с тем это эпоха баснословной роскоши правящих слоев общества. Одной силы, одного утверждения им уже мало. И поэтому грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, со стрем­лением к изяществу, к блеску отличают всю египетскую культуру этого периода. Запечатленные в храмовых рельефах изображения грандиозных битв с азиатами, взятия вражеских крепостей и ко­раблей, посольств побежденных стран, гробничные росписи со сценами пиров и папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений — все это сливается как бы в одну картину, которая показывает самые различные стороны жизни людей, величие и упадок египетской империи.

Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение ино­земцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение — все это способствовало процессу взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливаю­щихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре — намеренная архаизация.

Архаизация культуры, борьба за ее чистоту, самобытность про­явилась в восстановлении древнейших государственных титулов и должностей, в обращении к достижениям Древнего царства в искусстве, в литературе (подражание классическим текстам), в проти­водействии азиатскому влиянию в языке, в религии (устранение из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древ­ним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии.

Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполне­ния. Тогда же обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогии людей и богов, в почи­тании в одном храме наряду с главным божеством иных богов пантеона. Правители Нового царства особенно почитали солнечного бога Амона. С именем этого бога связано грандиозное строительство, ко­торое началось в эту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и до­ма, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов. Фараоны этой ди­настии остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а кроме них строились храмы, посвященные богу солнца Ра.

Фиванские фараоны Нового царства не утратили веры в божест­венную силу пирамид, просто ее роль выполняла гора, возвышавшаяся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм теперь были раз­делены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли. Ха­рактерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры была гиган­томания. Вероятно, это было обусловлено бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизнен­ное пространство, возведя огромные стены, пилоны, колоннады.

Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутрен­ним убранством. Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следова­ло, что царица имела божественное происхождение. К тому же счи­талось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду. Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустиро­ванные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Ста­туи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, бы­ли по существу портретами царицы.

Не менее знаменитым сооружением того времени был заупо­койный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. По­следний состоял из двух сооружений: Большого храма, посвящен­ного фараону и трем богам — Амону, Ра и Пта, и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представле­на жена Рамзеса — Нефертари. Перед храмом стояли двадцатимет­ровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале. Вопреки тра­диции храм был расположен на западном берегу Нила и ориенти­рован на восток. Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом. Это храмы, посвященные разным богам, и прежде всего бо­гу солнца Ра. К этому типу храмов относятся два прославленных хра­ма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н.э. и продолжалось около де­сяти веков. Уже в процессе строительства храм неодно­кратно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м. Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустивших­ся стеблей папируса. В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни — ее зарождения и расцвета.

Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насы­щены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом, и т.д. Как всегда, в периоды упадка усиливается интерес к прошлому, особенно ко вре­менам процветания и величия.

Они отображались в сказаниях и легендах, преданиях, сказках, которые либо передавались из уст в уста, либо запечатлевались в хро­никах и анналах. Кое-какие из них сохранились в очень сжатых запи­сях греческих историков Геродота и Диодора.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.