|
|||
Древнее царствоСтр 1 из 3Следующая ⇒ Древнее царство В древности Египет занимал практически ту же Древнее царство территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали отдельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила. Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос является искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мемфиса — Хетка-Пта. Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формированием государственного аппарата, выделением административных округов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в сооружении пирамид-гробниц. Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общественного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на представление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою очередь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и владыки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благополучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собственной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос. В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его родителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это нашло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта. Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа обновляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он уходит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человеческого существования, а лишь переход его в другой мир, где своеобразно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усыпальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего. Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождался и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. После смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня. Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. Поскольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное продолжение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыденной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как прекрасная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабженные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стояли саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастабы — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. В мастабе оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, слоновой кости и т.д. Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все физические потребности умершего. В статуях ка особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую , оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу. Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокойных молитв изображения должны были оживать и тем самым создавать для умершего привычную среду обитания. На мироощущение египтян существенное влияние оказали подступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Задолго до этого стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, которая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинственных сил природы. Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях тростника — папируса, произраставшего по берегам Нила. Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, то уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. В облике коровы либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась богиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой. К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформировались различные художественные ремесла. В гробницах и пирамидах сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня, художественная мебель из разнообразных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Каждому украшению придавался особый смысл. Так, например, ножки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Создавались многочисленные статуэтки, изображавшие людей, занятых повседневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц. Однако к концу Древнего царства древнеегипетская культура пришла в кризисное состояние. Братоубийственная война, распад государства, голод и лишения, усиление роли местных центров и их правителей, все больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоев населения — все это вело к упадку египетской культуры того периода. В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию путем восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни. Одновременно с этим в недрах египетской культуры зрела иная система мировосприятия, связанная со скептическими представлениями о загробном мире, всегда занимавшими центральное место в египетской религии. Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на то, что вечно только всепобеждающее слово, а не каменные гробницы, стали свидетельством раскола культуры. В это смутное время египетская культура уже не предстает как единое целое. В ней сакральные (священные) элементы сосуществуют с неортодоксальными, и этот двойственный характер сохранился в египетской культуре во все последующие этапы ее развития.
|
|||
|