|
|||
Прелюдия и фуга (1963г.)Прелюдия и фуга (1963г.) Пьеса написана в 63 году, но составлена из материалов двух других более ранних сочинений. В основе две серии: первая — это начало прелюдии, а также фуги — ее первая тема; вторая — появляется в Moderate прелюдии, она же — вторая тема фуги. Материал здесь в основном взят из написанного мною в 58—59 годах аспирантского квартета, который я не числю в списке своих сочинений, хотя он и был полностью закончен. Из его фуги сюда перешла большая часть экспозиции и интермедии. Вторая — тема заимствована из оперы "Счастливчик ". Там я также использовал фугу квартета, но добавил к ней еще одну серию, из которой и выведена вот эта вторая тема. Темы излагаются порознь и фуга, таким образом, оказывается двойной. Их объединение происходит только в кульминационной зоне, где вторая тема изложена аккордами, а первая мелодически. Из оперы взяты также "морзянка", появляющаяся перед началом фуги и в конце ее, и еще ряд элементов. — Что это за эпизод в опере? — Эпизод разрушения — двенадцатитоновая фуга, где "морзянка" была связана с самолетами, переговаривающимися между собой. В опере я, к сожалению, поступил не очень тонко, связывая тональное с хорошим, а атональное с плохим. И когда я показывал ее в клавире Ноно, то он отнесся к этому крайне отрицательно, не дослушал оперу и ушел, уклонившись от всяких разговоров. Конечно, он не мог принять это примитивное отождествление атонализма и додекафонии с отрицательным, негативным, а тонального со сферой положительного, и здесь я с ним сейчас был бы совершенно согласен, но вот относительно второго, что также вызвало его неудовольствие, — это вопрос о смешении стилей, то здесь я с ним конечно поспорил бы и в настоящее время. В опере была жуткая смесь стилей, варварская, однако, вместе с тем, для меня очень важная. Теперь я понимаю, что в 61 году я пользовался коллажем, соединением разных стилей, полиметрией и прочими вещами, которые применялись "по сценической надобности". Потом я отказался от этого и года два-три жил убежденным додекафонистом и сериалистом. И лишь затем, начав симфонию, я вспомнил об опере. И в этом смысле — техника полистилистики — опера была для меня очень полезна. — В опере Вы нашли эти коллажные приемы интуитивно? — Действительно, слова "коллаж" я не знал и услышал его только в 64 году от Пярта, который показывал тогда свой коллаж на Баха. В опере я воспользовался этой техникой, хотя и не цитировал, а стилизовал, и в этом она здесь безусловно предвосхищала симфонию. — Где Ноно услышал Вашу оперу? — Он знал режиссера Ансимова — автора идеи оперы и пришел послушать ее в Большой театр. — Ставились ли Вами при сочинении фуги какие-нибудь специальные композиционно-полифонические задачи? — Нет. Форма фуги свободная. Здесь есть экспозиция с ясным вступлением трех голосов, есть реприза с проведением обеих тем, но между ними никакой строгости в построении материала нет. — Этот цикл исполнялся? — В 64 году пьесу сыграл пианист Леонид Брумберг в Гнесинском институте на моем творческом отделении. Через несколько лет он записал ее на Радио. Потом ее играл Фидлер в ГДР. — Как Вы сейчас относитесь к ней? — Я не могу сказать, что эта пьеса мне нравится, и что я очень рад, когда ее играют.
|
|||
|