Научное познание и его основные признаки».
↑ «Научное познание и его основные признаки».
1. Научное познание — постижение сущности объектов и явлений. 2. Основные признаки научного познания: а) объективность; б) доказательность; в) логичность; г) рациональность. 3. Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический. 4. Методы научного познания: а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент); б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование). 5. Специфика социального познания. 6. Особенности научного познания в информационную эпоху.
↑ «Социальное познание и его специфика».
1. Социальное познание — познание общества и человека. 2. Специфика социального познания: а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта; б) ограниченность сферы применения эксперимента; в) сложность объекта познания — общества и пр. 3. Основные методы социального познания: а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии); б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными); в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом). 4. Функции социального познания: а) выявление причин и следствий социальных процессов; б) осмысление качественных характеристик социальных объектов; в) использование результатов при осуществлении социального управления; г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов. 5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.
↑ «Самопознание и формирование "Я"-концепции».
1. Самопознание — познание человеком самого себя. 2. Основные методы самопознания: а) самонаблюдение; б) самоисследование. 3. Формирование самооценки личности: а) адекватная самооценка; б) заниженная самооценка; в) завышенная самооценка. 4. «Я»-концепция и процесс её формирования. 5. Специфика объектов самопознания: а) собственные потребности; б) собственные возможности; в) смысл собственного бытия; г) осознание собственных отличий от других людей. 6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.
|