|
|||
Участвовать в процессе цементирования обсадных колонн3.7 Участвовать в процессе цементирования обсадных колонн Описание подготовительных работ перед проведением геофизических исследований и спуском обсадных колонн Подготовительные работы перед проведением ГИС проводят в стационарных условиях на базе геофизического предприятия (производителя работ) и непосредственно на скважине. По прибытию на скважину персонал каротажной партии (отряда) выполняет следующие подготовительные операции: - проверяет подготовленность бурящейся либо действующей скважины к исследованиям и работам согласно техническим условиям на подготовку для проведения ГИС и подписывает акт о готовности скважины к проведению исследований и работ. - проверяет правильность задания, указанного в наряд - заказе, и при необходимости уточняет его с представителем недропользователя; - устанавливает каротажный подъемник в 25-40 м от устья скважины так, чтобы ось лебедки была горизонтальной и перпендикулярной направлению на устье скважины; затормаживает и надежно закрепляет подъемник, подкладывая клинья под его колеса; крепит датчики натяжения и глубины на выносной консоли (в зависимости от конструкции подъемника); - устанавливает лабораторию в 5-10 м от подъемника таким образом, чтобы из ее окон и двери просматривались подъемник и устье скважины; - заземляет лабораторию и подъемник с помощью отдельных заземлений (сопротивление заземления лаборатории, подъемника и контура буровой должно быть не более 4 Ом);
- подключает станцию к сети переменного тока, действующей на скважине, а при ее отсутствии - к генератору автономной силовой установки, перевозимой подъемником; - сматывает с барабана лебедки вручную или с помощью привода лебедки, установив задний ход в коробке передач автомобиля, первые витки геофизического кабеля так, чтобы выпущенного конца кабеля хватило для подключения к кабельному наконечнику приборов, уложенных на мостках или на полу буровой; - заводит кабель в направляющий и подвесной ролики (блок-баланс) и устанавливает последние на свои штатные места; - крепит направляющий ролик (блок) на специальном узле крепления, который постоянно закреплен на основании буровой на расстоянии не более 2 м от ротора таким образом, чтобы средняя плоскость его ролика визуально проходила через середину барабана лебедки каротажного подъемника; - устанавливает на направляющем ролике (блоке) датчик глубины, если он не установлен на консоли подъемника. - вместо направляющего блока по согласованию с недропользователем можно устанавливать «роторный блок», закрепляя его установку массой ведущей трубы («квадрата») или бурильной трубы. На «роторном блоке» устанавливают датчики глубины и магнитных меток. В противном случае датчик магнитных меток устанавливают на столе ротора самостоятельно; - подвешивает подвесной блок и датчик натяжения, если он не установлен на консоли подъемника, к вертлюгу через штропы и элеватор или непосредственно на крюк через накидное кольцо на высоте не менее 15-20 м от пола буровой установки. Узел крепления подвесного блока должен быть испытан на нагрузку, превышающую номинальное разрывное усилие кабеля в 4 раза; - подсоединяет к кабельному наконечнику первый скважинный прибор (сборку приборов, шаблон), проверяет его работоспособность на мостках, опускает прибор в скважину. Подъем прибора над столом ротора и спуск в устье скважины производят с помощью каротажного подъемника, легости (якоря), имеющейся на буровой, или другого грузоподъемного механизма. Для захвата прибора применяют штопор, закрепленный на вилке, которую вставляют в пазы кабельного наконечника; - устанавливает на счетчиках регистратора и панели контроля каротажа в подъемнике нулевые показания глубин с учетом расстояния от точки отсчета глубин (стола ротора буровой установки, планшайбы эксплуатационной скважины) до скважинного прибора. Спуск обсадных колонн является наиболее ответственной операцией в процессе строительства скважины. В связи с этим предъявляются повышенные требования к качеству подготовки ствола скважины, оборудования и самих спускаемых труб. Перед спуском обсадной колонны проводят полный комплекс геофизических исследований, по результатам которых устанавливают наличие и места расположения каверн, сужений и нормальных участков скважины. Открытый ствол прорабатывается и калибруется в интервалах сужений и неустойчивых породах, а также в зоне продуктивного пласта. Прохождение обсадной колонны по стволу зависит от их жесткости, поэтому жесткость КНБК при калибровке должна быть больше жесткости обсадной колонны в 1,8 - 2 раза. Для уточнения глубины скважины в процессе последнего спуска бурильной колонны следует произвести ее промер. Обсадные трубы, предназначенные для спуска в скважину, за 2- 4 дня до спуска доставляются на буровую. Доставленные на буровую обсадные трубы осматривают для отбраковки негодных. При осмотре труб необходимо обращать внимание на кривизну, наличие плен, расслоение металла, деформацию муфт и нарезанных концов. Трубы проверяют на овальность и шаблонируют, затем трубы укладывают на приемном мосту в штабель в порядке последовательности спуска их в скважину, При этом каждую трубу нумеруют, замеряют стальной рулеткой (длину каждой трубы следует определять от свободного торца муфты или от торца муфтовой части трубы до того места на конце трубы с наружной резьбой, которое соответствует положению торца муфты при закреплении соединения) и результаты замера записывают мелом на трубе и на листе по форме. Нарезку труб и муфт тщательно очищают жесткой волосяной щеткой, промывают керосином и проверяют калибром. Запрещается очистка резьб металлическими скребками, металлическими щетками, концами расплетенного талевого каната и т. п. После очистки резьбы муфт и труб на них навинчивают ниппели и предохранительные кольца. Вместе с трубами на буровую доставляются башмак и башмачный патрубок колонны, привинченные и приваренные к первой трубе на трубной базе, со свинченной и приваренной к башмаку чугунной направляющей пробкой; обратный клапан, опрессованный на давление, предусмотренное планом спуска колонны; упорное кольцо, центрирующие фонари (центраторы), скребки и турбулизаторы, а также при необходимости заколонные пакера и оборудование верхней части обсадной колонны. Перед началом спуска колонны тщательно проверяют состояние вышки и бурового оборудования. При осмотре вышки все дефекты и нарушения в соединениях отдельных узлов, поясов, диагоналей и крепления ног устраняют. Проверяют вертикальность вышки и равномерность натяга угловых оттяжек. При проверке лебедки и привода обращают внимание на прочность крепления лебедки, редуктора и двигателей к фундаментам, на состояние цепных колес, кулачковых сцеплений, шпонок и тормозов. В полную готовность приводится насосный блок буровой установки, так как в процессе спуска, возможно потребуется экстренная промывка спускаемой колонны.
|
|||
|