|
|||
Фикх и шариат ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Фикх и шариат В одно понятие «фикх» включается собственно право и правоведение. Мусульманские правоведы — факихи, т. е. те, кому разрешается выносить самостоятельные решения и трактовать мусульманские законы, основываясь на Священном Писании и Предании. Для вынесения юридических решений используются иджма (единодушное мнение правоведов) и кияс (решение вопросов по аналогии). Принципиально различен подход большинства суннитов и шиитов к иджтихаду — праву выносить самостоятельное решение. Сунниты с X в. считают, что «врата иджтихада закрыты», т. е. это право предоставлялось только основателям мазхабов — религиозноправовых школ. Шииты же, напротив, считают «врата иджтихада открытыми» для муджтахидов, высшей группы факихов. Существуют четыре основные суннитские богословско-правовые школы. Маликитский мазхаб распространен в Северной Африке, в Ливии. Маликиты обращают особое внимание на Коран и Сунну, нормы фикха времен Мухаммада; иджма ограничивается; особое внимание уделяется ими независимым суждениям авторитетов, если такие решения способствуют интересам мусульманской общины. Шире бытует ханафитский мазхаб (Египет, Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан, Средняя Азия и др.), в первую очередь в силу своей близости к местным традициям. Шафиитский мазхаб, распространенный в странах Африки, сближается и с маликитским, и с ханафитским. Сторонники четвертого мазхаба— ханбалиты (Саудовская Аравия) отрицают различные религиозные инновации, возможность свободного толкования и Корана, и Сунны. Пятый мазхаб имамитов-джафаритов — шиитский. Джафариты отрицают кияс, т.е. суждение по аналогии, признают лишь шиитские предания, разрешают скрывать веру в случае опасности. Фикх является теоретической основой шариата (буквально «пути, который приводит мусульманина в рай»), люди познают этот путь через Коран и Сунну. Шариат — это комплекс юридических норм и принципов, регулирующих все сферы жизни мусульманина, он включает также некоторые элементы обычного права. Традиционная обрядность жизненного цикла, т. е. ритуалы, связанные с рождением и воспитанием, браком, смертью, особенно ярко проявляют мусульманскую окраску в обряде обрезания и связанных с ним праздничных церемоний. Сам обычай суннат (удаление крайней плоти) по происхождению не исламский и относится к системе инициации, т. е. обрядовых комплексов, связанных с переходом из одного возрастного класса в другой. Суннат был известен и в доисламской Аравии, его включение в обрядовые мусульманские структуры, возможно, связано также с наличием обрезания у иудеев. В исламе суннат символизирует приобщение к религии. Мальчик, согласно нормам шариата, должен пройти суннат в возрасте от семи дней до пятнадцати лет, на практике обычно в пять или семь лет. У некоторых групп мусульман, например африканских, практикуется «женское обрезание» (клитородиктомия). У многих народов с суннат связываются многочисленные обрядовые действа, он приобретает характер самого важного семейного праздника. Одной из наиболее разработанных сфер шариата и фикха является брачное право. Для заключения брака жених и невеста должны достичь совершеннолетия, т. е. соответственно пятнадцати и девяти лет (по лунному календарю), совершеннолетие девочки определяется по брачному возрасту Айши. Мусульманам дозволяется жениться на иудейках и христианках, но мусульманкам не разрешается выходить замуж за иноверцев. Шариат подразумевает отсутствие добрачных встреч будущих супругов, однако у многих народов, исповедующих ислам, «тайные» свидания жениха и невесты связаны с разнообразными традиционными ритуалами. Согласие молодых на вступление в брак не обязательно. Во время церемонии должна быть прочитана на арабском языке формула заключения брака, утвержден брачный договор. Этот договор включает махр — «выкуп» за невесту; махр нередко становится основой материального благосостояния молодой семьи и по стоимости либо равняется приданому, либо немного превышает его стоимость. Согласно условиям договора, женщина берет на себя обязанности ведения домашнего хозяйства, мужчина должен обеспечивать семью материально. Исламский никах (брак) по- лигамен, т. е. разрешается иметь одновременно до четырех постоянных жен. В целом все стороны семейных отношений строго регламентированы, в определенной мере исключение составляет расторжение брака. Талак (развод), постоянный или временный, производится в основном по инициативе мужчины, которому следует произнести определенную вербальную формулу. Муж не обладает правом владения имуществом своей жены. Если после развода муж решит снова вступить в брак со своей бывшей женой, ему следует сначала выдать ее за другого, а после развода с новым мужем восстановить прежний брачный союз. Талак возможен и по инициативе женщины, но