Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема. Персонал и трудовой потенциал организации.



Тема 1 

1.Эволюция форм совместной деятельности становление кадрового менеджмента.

2.Управление человеческими ресурсами в системе современного менеджмента.

 

1. Попытаемся развести понятия "рабочая сила", "трудовые ресурсы", "кадры", "персонал", "человеческие ресурсы".

В принципе эти понятия обозначают один и тот же объект. Использование разных наименований определяется тем аспектом восприятия, той точкой зрения на объект, которые имели исследователи этой проблематики. Одни авторы и школы используют термин "персонал", другие — "человеческие ресурсы".

Для названия отделов (подразделений), термин "персонал" чаще используют небольшие фирмы (менее 100 человек). Термин "человеческие ресурсы" предпочитают использовать представители крупных организаций с численностью занятых более 2500 человек. Практики в области управления в своем большинстве используют понятие "человеческие ресурсы".

Причиной использования разных понятий может выступать и характер деятельности по управлению персоналом. Стратегический аспект этой деятельности более связан с понятием человеческих ресурсов. В рамках этого аспекта осуществляется планирование человеческих ресурсов, развитие индивидуальных способностей и повышение квалификации, планирование затрат на персонал, т.е. решение глобальных, долговременных, принципиально новых задач.

Оперативная деятельность, решение повседневных проблем, требующих административного вмешательства, имеет большую связь с термином "управление персоналом". Это подбор и расстановка кадров, управление трудовой мотивацией, контроль над состоянием техники безопасности.

По мере развития производительных сил и социально-общественных отношений в передовых странах, и, прежде всего, в США, Франции, Японии формировались теории школы управления персоналом

Становление управления персоналом как профессиональной деятельности прошло несколько этапов

Рис.1 История и тенденции отношения к персоналу

 

Таблица 1

Эволюция подходов к управлению персоналом

Этапы управления персоналом Объект управления Основные функции управления
Работа с кадрами Персонал – второстепенный фактор производства - Регистрация поступающих кандидатов на работу; - Контроль над дисциплиной; - Оформление документов при увольнение; - Стимулирование.
Управление персоналом Персонал - издержки Формирование различных функций управления персоналом: - набор, - отбор, - оценка, - стимулирование, - управление карьерой,       - повышение квалификации, - управление конфликтами
Управление человеческими ресурсами Персонал – основной не восполняемый ресурс - Стратегическое управление персоналом; - Управление компетенцией персонала; - Прогнозирование потребности ресурсов
Гуманистический подход к персоналу Персонал – главный субъект организации и основной объект управления Каждый работник фирмы является членом организации – семьи (характерно для японского менеджмента)

 

Необходимость учета личностного фактора приводит к постепенной трансформации управления персоналом в управление человеческими ресурсами. В 70-е годы в науке и практике управления США стало использоваться понятие «человеческие ресурсы» взамен «персонала». Такое изменение связано с переосмыслением роли и места человека в производственной деятельности в эпоху НТР и отношением к нему не только как к «одушевленному» фактору производства, но и как к личности с присущими ей интересами, мотивацией, психологией, ценностями, предприимчивостью и т.п.

Специфика человеческих ресурсов в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.) состоит в следующем:

- люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция навнешнее

воздействие

- эмоционально-осмысленная, а не механическая;

- процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;

- вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному

совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности организации;

- люди выбирают определенный вид деятельности, производственный

или непроизводственный, умственный или физический, осознанно, ставя

перед собой определенные цели.

Сегодня на повестке дня, формирование новой управленческой парадигмы — управления человеком в социально-культурном контексте, т. е. работниками не только как личностями, рассматриваемыми сами по себе, а действующими в единстве, в команде.

 

 Кадровый менеджмент -менеджмент, направленный на развитие и эффективное использование кадрового потенциала организации. В кадровом менеджменте различают:

- оперативный уровень управления, на котором доминирует кадровая работа;

- тактический уровень управления, на котором доминирует управление персоналом;

- стратегический уровень управления, на котором доминирует управление человеческими ресурсами;

- политический уровень управления - разработка и контроль над реализацией кадровой политики.

 

Управление человеческими ресурсами - вся совокупность организационных мероприятий, направленных на оптимальное формирование персонала (трудового коллектива) и полное использование его возможностей и способностей в производственном процессе.

