Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фикх и шариат



Фикх и шариат

В одно понятие «фикх» включается собственно право и правоведение. Мусульманские правоведы — факихи, т. е. те, кому разрешается выносить самостоятельные решения и трактовать мусульманские законы, основываясь на Священ­ном Писании и Предании. Для вынесения юридических решений ис­пользуются иджма (единодушное мнение правоведов) и кияс (решение вопросов по аналогии). Принципиально различен подход большинства суннитов и шиитов к иджтихаду — праву выносить самостоятельное решение. Сунниты с X в. считают, что «врата иджтихада закрыты», т. е. это право предоставлялось только основателям мазхабов — религиозно­правовых школ. Шииты же, напротив, считают «врата иджтихада от­крытыми» для муджтахидов, высшей группы факихов.

Существуют четыре основные суннитские богословско-правовые школы. Маликитский мазхаб распространен в Северной Африке, в Ли­вии. Маликиты обращают особое внимание на Коран и Сунну, нормы фикха времен Мухаммада; иджма ограничивается; особое внимание уделяется ими независимым суждениям авторитетов, если такие реше­ния способствуют интересам мусульманской общины.

Шире бытует ханафитский мазхаб (Египет, Сирия, Ирак, Афгани­стан, Пакистан, Средняя Азия и др.), в первую очередь в силу своей близости к местным традициям. Шафиитский мазхаб, распространенный в странах Африки, сближается и с маликитским, и с ханафитским. Сто­ронники четвертого мазхаба— ханбалиты (Саудовская Аравия) отри­цают различные религиозные инновации, возможность свободного тол­кования и Корана, и Сунны. Пятый мазхаб имамитов-джафаритов — шиитский. Джафариты отрицают кияс, т.е. суждение по аналогии, при­знают лишь шиитские предания, разрешают скрывать веру в случае опасности.

Фикх является теоретической основой шариата (буквально «пути, который приводит мусульманина в рай»), люди познают этот путь через Коран и Сунну. Шариат — это комплекс юридических норм и принци­пов, регулирующих все сферы жизни мусульманина, он включает также некоторые элементы обычного права.

Традиционная обрядность жизненного цикла, т. е. ритуалы, связан­ные с рождением и воспитанием, браком, смертью, особенно ярко про­являют мусульманскую окраску в обряде обрезания и связанных с ним праздничных церемоний. Сам обычай суннат (удаление крайней плоти) по происхождению не исламский и относится к системе инициации, т. е. обрядовых комплексов, связанных с переходом из одного возрастного класса в другой. Суннат был известен и в доисламской Аравии, его включение в обрядовые мусульманские структуры, возможно, связано также с наличием обрезания у иудеев. В исламе суннат символизирует приобщение к религии. Мальчик, согласно нормам шариата, должен пройти суннат в возрасте от семи дней до пятнадцати лет, на практике обычно в пять или семь лет. У некоторых групп мусульман, например африканских, практикуется «женское обрезание» (клитородиктомия). У многих народов с суннат связываются многочисленные обрядовые дей­ства, он приобретает характер самого важного семейного праздника.

Одной из наиболее разработанных сфер шариата и фикха является брачное право. Для заключения брака жених и невеста должны достичь совершеннолетия, т. е. соответственно пятнадцати и девяти лет (по лун­ному календарю), совершеннолетие девочки определяется по брачному возрасту Айши.

Мусульманам дозволяется жениться на иудейках и христианках, но мусульманкам не разрешается выходить замуж за иноверцев. Шариат подразумевает отсутствие добрачных встреч будущих супругов, однако у многих народов, исповедующих ислам, «тайные» свидания жениха и невесты связаны с разнообразными традиционными ритуалами. Согла­сие молодых на вступление в брак не обязательно. Во время церемонии должна быть прочитана на арабском языке формула заключения брака, утвержден брачный договор. Этот договор включает махр — «выкуп» за невесту; махр нередко становится основой материального благосо­стояния молодой семьи и по стоимости либо равняется приданому, либо немного превышает его стоимость. Согласно условиям договора, жен­щина берет на себя обязанности ведения домашнего хозяйства, мужчина должен обеспечивать семью материально. Исламский никах (брак) по- лигамен, т. е. разрешается иметь одновременно до четырех постоян­ных жен.

