|
|||
Орфоэпические нормы ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Орфоэпические нормы Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Постановка ударения часто бывает «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека Почему же русское ударение - самая сложная область русского языка для усвоения. Это объясняется тем, что русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью. Разноместность - это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый - фОрзац, на второй - досУг, на третий - жалюзИ, на пятый–вероисповЕдание. Тогда как во многих языках мира ударение прикреплено к определенному слогу. Так, в чешском языке ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. Подвижность - это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении одного и того же слова: пОхороны – на похоронАх. Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% лексики с подвижным ударением и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Но надо видеть в этом и большие плюсы. Ударение помогает различать слова-омонимы зА мок - замОк, и разные грамматические формы одного и того же слова: Учит-учИте.[1] Давайте проверим акцентологический минимум. ДосУг, звонИт, ходАтайство, созЫв, фОрзац, каталОг, одноврЕменно, обеспЕчение, фенОмен, взятА, занятА, пОхороны, на похоронАх, о деньгАх, в стенАх, увЕдомить, жалюзИ , йОгурт-йогУрт*, договОр – дОговор*, по срЕдам – по средАм*. В утешение тем, кто допустил ошибки, я хочу привести откровения одного известного писателя, Корнея Чуковского: «Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, я сделал девяносто два неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тотчас засел за словарь и больше уже этого никогда не повторялось». «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерон) Самое главное - это работать над собой. Словари и справочники в данном случае - это наши помощники. А теперь о словах в тесте, помеченных звёздочкой. Это слова, на которые распространяются новые нормы современного русского литературного языка. Три года назад вступил в силу приказ Министерства образования и науки, определяющий список словарей, грамматик и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка. Отныне, например, пригласить на "файф-о-клок", выпить "крепкого кофе" и написать "чао" вместо "пока" – норма. Подводя итог всему вышеизложенному, хочется подчеркнуть, что речь педагога – это его визитная карточка. По тому, что и как мы говорим, о нас складывается впечатление у окружающих: у наших учеников, у коллег, с которыми мы работаем, у родителей. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. Существует много средств и способов для того, чтобы сделать речь выразительной, яркой, правильной. Главное – это желание работать над собой и не останавливаться на достигнутом.
Адрес редакции и издательства: 214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407. Главный редактор: А.С. Воробей info@infourok.ru
|
|||
|