Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРИК ИЗ ПРОШЛОГО. ОВРАГИ



КРИК ИЗ ПРОШЛОГО

Недалеко от деревни Бураши раньше была дере­вушка Зеквай, которая располагалась на берегу од­ноименной речушки. Одна из старожилов деревня Бураши рассказала нам, что раньше, бывало, слы­шали местные жители со стороны Зеквая крик женщины: «Пашку-у-у». По легенде, эту женщину убил ее муж Павел, с тех пор она и зовет его. Фея Ивановна, коренная жительница деревни Бураши, поведала нам историю: «Ездила я на лошади подру­гу встречать. До места до этого доехала - лошадь остановилась, никак не едет. А свекровь научила, что надо выйти вперед лошади и дорогу перекре­стить. Так я и сделала. А сама еле успела в сани сесть, так быстро лошадь с места сорвалась!.. Доро­га была в гору, так лошадь, не останавливаясь, га­лопом неслась. Может и сейчас эта женщина мужа своего зовет, да только нет той деревни больше, и никто в тех местах не бывает».

(из воспоминаний жителей деревни Бураши)

ОВРАГИ

Удивительно, но не от одного человека в разных деревнях слышали мы о странных случаях, проис­ходящих в логах и оврагах: видения, таинствен­ные голоса, исчезновения людей. В старину овраги ассоциировали с разбойниками и считали их ме­стом обитания нечистой силы.

В деревне Таутово рыбаки расскажут немало ис­торий про овраг, который водит, путает, с пути сби­вает. Вроде бы, знакомой дорогой вперед идешь, а все на одном месте оказываешься, как будто назад возвращаешься. Говорят, выбраться можно, если обувь на ногах поменять - правую на левую надеть и наоборот. А если мерещиться начнет, тут только мат поможет. Даже поговорка такая есть: «Будет карзиться - надо материться».

Возвращались как-то рыбаки рано утром с реки. Видят - идет за ними женщина, вся в белом, и поет. Кого ищет она у реки, и отчего песня ее так печаль­на? Об этом уж потом гадали, а тогда бежали до самого дома без оглядки. Другие видели, как ребе­нок руки к ним тянул. Плач новорожденных слы­шали на том месте многие. Там раньше, сказывают, нагулявшие девки выкидыши делали.

Про случай, произошедший с ее знакомым, рас­сказала Раиса Николаевна Сергеева. Возвращался он с Валинского Устья поздно вечером домой, в Таутово. А неподалеку от оврага арку мраморную увидел. Никогда ее тут не было, а вот ведь стоит: и потрогать можно и узоры рассмотреть. А из арки той человек выходит и спрашивает: «В какую дверь пойдешь?». И с собой зовет. Смекнул он, что неладное это что-то, материться стал. Глядь, а стоит уж  на кладбище.

За Паской, если в сторону Ломика идти, есть овраг большой с крутым склоном, высотой, может, метров семьдесят будет. В деревне его называют Шурул. Светла-  

на Степановна Шапкина, сельский библиотекарь, до сих пор помнит, как в детстве они с сестрами втроем туда за сеном ездили. Не успели воз погрузить, как на них кричать стали: «Да когда же вы уйдете отсюда, сколько можно, не мешайте нам!» Людей не видно, а голоса слышатся. И так они грозно ругались, что сестры домой по­скорей засобирались.

Лялина Александра Тихоновна вспоминает, как шла она с Ломика на мельницу. А впереди людей увидела, подумала, нагонит - будут попутчиками. Одной - то невесело идти. Прибавила она ходу, чуть не бегом бежала, а догнать не могла. «Я иду - устаю, они - не устают, я в болотине вязну - они как по воздуху плывут». Так и не смогла она их догнать, а потом вообще засомневалась, был ли там кто, или это карзилось ей.

Есть в Паске ручеек «сурджи» - кипун по-удмуртски. Ближе к реке он расширяется: метра два-три будет. На перекатах камушки намывает. А в них иногда маленькие золотые капельки встреча­ются. На этом ручье самородки золота искали. Ме­стные жители говорят, что там нечистую силу все­гда слышишь. Светлане Степановне рассказывала подруга, как ехали они там, на тракторе в телеге и звуки свадьбы услышали. Веселится народ, поет, и гармошка заливается. Оглядываться стали, но так никого не увидели.

А потом мать той подруги в лесу потерялась: уш­ла за грибами и пропала. Несколько дней ее иска­ли, но так и не нашли. А через неделю она сама до­мой вернулась - веселая, помолодевшая. «А чего, вы, - говорит, - меня потеряли. Меня всего-то день не было - на свадьбе гуляла, песен напелась, лепе­шек наелась. Незнакомые люди меня привечали и вам гостинец послали». Открывает сумку холщовую - а там огромные шляпки перезревших грибов.

 

(из воспоминаний жителей деревень Таутово, Паска)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.