Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свободный



Свободный

Так, в системе «свободного плавания» валютный курс формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Валютный рынок при этом наиболее приближен к модели совершенного рынка: количество участников как на стороне спроса, так и на стороне предложения огромно, любая информация передается в системе мгновенно и доступна всем участникам рынка, искажающая роль центральных банков незначительна и непостоянна.

В конечном итоге, выбор системы управления валютным курсом для каждой страны зависит в первую очередь от состояния ее экономики.

Выделим три основных цели, ради которых был осуществлен переход к гибким обменным курсам от фиксированных, устанавливаемых центральными банками каждого государства:

· выравнивание темпов инфляции в странах;

· уравновешивание платежных балансов;

· расширение возможностей для проведения независимой внутренней денежной политики центральными банками каждого государства в отдельности.

· расширены возможности ЦБ каждой страны в проведении независимой внутренней денежной политик. Центральные банки не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для поддержания валютных курсов.

 Стоит отметить, что валюта ни одной из стран не стала резервной валютой в соответствии с ямайскими поправками к Уставу МВФ.

Валютный блок – это группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей его державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья, выгодную сферу приложения капитала.

· введено новое платежного средства - СДР (SDR - Special Drawing Rights, СПЗ - специальные права заимствования) - расчетная единица Международного валютного фонда, применимая для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Каждая страна получила свою долю СДР, соответствующую своей доле в МВФ.

Привлечение Америкой стандарта SDR как завуалированного долларового стандарта увеличило ее нежизнеспособность. SDR не смог стать примером наднациональной мировой валютной единицы и важнейшей резервной валютой в мире. Небольшая часть SDR в совокупном объеме международной валютной ликвидности (0,4%) и в мировых валютных резервах (1,2%) позволяет убедиться в неэффективности данной валюты, за которой скрывается стандарт доллара. Кризис стандарта СДР как основного принципа Ямайской мировой системы просвечивается также так же в незначительном объеме их эмиссии и неравномерном распределении между членами МВФ. Более 2/3 суммы выпущенных СДР используется развитыми странами (в том числе более 50 % в странах «Группы семи»), в минус интересам развивающихся стран. За пределами МВФ SDR используется лишь в локальной сфере - в отдельных международных организациях, а также для номинирования некоторых ценных бумаг, кредитов.

Не достигнута главная цель выпуска СДР — возможность заимствования странами конвертируемой валюты в целях покрытия дефицита их платежного баланса. Для этого используется лишь одна четвертая выпущенных СДР, а преобладает заимствование странами конвертируемой валюты в обмен на СДР для оплаты внешней задолженности. В результате погашения этих займов в МВФ активно накапливаются СДР на счетах развитых стран, валюта которых имеет спрос.

Небольшой объем операций в СДР связан с тем, что они не обладают абсолютной приемлемостью, существует лишь возможность приобретать свободно конвертируемую валюту страны, являющейся членом фонда. В результате SDR не обеспечивает соотносимость мировых экономических показателей.

Нежизнеспособность SDR– главный итог кризиса современной мировой валютной системы. США рассматривал его как завуалированную форму стандарта доллара, но это нашло выход в противоречии с потерей долларом единоличной роли мировой валюты. Это связано с уменьшением влияния США во всей мировой экономике, мировом экспорте и резервах золота. Анализируя падение доверия к валюте США, тенденцию распространения других валют как мировых денег, мы можем сделать вывод о том, что одна валюта не в состоянии обеспечивать стабильное равновесие мировой валютной системы.

Кризис институциональной структуры Ямайской валютной системы отобразился в недостатках деятельности МВФ. Несмотря на то, что МВФ - институт межгосударственного валютно-кредитного регулирования, он не смог обеспечить стабильность мировой валютной системы. Мы можем наблюдать ситуацию схожую с кризисом Бреттон-Вудской системы. МВФ не в состоянии вовремя оказывать кредитную поддержку странам, которые действительно в ней нуждаются. На поверхности видна неравномерность валютно-кредитного регулирования. МВФ распространяет его лишь на страны-заемщики, то есть на развивающиеся страны и страны с развивающимися рынками.

Международный валютный фонд не справился с важнейшими целями, стоящими перед ним. Не была достигнута валютно-экономическая стабильность, система предупреждения стран о скором возникновении кризисных явлений, которая должна была быть разработана вместе с Всемирном банком, не была создана.

Для стабилизации мировой сферы финансов необходим новый наднациональный институт, так как стратегия МВФ не может обеспечить преодоление глобальных финансовых дисбалансов. Во многом это объясняется тем, что возможности фонда воздействовать на валютно-экономическую политику отдельных стран существенно ограничены. Влияние МВФ распространяется в большей степени на государства, являющиеся его заемщиками. В основном это страны с развивающимися экономиками. При этом МВФ практически не может регулировать монетарную политику развитых стран, в частности, США. Более того, размеры квот обеспечивают США и ЕС возможность налагать вето на стратегические решения МВФ, т. е. позволяют контролировать деятельность фонда.

Кроме того, для осуществления наднационального валютного регулирования, стабилизации международных отношений, воздействия на товарные и финансовые рынки необходимы не только денежные средства, но и товарно-сырьевые активы. Уставный капитал наднационального института, в отличие от МВФ, в основном должен быть сформирован из резервных валют (перечень которых следует расширить) и стратегических запасов сырья. Соответственно, обеспечением новой наднациональной денежной единицы могут стать национальные валюты, имеющие статус международных и востребованные мировым сообществом в качестве оборотного и резервного средства, а также материальные активы. Такая условная единица будет пользоваться бóльшим доверием, чем резервные валюты по отдельности. Кроме того, значительные финансовые и сырьевые ресурсы, находящиеся в распоряжении новой наднациональной структуры, позволят контролировать динамику международных валютных и товарно-сырьевых рынков

Структурные принципы современной мировой валютной системы пришли в противоречие с новыми требованиями к ней в условиях фундаментальных изменений в глобализирующейся мировой экономике, формирования полицентризма и регионализма. Мировой финансово-экономический кризис выявил острую нужду в реформе существующей валютной системы.

Ответом на проблемы Ямайской валютной системы – стало создание Европейской валютной системы странами ЕС. Системы международной, но при этом и региональной для стимулирования процесса экономической интеграции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.