Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Схема анализа урока



Схема анализа урока

Информация о посещённом уроке

Ф.И.О., должность посетившего урок Чугурова Кристина Валерьевна учитель
Цель посещения урока Искать новые методы работы с детьми
Дата посещения урока 17.06.2020
Учитель (Ф.И.О., должность) Щурова Н.А.
Класс
Учебный предмет Русский язык
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи»
Тип урока комбинированный урок
Цель урока актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Структура наблюдения за ходом урока

Этапы урока

Оценка деятельности преподавателя

(элементы «фотографии» урока)

Организационный этап

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса.

Мотивация учащихся к учебной деятельности

Учитель настраивает учеников на успешную работу. Проверяется готовность к учебной деятельности. Способ мотивации: создание проблемной ситуации. Мотивация должна быть направлена на эмоциональное вхождение учащихся в урок.

 

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок- Сегодняшний урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Кто за приключения?
Все без исключения!
Давай, поднимаем парус.

И прямо в океан!
Ведь и для нас осталось.

Еще немало стран,
Пока что не открытых,
Или давно забытых!
Дорог в морях немало -
Смелее у штурвала!

Мне очень интересно узнать, с каким настроением вы отправляетесь в наше приключение. Поднимите смайлики, которые лежат у вас на парте и опишите, пожалуйста, свое настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое?

Настроение (какое?)

Этап проверки домашнего задания

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения, заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — оперативность учителя, целевая направленность его деятельно­сти, использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства уче­ников класса.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — способность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

Актуализация знаний, контроль знаний, которые изучали до этого.

Учитель создаёт условия для формирования коммуникативных умений обучающихся, предлагает задания и вопросы, которые требуют построения развёрнутого связного высказывания.

Начало пути – порт «Части речи»

 -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетрадь в две колонки)

ладья, морской, якорь, удивительный,  чудесный, весло, незнакомый, корабль,         

Проверка вслух.  - По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные) -Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)

-Как вы это определили? Докажите.

- Скажите: знаете ли вы, что такое прилагательное?

(Ответ учащихся.)

-А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

(Ответ учащихся.) -Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что имена прилагательные делают нашу речь яркой, образной, точной.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

-Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (при описании картин природы, характера человека, его чувств, настроений, душевных переживаний, при названии морей и рек, цветов, в загадках).

 

Этап всесторонней проверки знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – глубоко и всесторонне поверить знания учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов — использование самых различных методов проверки знаний (беседа, опрос, тестовая проверка и т. д.), привлечение с помощью специальных заданий всех учеников к активному слушанию и поиску более точных ответов, осознание важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике. Рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Контроль и ( самоконтроль ) и оценка (самооценка) достижение учащимися результатов обучения.

Учитель создает условия для формирования умения самоорганизации и саморегуляции обучающихся, предлагает задания и вопросы, которые наделяют учащихся функциями самостоятельно планировать выполнение задания: отслеживать и контролировать продвижение в

выполнении задания, качество его выполнения.

Учитель организует парные формы работы, работы в группах, которые предполагают совместную работу учащихся, обсуждение учебного задания, создание общего продукта из взаимосвязанных частей. Выявляются сходные в каком-либо отношении понятия, связанные с изучаемой темой, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы.

О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.

 

«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. Чиста __________ лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.

  Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладное, грозны и горды.

Проверка.

- Подберите к слову «небесная» синоним, к слову «короткие» - антоним.

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

(Контроль, коррекция знаний учащихся)

 

-1 учащийся читает стихотворение, 1 учащийся проводит морфологический разбор имени прилагательного, после чего все учащиеся его проверяют.

 

-Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них прилагательные. Работают со словом (именем прилагательным)

 

 

Работа в парах по толковому словарю

( учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «борзая»

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся, постановка целей учебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ – «открытие» темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы: выявление причины затруднения (называются конкретные знания, умения, которых недостает для ответа на поставленный вопрос или выполнения задания); определение на этой основе цели урока (целью всегда является устранение возникшего затруднения) и формулирование (или уточнение) темы урока.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - формулирование учителем целей и задач (целесообразно для 1-2 класса), формулировка цели и темы урока в совместной деятельности учителя и учеников (или самостоятельно учениками); оценка практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Создание мотивации к наблюдению за языковым явлением

Для пробуждения у школьника заинтересованного отношения к содержанию деятельности

на уроке используются особые приемы, выступающие своеобразным толчком, внешним стимулом

включения в процесс исследования языкового материала.

