|
|||
Статья для педагогов о правильной речи Речь педагогаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Статья для педагогов о правильной речи "Речь педагога"
Филатова Валентина Прокопьевна, учитель русского языка Речевая культура педагога «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А. Рубакин) Цель данной статьи – анализ речевых и грамматических ошибок, распространённых в речи учителя как основа овладения педагогом нормативной, речью. Речь – это основное средство общения. Речь, соответствующая нормам речевых практик языка, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль речевой культуры очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, форумах, а для педагогов устная речь – это ещё и средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Выделяют три аспекта речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический. Рассмотрим, как нормативный аспект раскрывается в речи педагога. Нормативный аспект культуры речи предполагает знание и применение в практике общения норм литературного языка. Профессия педагога, несомненно, накладывает отпечаток, в жизни мы невольно выявляем ошибки, допущенные другими людьми, но порой, к сожалению, не замечаем своих. А ведь наша задача развивать речь детей, пополнять их словарный запас, независимо от предмета, будь то математика или физкультура. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок, при этом, зачастую, единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Сказала любимая уважаемая учительница «у меня было день рождение» и тем самым либо потеряла авторитет, либо её ученик так и будет говорить всю жизнь, потому что так сказал уважаемый педагог, и, значит, это правильно. О, прелесть русской речи чистой! Но дикторы с телеэкрана. Давайте проведем небольшое тестирование на предмет «Соблюдаю ли я нормы современного языка?». На контроль взяты примеры из речи педагогов, в которых чаще всего допускаютсяошибки устной речи: лексические, грамматические и орфоэпические.
|
|||
|