только в случае умственного расстройства или физических недостатков мужа, мешающих ему вести брачные отношения. Помимо норм, определяемых мусульманским брачным правом, свадебные ритуалы в регионах распространения ислама включают многочисленные традиционные обряды, сосуществующие с собственно исламскими. Это в основном магические действия, направленные на обеспечение счастливой семейной жизни, приобщение молодой к дому ее мужа, объединение породнившихся семей и т. д. Нормы похоронной обрядности включают обмывание, желательно с использованием кедрового порошка и камфары, и обряжение, причем саван должен состоять из трех полотнищ: одно закрывает нижнюю часть тела, другое — верхнюю, третье — все тело ниже ног и выше головы; несмотря на запрет хоронить в одежде, нередко саван драпирует вышедший из употребления костюм. Не всегда соблюдается предписание, согласно которому саван шьют близкие родственники, часто эту обязанность берет на себя мулла; у многих народов существуют профессиональные обмыватели трупов. Важно провести захоронение сразу после смерти, но это требование вступает в противоречие с другими нормами, не являющимися собственно мусульманскими, но соблюдаемыми мусульманами. Так, часто похороны задерживаются из-за опоздания гостей — представителей разных генеалогических групп, или из-за желания похоронить на почитаемом, но удаленном кладбище и т. д. Могилы — ямные, с перекрытием, или подбойные, когда тело укладывают в нишу, вырубленную в стене могильной камеры; в любом случае труп в основном изолирован от земли. Надгробия не обязательны и даже нежелательны с позиций классического ислама, но нередко мусульмане устанавливают не только ограды и отмечают захоронение шестами, но и сооружают склепы-мавзолеи. В исламе не поощряется оплакивание умершего, особенно громкое и выполняемое профессиональными плакальщицами. Традиционные мусульманские поминки проходит на третий, седьмой, сороковой дни и через год после смерти. Таким образом, в бытовой практике не все компоненты похороннопоминальной обрядности — строго мусульманские, некоторые лишь сочетаются с элементами исламского культа, например жертвоприношения, обычаи изготовления «двойника» умершего, куда временно вселяется душа покойного, игры и скачки на поминках и т. д. Все циклы семейной обрядности содержат местные, домусульманские компоненты, что и определяет специфику бытовых норм ислама, причем эти локальные традиционные черты нередко принимают за проявления ортодоксальных классических религиозных норм. Особенности бытового ислама до некоторой степени определяются наличием культа святых. Культовые действия совершают в местах, связанных с жизнью или смертью либо местного персонажа, либо лица, широко известного в исламской традиции, например Сулеймана. Обычно на святом месте зажигают светильники, повязывают на шесты лоскуты ткани, приносят жертвы, ночуют с целью излечения от болезней, бесплодия и т. д. Вне сферы традиционных исламских ритуалов обряды, связанные с Наврузом (Новым годом), имеющим зороастрийские корни. Навруз мусульмане отмечают по солнечному календарю в день весеннего равноденствия. Нередко он совпадает с началом весеннего сева. Основной обрядовый элемент — совместная трапеза, причем ритуальные похлебки приготовляют из определенного набора компонентов, их число (обычно семь) сакрально значимо и символично. Такая важнейшая бытовая сфера, как система питания, обращала на себя пристальное внимание мусульманских правоведов. Шариат регламентирует правила забоя животных, т. е. необходимость разрезать четыре большие жилы на шее животного металлическим инструментом, произносить молитву, обращать животное к кибле, спустить кровь. Забивать скот должен исключительно мусульманин. При нарушении этих правил мясо становится ритуально нечистым. Из норм убоя наиболее значимо и исторически примечательно табу на употребление крови, которая в традиционном сознании ассоциировалась с водой, рассматривалась как одна из основных стихий, как жизненная сила. Кровь, согласно этим представлениям, может оказать магическое воздействие на человека и окружающий мир. Основные пищевые запреты — на свинину и алкоголь. Свинья — животное, не входящее в традиционный состав стада кочевников, в том числе и арабов. Запрет на поедание свинины имеется и в иудаизме, однако еще в доисламский период свинья, вероятно, была у народов Ближнего Востока сакральным жертвенным животным, что и определило жесткое табу в обыденной жизни. А затем появляется и общее представление о нечистоте домашних и диких свиней, притом что нормы бытового ислама не всегда предопределяют негативное отношение к диким кабанам. Запрет на алкоголь не является всеобъемлющим. Однако о винопитии как ритуальном нарушении говорится и в Коране: «О вы, которые уверовали! не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите». В