 

Работа с толковым словарём

 

Этап усвоения новых знаний

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапа — использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и ориентация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта. Использование наглядности. Самостоятельная работа учащихся с книгой. Использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации. Постановка перед учащимися учебной проблемы; создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Составление систематизирующей таблицы первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Словарная работа.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Наблюдение над фактами языка, выделение существенных признаков понятия (или правила). Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила, графически оформляются признаки изучаемого языкового явления, сравниваются

признаки и определяется, какие из них существенные для изучаемой темы.

В качестве приемов могут выступать создание проблемной ситуации, усвоение нового материала через сравнение двух и более объектов и др.

 

-Записать упражнение. В предложениях подчеркнуть грамматическую основу, объяснить орфограммы и пунктуацию.

- Каким членом предложения могут быть прилагательные? Как правильно определить, каким членом предложения является прилагательное?

 (Нужно обратить внимание на место прилагательного в предложении по отношению к существительному, с которым оно связано по смыслу и грамматически:

1) прилагательное-определение обычно стоит перед существительным, к которому оно относится;

2) прилагательное –сказуемое стоит после существительного.

Прилагательное-сказуемое может иметь форму только именительного падежа. Прилагательное-определение в роли зависимого слова может быть в форме любого падежа.)

 

Работа с алгоритмом.

 

Ребята из стихотворения должны выписать любое прилагательное и охарактеризовать его по всем пунктам правила:

 

Имя прилагательное, мы с тобой дружны,

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето, праздничная ель,

Вкусные конфеты, Машенькин портфель

 

  1. Солнечное (лето)- имя прилагательное, отвечает на вопрос какое?

Н.ф. – солнечный             

2. Морфологические признаки: с.р., ед.ч., И.п.

3. Лето (какое?) солнечное.

Динамическая пауза (ФМ)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – снятие локального утомления обучающихся, смена вида деятельности. 

СОДЕРЖАНИЕ — упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для глаз, для снятия утомления, пальчиковая гимнастика и т.д.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – содержание ФМ должно отвечать возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН (Приложение 4).

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – повышение работоспособности обучающихся.

Содержание ФМ отвечает возрасту обучающихся и рекомендациям СанПиН.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по­нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

УСЛОВИЯ достижения Положительных результатов – постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т. д.; учет дополнительных ответов по количеству л их характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – учитель спрашивает средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

Цель урока достигнута. Учитель добился осмысления учебного материала.

 На протяжении всего урока прослеживалась практическая направленность изучения теоретических положений и заданий, предлагаемых для выполнения учащимся. Формулирование вывода из наблюдений, формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, позволяющих выразить собственную позицию. Для организации работы используются приемы сравнение, анализ и уточнение полученного детьми и научного определения, иллюстрирование нового материала собственными примерами, работа по предложенному алгоритму  по новому материалу.

 

Этап закрепления нового материала

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у учащихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – выработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.

Применение понятия/правила на новом языковом материале

 

Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Учитель использует разноуровневые задания, чтобы понять кто разобрался в теме, а кто нет.

Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности:

1. Выписать 1 словосочетание прил.+сущ

2. Сделать анализ данного словосочетания

Сильный ученик проверяет у слабых, а сам отчитывается учителю.

 

 

Рефлексия учебной деятельности

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ – соотнесение целей и результатов учебной деятельности; определение целей дальнейшей деятельности и заданий для самоподготовки.

 ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи – умение осуществлять анализ собственной учебной деятельности.

 

оценить результаты собственной деятельности

 

Давайте вспомним все об имени прилагательном, заполним до конца наш бортовой журнал.

-Что нового вы узнали об имени прилагательном?

-Дополните, пожалуйста, текст на слайде именами прилагательными.

-Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).

 

Поднимите, пожалуйста, ваши смайлики, чтобы определить все ли вам понятно было на уроке: желтый –«все понятно»; синий- «остались вопросы»; зеленый- «ничего непонятно»).

 

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

УСЛОВИЯ достижения положительных результатов этапов – спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

 

 

 

Учитель сообщает домашнее задание, фиксируя его соответствие с результатами урока, целями следующего урока, и разъясняет способы его выполнения.

Домашнее задание должно носить дифференцированный и индивидуальный характер,

учитывать деятельность учащихся на уроке, их способности и возможности.

Возможны такие приемы, как обсуждение домашнего задания, задание массивом,

разноуровневое домашнее задание, особое задание и др.

 

Домашнее задание: Параграф 101, упр 577

Для сильных учащихся дополнительно:

 написать лингвистическую сказку об имени прилагательном.

 

ВЫВОДЫ

Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.); 2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие).

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с обучающимися. Дети свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Достоинства урока

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

4. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

9. Научно-теоретический уровень урока.

10.Структура урока и его педагогическая целесообразность

  Проанализировав занятие можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока. Прослеживались взаимосвязь всех этапов, что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия. Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.    

 

 
       

                                                                                 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.