Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыка к драматическому спектаклю



 

ЛИРИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА (франц. opéra ly­rique), оперный жанр, сло­жив­ший­ся во Фран­ции во 2-й пол. 19 в. Его ро­ж­де­ние свя­за­но с кри­зи­сом ро­ман­тиз­ма (жанр боль­шой опе­ры ут­ра­тил ве­ду­щее по­ло­же­ние) и уси­ле­ни­ем реа­ли­стич. тен­ден­ций во франц. иск-ве, рас­ту­щим ин­те­ре­сом к про­стым об­ще­че­ло­ве­че­ским чув­ст­вам, кон­флик­там из по­все­днев­ной жиз­ни. По­доб­но опе­ра-ко­мик, Л. о. во­бра­ла в се­бя совр. бы­то­вые сю­же­ты, нар.-жан­ро­вые сце­ны, ин­ди­ви­ду­аль­ную об­ри­сов­ку пер­со­на­жей, пе­сен­ные ин­то­на­ции и тан­це­валь­ные рит­мы; от боль­шой опе­ры она унас­ле­до­ва­ла серь­ёз­ность те­ма­ти­ки, ре­чи­та­тив вме­сто раз­го­вор­но­го диа­ло­га. Соз­да­те­ли Л. о. час­то об­ра­ща­лись к про­из­ве­де­ни­ям ми­ро­вой клас­сич. лит-ры и дра­ма­тур­гии («Гам­лет» и «Ро­мео и Джуль­ет­та» У. Шек­спи­ра, «Фа­уст», «Стра­да­ния мо­ло­до­го Вер­те­ра» и «Го­ды уче­ния Виль­гель­ма Май­сте­ра» И. В. Гё­те и др.), од­на­ко ис­клю­ча­ли фи­лос. про­бле­ма­ти­ку, со­хра­няя в либ­рет­то лишь фа­бу­лу. Муз. язык Л. о. де­мо­кра­ти­чен, при­бли­жен к бы­то­вым жан­рам. Важ­ную дра­ма­тур­гич. роль иг­ра­ют пес­ня, ро­манс, та­нец, марш при ве­ду­щем зна­че­нии ари­оз­но-ро­ман­со­вой ме­ло­ди­ки, под­чи­нив­шей се­бе как во­каль­ные (в т. ч. в ре­чи­та­тиве), так и ор­ке­ст­ро­вые го­ло­са. Яр­кое во­пло­ще­ние Л. о. по­лу­чи­ла в твор­че­ст­ве её соз­да­те­ля – Ш. Гу­но («Фа­уст», «Ро­мео и Джуль­ет­та»), а так­же Ж. Би­зе («Ис­ка­те­ли жем­чу­га», «Джа­ми­ле»), Л. Де­ли­ба («Лак­ме»), А. То­ма («Гам­лет», «Минь­он»), Ж. Масс­не («Вер­тер», «Ма­нон»). На ру­бе­же 20 в. Л. о. ут­ра­ти­ла са­мо­сто­ят. зна­че­ние, од­на­ко её наи­бо­лее цен­ные чер­ты бы­ли вос­при­ня­ты пред­ста­ви­те­ля­ми франц. на­ту­ра­лиз­ма (А. Брю­но, Г. Шар­пан­тье), им­прес­сио­низ­ма и сим­во­лиз­ма (К. Де­бюс­си), итал. ве­риз­ма (П. Мас­ка­ньи, Р. Ле­он­ка­вал­ло), а так­же Дж. Пуч­чи­ни.

Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж, фр. Georges; 25 октября 1838, Париж — 3 июня 1875, Буживаль) — французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».[источник не указан 399 дней]

Жорж Бизе родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе[5]. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет[6]. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848—1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством[7]. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое[8]

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию[9]. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». Гектор Берлиоз в статье, посвященной премьере оперы, подчёркивает, что Бизе не только композитор, но и редкого дарования пианист. Музыкальный писатель сожалел, что Бизе не концертирует, и отмечал его феноменальную способность чтения с листа неизвестных ему произведений любой трудности[10]. О таланте Бизе как пианиста-виртуоза писал в своих воспоминаниях и его учитель, профессор и преподаватель Парижской консерватории по классу фортепиано Антуан Мармонтель[10]:

Он владел исключительным искусством нюансировать силу звука, сообщать ему особую певучесть то осторожным, то интенсивным нажимом пальцев. Законченный виртуоз, он умел с разной рельефностью оттенять мелодию, смягчая и окутывая её гармониями прозрачного сопровождения, вуалированная или подчеркнутая ритмика которого подчинялась свободной фразировке мелодии. Невозможно было сопротивляться покоряющей прелести его пленительного, нежного и чёткого туше.

В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet „L’Arlesienne“. Это в своем роде шедевр». Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.

В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» — 3 марта 1875 года и закончилась провалом[11]. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П. И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы, писал: "…Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «…вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet — художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением». 25 октября 1891 года в Комической опере состоялся 500-й спектакль «Кармен» 24 декабря 1904 года — тысячный. Габриель Форе писал в газете «Фигаро» в этот же день по поводу юбилейного представления оперы:

...что новелла Мериме, перенесённая на сцену зала Фавар, могла в 1875 г. изумить и ошеломить завсегдатаев этого театра, что она могла показаться мало соответствующей традициям Комической оперы, это понятно. Но необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же появления; как могли не взволновать эту публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти.

К столетию со дня рождения Бизе (25 октября 1938 года) опера прошла в Комической опере 2276 раз.

Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале. После временного погребения на Монмартрском кладбище прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез, где похоронены многие выдающиеся деятели искусства. После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания, их рукописи были розданы или утеряны, а опубликованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. Только спустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще, и лишь с XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов.

За свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьевой Алеви[en], двоюродной сестрой Людовика Галеви — создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста[12].

ПамятьМуниципальная консерватория (фр. Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet) в XX округе Парижа носит его имя.

· В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).

Творчество

Оперы

· «Дом доктора» (La maison du docteur, комическая опера, написана до 1856)

· «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858—1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина

· «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)

· «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—1862)

· «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж

· Иван IV (опера) (1862—1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux

· «Никола Фламель» (1866, фрагменты)

· «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)

· «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)

· «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—1871, фрагменты)

· «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—1871, не окончена)

· «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)

· «Дон Родриго» (1873, не окончена)

· «Кармен» (драматическая опера, 1873—1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

· «Доктор Миракль» (1856 или 1857, поставлена 1857, театр «Буфф-Паризьен», Париж)

· Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)

· Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Париж)

Музыка к драматическому спектаклю

· Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

Опере́тта (итал. operetta — уменьшительное от «опера») — музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.

Жанр оперетты



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.