Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Среднее царство



Среднее царство

Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом рас­цвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и вос­становить единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Средне­го царства, продолжавшая тенденции развития культуры Древнего Царства.

Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить тради­ции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык. Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской ху­дожественной литературы и научных знаний, переосмысление ро­ли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкрет­ным человеком.

Среднее царство по праву считается классическим периодом еги­петской культуры. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, рели­гиозных и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпо­хи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение егип­тян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божест­венной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каж­дый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не толь­ко фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные ста­ли претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содер­жании культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней рос­кошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стеллы — каменной плиты, на которой были напи­саны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, же­лая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, за­полненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды не достаточно обеспечивают сохранность мумии. Поэтому погре­бальную камеру стали прятать в защитной системе подземных ко­ридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. Такой пере­ход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.

Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Этот храм вошел в историю художествен­ной культуры под названием Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транс­крипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоко­лонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колонны были богато украшены цветным орна­ментом и позолотой. Потолок был расписан под звездное небо с зо­лотыми звездами, которое свободно парило под сводами храма. По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древне­египетского пантеона.

Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории заняло относительно непродолжительный период. Поэтому и памятников культуры было создано значительно меньше. Внутрен­ний социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. коче­вых азиатских племен гиксосов положили конец Среднему царству.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.