Точка с запятой. Кавычки
Точка с запятой
| В каком предложении употребляется
| Правило
| Примеры
| 1.
| В простом предложении с однородными членами
| для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые
| Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
| 2.
| В бессоюзном сложном предложении
| если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые
| Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
| 3.
| В сложноподчинённом предложении
| если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые
| Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).
|
Кавычки
| В каком предложении употребляется
| Правило
| Примеры
| 1.
| В предложениях с прямой речью
| для выделения прямой речи в строке
| Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
| 2.
| При цитировании
| цитаты заключаются в кавычки
| «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
| 3.
| В предложениях с приложением
| названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д.
| Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
| 4.
| В предложениях с определёнными словами
| для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание
| Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков). …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).
|
|