Считавшийся прежде второстепенным, менеджмент персонал; (человеческих ресурсов) выдвинулся сегодня на первый план и превратился в одну из основных сфер деятельности руководителей всех уровней и направлений.

Управление человеческими ресурсамисмотрит на человека как на основной элемент организации, представляющий собой единство трех основных компонентов — трудовой функции, социальных отношений и индивидуальности.

Появляется стратегическое управление персоналом, прогнозирование потреб­ностей в нем, управление компетентностью. Происходит обучение персонала, соз­дание условий для максимальной самоорганизации сотрудников.

Уже в 1960-е гг. люди стали главным богатством организации, решающим фактором успеха в конкурентной борьбе, человеческим капиталом, инвестиции в которую приносят прибыль.

 

Сегодня главные требования к персоналу:

- наличие стратегического мышления;

- предприимчивость;

- высокий уровень культуры.

 

Переход от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами (пер­соналом) означает смену парадигмы кадровой деятельности, что отражено в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Смена парадигмы кадровой деятельности

Параметр сравнения Управление кадрами Управление человеческими ресурсами
Кадровая политика Отсутствует или является пассивной, следует за производственной политикой, играет инструментальную роль Активная, образующая симбиоз с производственной политикой, выступающая элементом общей стратегии биз­неса
Смысл кадровой политики Достижение компромисса между экономическими и социальными целями Облегчение процесса интегрирования персонала организации в нее и деловое окружение, сочетание имеющихся человеческих ресурсов с ее целями
Основная задача управления персоналом Обеспечение производства нужными людьми в нужное время на нужном месте Обеспечение стратегии фирмы высококвалифицированными сотрудниками, становящимися главным конкурентным преимуществом фирмы
Приоритеты в кадровой политике Определяются текущими потребностями фирмы в рабочей силе Определяются нуждами и интересами персонала, задачами осуществле
Кадровое планирование Подчинено общему Органически взаимодействуете общим
Кадровые функции   Централизованы в отделе кадров, специалисты которого планируют, мотивируют и проч. Фрагментарное выполнение формальных кадровых функций. Персоналом управляют ли­нейные руководители Децентрализованы в линейном управлении, которое отвечает за все стороны жизни подразделения. Кадровые службы помогают линейным руководителям
Основной объект управления Исполнители Преимущественно менеджеры, команды
Подход к руководству персоналом Обезличенный Индивидуализированный, с учетом личных интересов и ценностей людей
Масштабы управления персоналом Локальные Международные
Коммуникации Вертикальные Горизонтальные
Характер внутренних взаимоотношений   Конфронтация Социальное партнерство, доверие и взаимная ответственность работников и руководителей, политика равных возможностей
Обучение персонала Фрагментарное индивидуальное повышение квалификации Систематическое развитие по гибким программам, ориентированным на ин­тересы компании
     
Мотивация Преимущественно экономическая Акцент на создание взаимного доверия, сохранение и расширение занятости, защиту здоровья, обеспечение норма­льных условий труда
Расходы на персонал Затраты, которые необходимо экономить  

 

Информирование персонала Минимальное Максимальное

 

Специализация работников Узкая Широкая
Карьерный рост Линейный, однонаправленный Гибкий, многовариантный
Ответственность за развитие кадров На менеджерах' На работниках
Принятие кадровых решений Келейное Открытое

 

Таблица. 3

Отличие Управление кадрами и Управление человеческими ресурсами

Управление кадрами Управление человеческими ресурсами
Управление кадрами подразумевает – тактический подход Управление человеческими ресурсами подразумевает стратегический подход
Кадровый менеджмент в управлении персоналом – это ответственность непосредственно отдела персонала. В управлении человеческими ресурсами значительная часть функций переложена на линейных менеджеров.
Управление кадрами концентрируется в отделе управления персоналом, который возглавляет линейный менеджер Управление человеческим ресурсами курируется высшим руководителем, входящим в правление компании, имеющим большое влияние и возможность определения стратегических перспектив

Контрольные вопросы:

    1. Поясните суть дебатов вокруг понятий «персонал», «человеческие ресурсы».

    2. Каковы  признаки человеческих ресурсов организации.

