|
||||
Решим задачу. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Решим задачу. В четверг в 9 классе пять уроков: алгебра, физика, литература, биология, химия. Сколько вариантов расписания можно составить на четверг? Первым уроком можно поставить один из 5 предметов ( например, алгебру). Тогда вторым предметом будет один из оставшихся четверых предметов ( например, литература). И так далее. По правилу умножения мы можем посчитать варианты расписания - 5×4×3×2×1=120 вариантов.
Работа с учебником. Рассмотрите по учебнику решение задачи №6. Делаем вывод, что даже несложные задачи комбинаторики приводят к огромному числу вариантов. Становиться очевидным что все их невозможно перебрать. Но используя правило умножения легко посчитать их количество. Такие расчеты связаны с понятие факториал. Запишите в тетрадь: Определение. Произведение подряд идущих первых n натуральных чисел обозначают п! и называют «эн факториал» т.е. п!= 1×2×3×4×… (п-1) ×п. Название происходит от английского математического термина factor – «сомножитель».
Так, , . Для удобства условились считать . растет с увеличением очень быстро
Для подсчетов удобно использовать формулы: п! = (п-1)!×п; п!= (п-2)!× (п-1)× п; п! = 9п-3)!× (п-2) ×(п-1)× п и т.д. Задача: Вычислим а) 7! б) 7! 3! в) 8! × (п +1)! 6! 4! п ×(п+1) (п-1)!× 6
Решение: а) 7!= 1× 2× 3× 4× 5× 6× 7= 5040
б) 7! 3! = 6!×7×3! = 7 = 1,75 6! 4! 6!× 3! ×4 4
в) 8! × (п +1)! = 6!×7×8×(п+1)!__ = 78(п+1)! = 78 ( где п ? N и п ≥ 2) п ×(п+1) (п-1)!× 6 (п-1)!×п(п+1)6! (п+1)! Прочитайте по учебнику примера 7 стр. 181. Условия задачи выглядят по - разному, но способ решения один и тот же. Значит, существует общее правило для решения задач такого типа. И оно сформулировано в виде теоремы. Запишите в тетради: Теорема. п различных элементов можно расставить по одному на п различных мест ровно п! способами. Рп=п! Буква Р соответствует первой букве английского глагола permute который переводиться как «переставлять» (перестановка). Например, Р3=3!=6, Р7=7!=5040. Далее формулируем определение: Перестановкойиз п элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке. Обозначение: Рп (читается «Р из п»). Затем замечаем, что для подсчета количества перестановок можно воспользоваться комбинаторным правилом умножения, тогда Рп = п (п – 1) (п – 2) · … · 3 · 2 · 1 или Рп = 1 · 2 · 3 · … (п – 2) (п – 1) · п
Рассмотрим как факториал применяется для решения различных математических задач Задача1. Упростим выражение 1__ - п3-п (п-2)! (п+1)! Решение: Сократим п3-п__ = п×(п2-1)_________ = п×(п-1)×(п+1)_____ = 1_ (п+1)! (п-2)! ×(п-1) п×(п+1) (п-2)!×(п-1)× п×(п+1) (п-2)!
1__ - 1____ =0 (п-2)! (п-2)!
2. Закрепление изученного материала При решении задач следует особое внимание уделить анализу условий: является ли задача на комбинацию с учетом или без учета порядка элементов, как удобнее изобразить решение: с помощью дерева возможных вариантов или простым перечислением (полным перебором) или по правилу умножения. Упражнения: № 18.1 Образец оформления решения задачи. Решение: а) 10×9 =90 б) 90-9= 81 в )Рассуждаем: двузначные числа из первого и седьмого десятка исключаем , так сумма цифр из которых они состоят меньше 16. Из восьмого десятка под наше условие подходит 89, из девятого десятка подходят 98 и 99 . Итого таких двузначных чисел всего три. г) Таких двузначных чисел всего 10 ( 10,11,20,30,40,50,60,70,80,90) № 18.3. Ответ: а) 99 б) 18 в) 4×3=12 г) 40,48,80,88 № 18.7. Решение и ответ: а)4×3×2=24 б) 3×2=6 в) 3×3×3=9 г)4×3=12 № 18.11 а) б) 8!=1× 2 ×3× 4× 5× 6× 7× 8=40 320 в) 6!-5!= 5!× 6-5!= 5!×(5-1)=5! 5=600 г)5! =1× 2× 3× 4× 5 =24 5 5
Самостоятельно выполните: • №18.2 • №18.4 • № 18.8 • № 18.12 Спасибо за урок!!! Фотографии выполненных заданий (вопросы по их выполнению) присылайте VK (Потапова Ольга).
|
||||
|