В целом все стороны семейных отношений строго регламентирова­ны, в определенной мере исключение составляет расторжение брака. Талак (развод), постоянный или временный, производится в основном по инициативе мужчины, которому следует произнести определенную вербальную формулу. Муж не обладает правом владения имуществом своей жены. Если после развода муж решит снова вступить в брак со своей бывшей женой, ему следует сначала выдать ее за другого, а после развода с новым мужем восстановить прежний брачный союз. Талак возможен и по инициативе женщины, но только в случае умственного расстройства или физических недостатков мужа, мешающих ему вести брачные отношения.

Помимо норм, определяемых мусульманским брачным правом, свадебные ритуалы в регионах распространения ислама включают мно­гочисленные традиционные обряды, сосуществующие с собственно ис­ламскими. Это в основном магические действия, направленные на обес­печение счастливой семейной жизни, приобщение молодой к дому ее мужа, объединение породнившихся семей и т. д.

Нормы похоронной обрядности включают обмывание, желательно с использованием кедрового порошка и камфары, и обряжение, причем саван должен состоять из трех полотнищ: одно закрывает нижнюю часть тела, другое — верхнюю, третье — все тело ниже ног и выше головы; несмотря на запрет хоронить в одежде, нередко саван драпирует вы­шедший из употребления костюм. Не всегда соблюдается предписание, согласно которому саван шьют близкие родственники, часто эту обязан­ность берет на себя мулла; у многих народов существуют профессио­нальные обмыватели трупов.

Важно провести захоронение сразу после смерти, но это требование вступает в противоречие с другими нормами, не являющимися собст­венно мусульманскими, но соблюдаемыми мусульманами. Так, часто похороны задерживаются из-за опоздания гостей — представителей разных генеалогических групп, или из-за желания похоронить на почи­таемом, но удаленном кладбище и т. д.

Могилы — ямные, с перекрытием, или подбойные, когда тело ук­ладывают в нишу, вырубленную в стене могильной камеры; в любом случае труп в основном изолирован от земли. Надгробия не обязательны и даже нежелательны с позиций классического ислама, но нередко му­сульмане устанавливают не только ограды и отмечают захоронение шестами, но и сооружают склепы-мавзолеи. В исламе не поощряется оплакивание умершего, особенно громкое и выполняемое профессио­нальными плакальщицами. Традиционные мусульманские поминки проходит на третий, седьмой, сороковой дни и через год после смерти.

Таким образом, в бытовой практике не все компоненты похоронно­поминальной обрядности — строго мусульманские, некоторые лишь сочетаются с элементами исламского культа, например жертвоприно­шения, обычаи изготовления «двойника» умершего, куда временно все­ляется душа покойного, игры и скачки на поминках и т. д. Все циклы семейной обрядности содержат местные, домусульманские компоненты, что и определяет специфику бытовых норм ислама, причем эти локаль­ные традиционные черты нередко принимают за проявления ортодок­сальных классических религиозных норм.

Особенности бытового ислама до некоторой степени определяются наличием культа святых. Культовые действия совершают в местах, свя­занных с жизнью или смертью либо местного персонажа, либо лица, широко известного в исламской традиции, например Сулеймана. Обыч­но на святом месте зажигают светильники, повязывают на шесты лоску­ты ткани, приносят жертвы, ночуют с целью излечения от болезней, бесплодия и т. д.

Вне сферы традиционных исламских ритуалов обряды, связанные с Наврузом (Новым годом), имеющим зороастрийские корни. Навруз му­сульмане отмечают по солнечному календарю в день весеннего равно­денствия. Нередко он совпадает с началом весеннего сева. Основной обрядовый элемент — совместная трапеза, причем ритуальные похлебки приготовляют из определенного набора компонентов, их число (обычно семь) сакрально значимо и символично.

Такая важнейшая бытовая сфера, как система питания, обращала на себя пристальное внимание мусульманских правоведов. Шариат регла­ментирует правила забоя животных, т. е. необходимость разрезать четы­ре большие жилы на шее животного металлическим инструментом, про­износить молитву, обращать животное к кибле, спустить кровь. Заби­вать скот должен исключительно мусульманин. При нарушении этих правил мясо становится ритуально нечистым. Из норм убоя наиболее значимо и исторически примечательно табу на употребление крови, ко­торая в традиционном сознании ассоциировалась с водой, рассматрива­лась как одна из основных стихий, как жизненная сила. Кровь, согласно этим представлениям, может оказать магическое воздействие на челове­ка и окружающий мир.