    3. Покажите эволюцию развития концепций управления человеческими ресурсами (УЧР).

    4. Сущность управления человеческими ресурсами.

Тема. Персонал и трудовой потенциал организации.

1. Персонал организации. Признаки персонала: условия найма, уровень качественных характеристик и их развитие. Виды структуры персонала организации.

2. Трудовой потенциал работника в организации. Компоненты трудового потенциала. Показатели.

 

Персона (лат. persona):

 1) особа, личность;

 2) важная особа.

Таким образом, коренное значение слова персона подсказывает пути эффективного управления персоналом: принимать каждого сотрудника, как важную особу, личность.

Персонал организации - это все работники любой организации. Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств, труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное нами определение. В дальнейшем мы будем пользоваться термином «персонал» (personnel), как наиболее принятым в отечественной и зарубежной практике.

 Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. В таких отношениях могут состоять не только наемные работники, но и физические лица - собственники или совладельцы организации, если они помимо причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что принимают участие в деятельности организации своим личным трудом. Лица занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица, занятые на так называемых семейных предприятиях, хотя и зарегистрированных в качестве юридического лица, не включаются в состав персонала, работающего по найму, так как вознаграждение за свой труд они получают из дохода, остающегося в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

 

Основными признаками персонала являются:

- наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контракта). Однако на практике в отдельных случаях отсутствует формальное юридическое оформление найма, что приводит персонал к лишению гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства. Работающие собственники и работающие организации включаются в состав персонала, если они кроме причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что участвуют своим личным трудом в деятельности организации;

- обладание определёнными качественными характеристиками (профессии специальностью квалификации, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте, а, следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;

- целевая направленность деятельности персонала, т. е обеспечение достижений целей организации путем установление адекватных им целей отдельного работника и создание условий для их эффективной реализации.

Структура персонала организацииэто совокупность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо существенному признаку, или по-другому, социальную структуру организации, которая может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов) и не основных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы). Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей отчетности.

Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на «общую» и «частную». В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам как стаж работы, образование, профессия; частная структура отражает соотношение отдельных категорий работников.

Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных групп объемам работ, свойственным каждой должностной группе, выраженным в затратах времени. Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам:

- Управленческо-производственная.

- Организационная структура.

- Ролевая структура.

- Социальная структура.

- Штатная структура.

- Функциональная структура.

- Профессиональная структура.

- Квалификационная структура.

 

 

 


Рис. 2 Структура персонала

Классификация персонала определяется целями и задачами, которые обуславливают ее содержание. Поэтому существуют различные варианты структурного деления работников, и они достаточно условны.

Наиболее важной характеристикой качества персонала является его профессионально-квалификационная структура. Она включает в себя:

- профессиональную структуру рабочей силы - соотношение представителей различных профессиональных групп (водители, ремонтные рабочие, специалисты и т.п.);

- квалификационную структуру - соотношение работников различных уровней квалификации (определяется разрядами, категориями: слесарь 5 разряда, старший научный сотрудник, инженер 1 категории и т.п.);

- содержание квалификации - набор необходимых для выполнения определенной работы навыков, знаний, опыта и других компонентов.

 

Согласно требованиям Международной организации труда (МОТ) основной формой классификации профессионально-квалификационной структуры персонала является разделение занятых на три крупные группы:

- «белые воротнички» - лица, занятые преимущественно нефизическим трудом;

- «синие воротнички» - рабочие различных профессий и уровней квалификации;

- работники обслуживания - повара, официанты, медицинский обслуживающий персонал, полицейские, пожарные, уборщики, прислуга и т.п.

Классификационные признаки деления персонала:

1. По функциям, выполняемым в производственном процессе различаются:

- рабочие (основные и вспомогательные);

- инженерно-технические работники;

- служащие;

- младший обслуживающий персонал (МОП);

- ученики;

- охрана.

 

2. По характеру фактической деятельности (роду занятий).Основанием для отнесения работника к той или иной категории служит не образование, а занимаемая им должность. В основу классификации занятий положено сочетание профессионального и отраслевого признаков: директор завода, начальник цеха, главный экономист, главный бухгалтер, документовед, секретарь-машинистка и т.д.

