Многоточие. Двоеточие
Многоточие
| В каком предложении употребляется
| Правило
| Примеры
| 1.
| В конце предложения
| для обозначения незаконченности высказывания
| Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
| 2.
| В середине предложения
| при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности
| Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
| 3.
| В начале предложения
| указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени
| …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
| 4.
| В цитатах
| для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце
| Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»
|
Двоеточие
| В каком предложении употребляется
| Правило
| Примеры
| 1.
| В предложениях с однородными членами
| после обобщающего слова перед однородными членами
| Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (Паустовский).
| 2.
| В предложениях с прямой речью
| если прямая речь стоит после авторских слов
| Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».
| 3.
| В бессоюзном сложном предложении
| - если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
- если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
- если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
- если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
- перед прямым вопросом, включённым во вторую часть
| Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые (Пришвин). Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). Печален я: со мною друга нет (Пушкин). Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев). Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов)
|
|