современных условиях в разных странах этому табу придается различное значение. Нарушителей подвергают жестоким уголовным наказаниям, например в Саудовской Аравии. В ряде стран, в частности в Египте, такие наказания не практикуются, но возможно общественное порицание, а, скажем, в Турции, также стране традиционного ислама, на мужских собраниях и просто в обыденной жизни принято ограниченное употребление алкогольных напитков, они же являются предметом экспорта. Помимо пищи, нормы шариата затрагивают и элементы иной культурной сферы — женской одежды; принят особый тип костюмов, который должен покрывать голову, закрывать грудь, скрывать фигуру: «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себя свои покровы» (Коран 33:59). К этому требованию Корана различные этносы приспосабливались по-своему, в соответствии с культурным стереотипом. Тем более что обычай избегания, выражавшийся и в специфике одежды, был известен задолго до возникновения ислама и связан с формой и особенностями семейно-брачных отношений. Мусульманки Турции и Азербайджана носили чадру— длинную темную шаль, скрывающую фигуру, а узбечки и таджички — паранджу, т. е. халат-накидку с ложными рукавами, руки у женщин должны находиться под одеждой. Паранджу обычно надевали с чачваном, сеткой, закрывающей лицо, ее плели из конского волоса. Эта одежда рассматривалась как символ положения женщины и стала настолько традиционной, что, например, мероприятия Советской власти, направленные на эмансипацию мусульманки, в том числе снятие паранджи, получили название «худжум» (наступление). В конце 1920-х годов в Узбекистане проходили массовые убийства женщин, снявших паранджу, тем самым нарушивших важнейшие нормы традиционного этикета, правила шариата. Затворническая одежда — одежда в основном городская, кочевники редко ее использовали. Такой костюм предназначен для ношения на улице, в домашних условиях он просто не был нужен, так как жилище мусульманина разделялось на мужскую и женскую половины, последняя была запретна для посторонних мужчин. Примечательно, что и во время молитвы в мечети мужчины и женщины должны быть территориально разделены, обычно для молящихся мусульманок сооружаются помещения типа хоров. Исламские нормы регламентируют не только бытовые, обыденные стороны жизни, но, например, такую сферу творчества, как изобразительное искусство. Коран не запрещает изображать живые существа, но предостерегает от возможности их использования в качестве объектов поклонения. При этом может быть нарушен важнейший догмат ислама— таухид (единобожие). Менее строги эти предписания в иранской— шиитской— художественной традиции. В целом же мусульманские нормы, несмотря на наличие домусульманских элементов в художественных школах Аравии, Индии, Малайзии и др., оказали существенное влияние на специфику изобразительного искусства, которое нашло выражение преимущественно в форме миниатюр, иллюстраций к рукописным книгам, а также в каллиграфии, которая художественным графическим способом воспроизводит для людей имя бога. Самый существенный запрет— риба (взимание ссудного процента). Такое табу рассматривается как один из принципов создания мусульманского социально и экономически справедливого общества. Однако функционирование современного банковского дела без риба практически невозможно; тогда используется принцип мушарака (партнерства), что подразумевает либо получение фиксированного размера прибыли от клиента, взявшего кредит — тем самым он превращается в делового партнера, — либо существует практика получения дохода от перепродажи, что уже не квалифицируется шариатом как ростовщичество. Являясь основой права и правоведения, шариат регламентирует и судопроизводство, шариатский суд рассматривает гражданские и уголовные дела. Наказания шариатского суда имеют патриархальную основу, например за убийство полагается убийство, однако в качестве компенсации за преступления суд устанавливает и уплату штрафа. Из международных исламских организаций наиболее крупная и значимая, функционирующая на правительственном уровне, — Организация исламской конференции. Она имеет статус наблюдателя при Организации объединенных наций. Высший орган — собрание глав государств и правительств. При Организации исламской конференции действует Исламский банк развития. К числу важных неправительственных исламских организаций относятся Всемирный исламский конгресс, Лига исламского мира и др.; цель их работы — всестороннее изучение и пропаганда ислама. Таким образом, ислам как религиозная система влияет на нормы поведения и обязанности мусульман, их бытовую культуру, правовую и финансовую сферу; он во многом определяет ход исторического, политического, культурного развития многих стран и народов Азии и Африки.
Использованные источники: 1. Религия мира. Под ред. Шахнович М.М. 3-е изд. - СПб.: 2006 - 290 с.
|
|||
|