 

3. По принципу участия работников в технологическом процессе (по производству продукции). Рабочие подразделяются на основных (выпускают непосредственную продукцию) и вспомогательных (обслуживают производственный процесс: слесари, электрики и т.д.).

Инженерно - технические работники (ИТР) делятся на:

- руководителей (менеджеров), которые осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы отдельных исполнителей, различных звеньев аппарата управления, контроль и регулирование хода производства, административно-распорядительные функции и т.д.;

- специалистов - научные работники, инженеры, техники, экономисты и др. Они осуществляют разработку и внедрение в производство новых или усовершенствованных видов продукции, технических и экономических нормативов, а также форм и методов организации производства, труда и управления и т.д.;

- технических исполнителей: учетчики, счетоводы, машинистки, чертежники, делопроизводители и т.д.

Очень часто данные категории работников классифицируют как административно - управленческий персонал, а занятых непосредственно на производстве специалистов и рабочих - как производственный персонал.

Деление инженерно-технических работников и служащих на российских предприятиях на административно-управленческий и производственный персонал весьма условно. Так, заведующий гаражом предприятия - административный, а начальник транспортного цеха - производственный персонал. В свою очередь управленческий персонал делится на инженерно-технических работников и служащих. К категории ИТР относят лиц, осуществляющих техническое руководство производственными процессами, а к служащим - лиц, осуществляющих техническое обслуживание производственного процесса. Подробное деление представляется также неудачным, так как лица на аналогичных должностях могут попасть в различные категории. Например, начальник планового отдела - ИТР, а начальник финансового отдела - служащий.

 

4. По сроку работы работники делятся на: постоянных, сезонных, временных.

Труд лиц, занятых на сезонных и временных работах регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.09.1974.

Сезонными признаются работы, которые в силу природных или климатических условий выполняется не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.

Временными признаются работники, принятые на работу на срок до 2 месяцев, для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы на срок до 4 месяцев.

Лица, принимаемые на работу в качестве сезонных и временных работников должны быть предупреждены об этом при заключении трудового договора (контракта).

 

5. По характеру труда:

- выполняющие работы повторяющиеся, механические, регламентированные определенными правилами и техническими условиями. К ним относятся функции, выполняемые персоналом, ответственным за делопроизводство и частью ответственных исполнителей (например, регистрация документов, машинопись);

- выполняющие комплекс повторяющихся работ, составляющих в основном идентичные циклы. Такой характер носят многие виды деятельности ответственных исполнителей (например, начисление заработной платы, разработка плана по труду и т.п.);

- выполняющие неповторяющиеся работы или такие, цикл исполнения которых очень продолжителен. Их осуществляют в основном руководители и часть ответственных исполнителей (например, исследования на подчиненных объектах и т.п.). Можно классифицировать персонал по нескольким направлениям. В таблице

 

 

ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
                                              

 

         
 

 

 


Рисунок 3. Персонал организации

 

В настоящее время лиц, работающих в организации, можно рассматривать:

1. С точки зрения статистики, которая даст количественные характеристики данной общности (ее структура, численность в целом,

по отдельным группам и проч.). В этом отношении работники организации делятся, прежде всего, па администрацию и персонал (полный

личный состав наемных работников). Та часть персонала, которая состоит в штате организации, называется кадрами.

2. С социально-производственной точки зрения, отражающей

роль, которую работники играют в организации. Здесь за теми же терминами стоят уже иные понятия.

Кадрами (трудовыми ресурсами) могут быть названы люди-винтики, безропотные исполнители работы, которых нужно всего лишь содержать «в исправном состоянии» (для этого достаточно платить минимальную заработную плату, обеспечивать сносные условия труда и совсем не обязательно относиться к ним как к личностям).

Когда речь идет о персонале, предполагается, что к работникам относятся уже как к людям, но людям «вообще», лишенным индивидуальных различий, безликой массе. Однако при управлении персоналом приходится учитывать то, что работникам необходимо создавать достаточно комфортные физические, социальные и психологические условия труда.

3. С экономической точки зрения, а именно, создания конечного

результата, богатства. Прежняя парадигма рассматривала людей как

рядовой фактор производства, потребляемый в нем, такой же, как сырье, материалы, оборудование. А отсюда возникала задача минимизации вложений в него и его всемерной экономии, что выливалось в нищенскую заработную плату и рабочий день, достигавший в XIX в. в «доброй старой Англии» 16—18 часов.

