Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древнее царство



Древнее царство

В древности Египет занимал практически ту же Древнее царство территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали от­дельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила.

Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос являет­ся искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мем­фиса — Хетка-Пта.

Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формировани­ем государственного аппарата, выделением административных окру­гов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в соору­жении пирамид-гробниц.

Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общест­венного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на пред­ставление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою оче­редь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и влады­ки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благопо­лучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собст­венной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос.

В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его ро­дителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя жен­щина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это на­шло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.

Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Худо­жественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеж­дение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа об­новляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окре­стные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он ухо­дит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальза­мирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего при­вела к возникновению искусства изготовления мумий.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человече­ского существования, а лишь переход его в другой мир, где своеоб­разно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усы­пальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.

Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождал­ся и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. По­сле смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. По­скольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное про­должение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыден­ной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как пре­красная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. 

И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабжен­ные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами.

Первоначально захоронения производились в гробницах, со­стоящих из подземной части, где стояли саркофаг с мумией, и мас­сивной надземной постройки — мастабы — в виде дома, стены кото­рого были наклонены внутрь, а сверху заверша­лись плоской крышей. В мастабе оставляли из­делия бытового и культового назначения, сосу­ды с зерном, изделия из золота, серебра, слоно­вой кости и т.д. Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все фи­зические потребности умершего.

В статуях ка особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом ду­ши, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в ко­торую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую , оболочку, соответствующую форме глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому по­лучалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.

Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочис­ленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокой­ных молитв изображения должны были оживать и тем самым созда­вать для умершего привычную среду обитания.

На мироощущение египтян существенное влияние оказали под­ступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Задолго до этого стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, кото­рая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинст­венных сил природы. Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях тростника — папи­руса, произраставшего по берегам Нила.

Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, то уже с глубокой древности нача­лось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. В обли­ке коровы либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась бо­гиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформи­ровались различные художественные ремесла. В гробницах и пира­мидах сохранилось большое количество изящных сосудов из раз­личных пород камня, художественная мебель из разнообразных по­род дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Ка­ждому украшению придавался особый смысл. Так, например, нож­ки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Создавались многочисленные статуэтки, изображавшие людей, занятых повсе­дневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

Однако к концу Древнего царства древнеегипетская культура пришла в кризисное состояние. Братоубийственная война, распад государства, голод и лишения, усиление роли местных центров и их правителей, все больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоев населения — все это вело к упадку египетской культу­ры того периода.

В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию пу­тем восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни. Одновременно с этим в недрах еги­петской культуры зрела иная система мировосприятия, связанная со скептическими представлениями о загробном мире, всегда занимав­шими центральное место в египетской религии.

Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на то, что вечно только всепобеждающее слово, а не каменные гробницы, стали свидетельством раскола культуры. В это смутное время египет­ская культура уже не предстает как единое целое. В ней сакральные (священные) элементы сосуществуют с неортодоксальными, и этот двойственный характер сохранился в египетской культуре во все по­следующие этапы ее развития.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.