Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Театр Мейерхольда.



Театр Мейерхольда.

 

Ввиду того, что театр творится коллективно, прежде чем вы изберете себе ту или иную специальность, постарайтесь присмотреться к театру, охватить его с высоты птичьего полета. Если перед вами два аппарата: микроскоп и телескоп, возьмите в руки последний, то есть телескоп. Изучайте сначала весь театр в целом, вы изберете вашу специальность потом. Это как на медицинском факультете сначала изучаете целый ряд естественных наук, потом только принимаетесь за болезни. Сначала общее изучение, а потом специализация, не наоборот. (318)

Театр Мейерхольда обладал рядом характерных признаков и был ориентирован на «свою» публику. Важнейшей характеристикой в концепции Мейерхольда была условная природа театра, главным приемом ее подчеркивания – простота. Она проявлялась при помощи системы дикции и интонации, нового принципа оформления сцены и особого мизансценирования тела. В игре актера главными выразительными средствами стали лицо-маска, «застывший жест» и позы-паузы, так называемые «стоп-кадры». Особую роль в творческом процессе Мейерхольд возлагал на режиссера, который был обязан координировать действия всех участников организации спектакля.

Всеволод Эмильевич сформулировал принципы, регулировавшие творческую деятельность, и вложил новое содержание в понятие «искусство актерской игры».

1. Большая мера обобщения. Данный компонент основывался на том, что ни зритель, ни актер не должны были забывать, что на сцене воспроизводится театральное действие, а не воплощается «элемент жизни».

2. Передача актером не образа, а своего отношения к образу. Актеру следовало создавать на сцене образ персонажа пьесы так, чтобы не допускать возможности его (образа) двойственной трактовки зрителем.

3. Прием предыгры. Движение рождает слово. Этот компонент состоял в том, что перед произнесением реплики актер делал пластические телодвижения, чтобы придать зрелищность представлению. Телодвижения и жесты должны вызвать эмоцию в сознании актера, которая трансформируется в слово.

4. Актер должен «зеркалить» – слышать и видеть себя со стороны. Актер не должен проживать свою роль и испытывать эмоции, но должен играть роль, контролируя свои слова и действия.

5. Синтетичность актера воплощалась в его способности владеть голосом и дикцией, умении двигаться на сцене и т.д.

Бывает, например, так, что актер считает, что ему совсем не надо знать анатомии, а надо лишь знать психологию. Но с моей точки зрения, если он не знает анатомии, то его не спасет никакое углубление в психологию, ибо ему легко вывернуть себе руку или ногу. И это потому, что выступление его на сцене сводится прежде всего к телодвижениям. В японском или китайском театре считается, например, что тот не актер, кто не прошел акробатические курсы. Сара Бернар изучала искусство падать на сцене у известного клоуна.(318)

 

 

Мейерхольд определял границы действий актера, с математичесой точностью выстраивал мизансцены. Актерская свобода в прежнем понимании переставала существовать.

 

Театра импровизации нет. Он существует, но это простое жульничество. А то, что действительно существует на сцене, — это специальные схемы, специальные трюки. Замечательным импровизатором будет здесь, в области театра [тот], кто знает большое число комбинаций этих специальных схем и трюков. Ибо по этим раз намеченным контурам происходит здесь все. (338)

 

Мейерхольд описал следующие принципы, необходимые для осуществления такого рода творческой деятельности: принцип карнавализации. Его сущность заключалась  в использовании приемов цирка, площадного балагана с их сатирой и фарсом, деление героев пьесы на положительных и отрицательных, а также в использовании натуралистических деталей, которые сближали театр с жизнью; принцип злободневности и актуальности проявлялся во включении в режиссуру спектакля событий сегодняшнего дня; принцип активизации зрительского зала был связан с приемами воздействия на зрителя, превращающими его в соучастника спектакля (для этого во время театрального действия на сцене присутствовали декорации в минимально необходимом объеме, само действие нередко могло переноситься в зал и пр.); принцип поляризации жанров заключался в том, что не существовало чистых жанров, каждая театральная постановка содержала в себе черты разных жанров.

Недавно я был в «Буффе» и смотрел оперетку «Нитуш». Там есть действие, которое называется [пропуск в тексте]. Какая-то ерунда происходит там на сцене, но все это уснащено всякого рода злободневностями. И взятое вместе, все это выходит там очень любопытно. В современном цирке клоуны, исполняя свои традиционные номера, точно так же возбуждают внимание к ним со стороны публики разного рода отсебятиной, различного рода импровизацией. Вообще театр как таковой немыслим без шуток. Он немыслим без импровизации. И если драматург не знает прелести трюков (применяемых, например, Гоголем), то сцены, создаваемые им, будут не для театра. Такие сцены могут иметь только литературное значение, служа материалом для чтения. Шекспир, освобожденный от учености, — вот то, чем мы должны руководствоваться в театре. (335)

 

Данные принципы стали исходящими идеями, регулирующими творческую деятельность режиссера и организацию творческого процесса. Составляющие актерской игры определили знания и умения, которыми должен был овладеть актер, и обусловили цель его профессиональной подготовки для «условного театра». При помощи указанных принципов Мейерхольд обосновывал понятие «содержание актерской игры» и формулировал методы обучения.

В.Э. Мейерхольд считал движение одним из важнейших средств выразительности при создании спектакля. В своих лекциях он утверждал главенствующую роль сценического движения. «Пусть театр лишится слова, актерского наряда, рампы, кулис, театрального здания, – говорил В.Э. Мейерхольд, – пока в нем есть актер и его мастерские движения, театр останется театром, ибо о мыслях и побуждениях актера зритель узнает по его движениям, жестам и гримасам» [3, с. 363].

Для обозначения системы упражнений, направленных на развитие физической готовности тела актера к немедленному включению в творческий процесс, Мейерхольд ввел термин «театральная биомеханика».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.