Состав персонала определяется перечнем должностей, устанавливаемым администрацией для обеспечения потребностей производства в зависимости от его функциональной, технологической и организационной структуры. Его качественные параметры обусловлены требованиями, предъявляемыми к уровню квалификации работников.

Численность персонала определяется содержанием, масштабами, сложностью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации, объемом выпуска, трудоемкостью,

продукции.

Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, т. е. количеством сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.

В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться от нормативной (в том числе и вследствие невозможности нанять лучших людей и нежелания брать худших), поэтому целесообразно постоянно контролировать соотношение этих двух показателей, как в абсолютном, так и в относительном выражении и не допускать их значительного расхождения. В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Не включаются совместители, работники для разовых и специальных работ, привлекаемые на основе специальных договоров, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия, и некоторые другие.

Списочная численность па определенную календарную дату включает всех работников, в том числе принятых с данной даты, и исключает всех уволенных, начиная с нее

Списочная численность персонала ежедневно учитывается табельными записями, в которых отмечаются все работники, как присутствовавшие на работе, так и отсутствовавшие по тем или иным причинам. Таким образом, с точки зрения учета она представляет собой сумму явок и неявок на работу.

Списочная численность персонала может рассматриваться и как средняя величина за некоторый период — месяц, квартал, год:

- среднесписочная численность за месяц равна сумме явок и не

явок по дням, отнесенная к календарному числу дней (при этом показатели за выходные и праздничные дни приравниваются к предшествующим рабочим);

- среднегодовая или среднеквартальная численность персонала,

представляется как полусумма численности на начало и конец периода плюс численность на каждую промежуточную дату деленная на число подпериодов.

Поскольку не все работники по тем или иным причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в каждый данный момент характеризует его явочная численность.

Персонал находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других. Процесс обновления коллектива за счет выбытия части его членов и прихода новых называется сменяемостью (оборотом).

Статистика характеризует движение персонала относительными и абсолютными показателями оборота.

Абсолютными показателями являются оборот по приему и оборот по выбытию.

Оборот по приему представляет собой число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений, по оргнабору, в порядке перевода из других организаций, по распределению, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации, проходящих производственную практику.

Оборот по выбытию характеризуется численностью лиц, уволившихся из организации за данный период, сгруппированных по причинам увольнения. В зависимости от них он бывает необходимым и излишним (текучесть).

Необходимый оборот по выбытию имеет под собой объективные причины:

- требования законодательства (например, о воинской службе);

- естественные моменты (состояние здоровья, возраст), а поэтому неизбежен.

 

Его можно предсказать, спрогнозировать и даже достаточно точно рассчитать (уход на военную службу или на пенсию).

Неблагоприятные последствия такого оборота ослабляются тем, что люди часто не порывают связей с организацией, оказывают ей по мере возможности помощь и содействие.

Текучесть (нормальный уровень — до 5% в год) связана с субъективными причинами и обычно характерна для молодых сотрудников, и после трех лет работы существенно снижается. Она может быть активной (уход по собственному желанию) и пассивной (увольнение за нарушения трудовой дисциплины) и при необходимости стимулироваться и даже провоцироваться.

Кроме перечисленных дополнительно целесообразно определять следующие показатели движения персонала:

 

1. Абсолютные:

а) численность сменившихся работников (меньшая величина из численности принятых и уволенных);

б) численность проработавших весь период (разность между списочной численностью на начало периода и численностью уволившихся за период).

2.Относительные:

Для оценки эффективности работы по управлению кадрами предприятия можно использовать систему показателей, характеризующих интенсивность оборота кадров и детализирующие особенности этого оборота. В качестве основных показателей этой системы можно использовать следующие:

       1. Коэффициент интенсивности оборота по приему. Он определяется как отношение числа принятых за отчетный период работников (Чп) к из среднесписочному числу

       2. (Чс): Кп=Чп:Чс.

       3. Коэффициент оборота по выбытию определяется аналогично - как отношение числа выбывших в отчетном периоде работников (Чв) к их среднесписочному числу:

       4. Кв= Чв:Чс

       5. Коэффициент текучести определяется таким же способом - как отношение числа выбывших в отчетном периоде работников (Чвт) к их среднесписочному числу:

       6. Кт=Чвт:Чс.

