Схема анализа урока
Схема анализа урока
Информация о посещённом уроке
Ф.И.О., должность посетившего урок
| Чугурова Кристина Валерьевна учитель
| Цель посещения урока
| Искать новые методы работы с детьми
| Дата посещения урока
| 17.06.2020
| Учитель (Ф.И.О., должность)
| Щурова Н.А.
| Класс
|
| Учебный предмет
| Русский язык
| Тема урока
| «Имя прилагательное как часть речи»
| Тип урока
| комбинированный урок
| Цель урока
| актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.
| Структура наблюдения за ходом урока
Этапы урока
| Оценка деятельности преподавателя
(элементы «фотографии» урока)
| Организационный этап
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.
| Мотивация учащихся к учебной деятельности
Учитель настраивает учеников на успешную работу. Проверяется готовность к учебной деятельности. Способ мотивации: создание проблемной ситуации. Мотивация должна быть направлена на эмоциональное вхождение учащихся в урок.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок- Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Кто за приключения? Все без исключения! Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан! Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало - Смелее у штурвала!
Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы отправляетесь в наше приключение. Поднимите смайлики, которые лежат у вас на парте и опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?
Настроение (какое?)
| Этап проверки домашнего задания
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учеников класса.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.
| Актуализация знаний, контроль знаний, которые изучали до этого.
Учитель создаёт условия для формирования коммуникативных умений обучающихся, предлагает задания и вопросы, которые требуют построения развёрнутого связного высказывания.
Начало пути – порт «Части речи»
-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь в две колонки)
ладья, морской, якорь, удивительный, чудесный, весло, незнакомый, корабль,
Проверка вслух. - По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)
-Как вы это определили? Докажите.
- Скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?
(Ответ учащихся.)
-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?
(Ответ учащихся.) -Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что имена прилагательные делают нашу речь яркой, образной, точной.
-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)
-Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).
| Этап всесторонней проверки знаний
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
| Контроль и ( самоконтроль ) и оценка (самооценка) достижение учащимися результатов обучения.
Учитель создает условия для формирования умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся, предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно планировать выполнение задания: отслеживать и контролировать продвижение в
выполнении задания, качество его выполнения.
Учитель организует парные формы работы, работы в группах, которые предполагают совместную работу учащихся, обсуждение учебного задания, создание общего продукта из взаимосвязанных частей. Выявляются сходные в каком-либо отношении понятия, связанные с изучаемой темой, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. Чиста __________ лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладное, грозны и горды.
Проверка.
- Подберите к слову «небесная» синоним, к слову «короткие» - антоним.
- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
(Контроль, коррекция знаний учащихся)
-1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют.
-Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным)
Работа в парах по толковому словарю
( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая»
| Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности
СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач (целесообразно для 1-2 класса), формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
| Создание мотивации к наблюдению за языковым явлением
Для пробуждения у школьника заинтересованного отношения к содержанию деятельности
на уроке используются особые приемы, выступающие своеобразным толчком, внешним стимулом
включения в процесс исследования языкового материала.
Работа с толковым словарём
| Этап усвоения новых знаний
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.
СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.
| Наблюдение над фактами языка, выделение существенных признаков понятия (или правила). Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила, графически оформляются признаки изучаемого языкового явления, сравниваются
признаки и определяется, какие из них существенные для изучаемой темы.
В качестве приемов могут выступать создание проблемной ситуации, усвоение нового материала через сравнение двух и более объектов и др.
-Записать упражнение. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию.
- Каким членом предложения могут быть прилагательные? Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное?
(Нужно обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически:
1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится;
2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного.
Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.)
Работа с алгоритмом.
Ребята из стихотворения должны выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам правила:
Имя прилагательное, мы с тобой дружны,
Признаки предметов называешь ты.
Солнечное лето, праздничная ель,
Вкусные конфеты, Машенькин портфель
- Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?
Н.ф. – солнечный
2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п.
3. Лето (какое?) солнечное.
| Динамическая пауза (ФМ)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение 4).
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.
| Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН.
| Этап проверки понимания учащимися нового материала
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.
| Цель урока достигнута. Учитель добился осмысления учебного материала.
На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения учащимся. Формулирование вывода из наблюдений, формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, позволяющих выразить собственную позицию. Для организации работы используются приемы сравнение, анализ и уточнение полученного детьми и научного определения, иллюстрирование нового материала собственными примерами, работа по предложенному алгоритму по новому материалу.
| Этап закрепления нового материала
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.
СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.
| Применение понятия/правила на новом языковом материале
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учитель использует разноуровневые задания, чтобы понять кто разобрался в теме, а кто нет.
Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:
1. Выписать 1 словосочетание прил.+сущ
2. Сделать анализ данного словосочетания
Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю.
| Рефлексия учебной деятельности
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.
|
оценить результаты собственной деятельности
Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал.
-Что нового вы узнали об имени прилагательном?
-Дополните, пожалуйста, текст на слайде именами прилагательными.
-Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).
Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).
| Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.
УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.
ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.
| Учитель сообщает домашнее задание, фиксируя его соответствие с результатами урока, целями следующего урока, и разъясняет способы его выполнения.
Домашнее задание должно носить дифференцированный и индивидуальный характер,
учитывать деятельность учащихся на уроке, их способности и возможности.
Возможны такие приемы, как обсуждение домашнего задания, задание массивом,
разноуровневое домашнее задание, особое задание и др.
Домашнее задание: Параграф 101, упр 577
Для сильных учащихся дополнительно:
написать лингвистическую сказку об имени прилагательном.
| ВЫВОДЫ
| Достижение цели урока:
РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА:
1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).
| На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Дети свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
| Достоинства урока
| Проблемы, замечания
| Методические рекомендации
| 1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.
4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.
9. Научно-теоретический уровень урока.
10.Структура урока и его педагогическая целесообразность
|
Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.
|
|
| | | | |
|