       7. Коэффициент замещения определяется как разность между числом принятых и выбывших работников к их среднесписочному числу.

       Кз=(Чп-Чв):Чс.

       Если разность в числе коэффициента положительна, то это означает, что число принятых на работу превышает число выбывших. Отрицательное значение коэффициента возникает в случаях, когда число уволенных превышает число вновь принятых, что может возникнуть в результате сокращения объема производства, ликвидации части рабочих мест, в связи с техническим перевооружением и т.д.

       Коэффициент постоянства кадров определяется как отношение числа работников, проработавших весь отчетный период к их числу на конец этого периода. Этот коэффициент как бы дополняет коэффициент текучести и изменяется для оценки эффективности кадровой политики предприятия.

 

Отделом кадров предприятия составляется баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы) по следующей примерной схеме.

 

Таблица 4.

 

 

Схема составления движения кадров

Категории и группы персонала

 

 

наличие на начало

периода

 

 

Поступило за период

Выбыло за период

Наличие на конец периода

В том числе

работ, весь

период

Всего

в том числе по источникам

Всего

в том числе по источникам

                           

 

Движение персонала отражается в балансе, включающем сведения об изменении его численности и структуры. Балансы составляются в организациях за месяц, квартал и год, в том числе по отдельным специальностям, профессиям, категориям.

Важнейшей практической задачей кадровой работы, управления персоналом в целом является эффективное использование и развитие кадрового потенциала.

Понятие «кадровый потенциал» выступает в качестве интегральной характеристики предельной совокупной способности персонала к квалифицированному профессиональному труду, эффективному выполнению функциональных обязанностей. Кадровый потенциал позволяет судить о тех возможностях, которыми располагает данная организация и которые могут быть реализованы при данных условиях за счет высокого уровня управления персоналом, грамотной кадровой работы.

Кадровый потенциал имеет качественную и количественную сторону. Качественная сторона включает: уровень здоровья, физического и интеллектуального развития, управленческой, информационной, правовой и общей культуры работников, их нравственной надежности. Количественная сторона характеризуется численностью работников, но не всех, а части персонала организации — работников специально профессионально подготовленных, а также образовательной профессионально— квалификационной структуры этой части служащих. Параметры кадрового потенциала позволяют со всей определенностью судить об основных направлениях развития кадров, всего персонала — профессионального и личностного.

В перспективном, стратегическом плане необходима разработка целевой программы развития человеческих ресурсов, охватывающей весь персонал (программа — максимум) и являющейся составной частью (подпрограммой) общей программы управления персоналом. Однако и разработка, и тем более реализация такого рода программ предполагает выделение приоритетных направлений, первоочеред­ных задач, решение которых одновременно является и условием реализации долговременных стратегических целей кадровой политики. В соответствии с принципами кадровой политики (в первую очередь — «ведущего звена») и некоторыми критериями (актуальность, прак­тическая значимость для всей системы, степень влияния на другие аспекты кадровой работы) в числе приоритетных направлений и первоочередных задач с наибольшей вероятностью можно выделить:

- повышение потенциала руководящих кадров, работа с кадровым резервом;

- планирование карьеры специалистов, управление прохожде­нием службы персоналом;

3) профессиональное обучение персонала (подготовка, перепод­готовка и повышение квалификации);

4) отработка и внедрение процедур и технологий профессиональной первичной и социальной адаптации вновь поступающих на работу.
Особое внимание заслуживает проблема планирования карьеры —
для многих организаций нового направления кадрового менеджмента. Планирование карьеры — важный элемент, организационная основа развития персонала и человеческих ресурсов. Планирование карьеры индивидуализировано и предусматривает для каждого работника и организации цели, формы, способы и сроки соответствующих изменений его статуса, обязанностей, прав, состава функций, профессионального опыта, мотивации. Планируется продвижение, перемещение, ротация, повышение квалификации, переподготовка,

 

Контрольные вопросы:

1.В чем заключается принципиальное отличие руководителей от специалистов?

2.Перечислите элементы структуры персонала?

3. Что понимается под численностью персонала?

4. Назовите показатели использования трудового потенциала организации?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.