Основные пищевые запреты — на свинину и алкоголь. Свинья — животное, не входящее в традиционный состав стада кочевников, в том числе и арабов. Запрет на поедание свинины имеется и в иудаизме, од­нако еще в доисламский период свинья, вероятно, была у народов Ближнего Востока сакральным жертвенным животным, что и определи­ло жесткое табу в обыденной жизни. А затем появляется и общее пред­ставление о нечистоте домашних и диких свиней, притом что нормы бытового ислама не всегда предопределяют негативное отношение к диким кабанам.

Запрет на алкоголь не является всеобъемлющим. Однако о винопи­тии как ритуальном нарушении говорится и в Коране: «О вы, которые уверовали! не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите». В современных условиях в разных странах этому табу придается различное значение. Нарушителей подвергают жестоким уголовным наказаниям, например в Саудовской Аравии. В ряде стран, в частности в Египте, такие наказания не практикуются, но возможно общественное порицание, а, скажем, в Турции, также стране традиционного ислама, на мужских собраниях и просто в обыденной жизни принято ограниченное употребление алкогольных напитков, они же являются предметом экспорта.

Помимо пищи, нормы шариата затрагивают и элементы иной куль­турной сферы — женской одежды; принят особый тип костюмов, кото­рый должен покрывать голову, закрывать грудь, скрывать фигуру: «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себя свои покровы» (Коран 33:59). К этому требованию Корана различные этносы приспосабливались по-своему, в соответствии с культурным стереотипом. Тем более что обычай избегания, выражав­шийся и в специфике одежды, был известен задолго до возникновения ислама и связан с формой и особенностями семейно-брачных отно­шений. Мусульманки Турции и Азербайджана носили чадру— длин­ную темную шаль, скрывающую фигуру, а узбечки и таджички — па­ранджу, т. е. халат-накидку с ложными рукавами, руки у женщин долж­ны находиться под одеждой. Паранджу обычно надевали с чачваном, сеткой, закрывающей лицо, ее плели из конского волоса. Эта одежда рассматривалась как символ положения женщины и стала настолько традиционной, что, например, мероприятия Советской власти, направ­ленные на эмансипацию мусульманки, в том числе снятие паранджи, получили название «худжум» (наступление). В конце 1920-х годов в Узбекистане проходили массовые убийства женщин, снявших паранд­жу, тем самым нарушивших важнейшие нормы традиционного этикета, правила шариата.

Затворническая одежда — одежда в основном городская, кочевники редко ее использовали. Такой костюм предназначен для ношения на улице, в домашних условиях он просто не был нужен, так как жилище мусульманина разделялось на мужскую и женскую половины, послед­няя была запретна для посторонних мужчин. Примечательно, что и во время молитвы в мечети мужчины и женщины должны быть территори­ально разделены, обычно для молящихся мусульманок сооружаются помещения типа хоров.

Исламские нормы регламентируют не только бытовые, обыденные стороны жизни, но, например, такую сферу творчества, как изобрази­тельное искусство. Коран не запрещает изображать живые существа, но предостерегает от возможности их использования в качестве объектов поклонения. При этом может быть нарушен важнейший догмат исла­ма— таухид (единобожие). Менее строги эти предписания в иран­ской— шиитской— художественной традиции. В целом же мусуль­манские нормы, несмотря на наличие домусульманских элементов в художественных школах Аравии, Индии, Малайзии и др., оказали суще­ственное влияние на специфику изобразительного искусства, которое нашло выражение преимущественно в форме миниатюр, иллюстраций к рукописным книгам, а также в каллиграфии, которая художественным графическим способом воспроизводит для людей имя бога.

Самый существенный запрет— риба (взимание ссудного процента). Такое табу рассматривается как один из принципов создания мусульман­ского социально и экономически справедливого общества. Однако функ­ционирование современного банковского дела без риба практически не­возможно; тогда используется принцип мушарака (партнерства), что под­разумевает либо получение фиксированного размера прибыли от клиента, взявшего кредит — тем самым он превращается в делового партнера, — либо существует практика получения дохода от перепродажи, что уже не квалифицируется шариатом как ростовщичество.

Являясь основой права и правоведения, шариат регламентирует и судопроизводство, шариатский суд рассматривает гражданские и уго­ловные дела. Наказания шариатского суда имеют патриархальную осно­ву, например за убийство полагается убийство, однако в качестве ком­пенсации за преступления суд устанавливает и уплату штрафа.

Из международных исламских организаций наиболее крупная и значимая, функционирующая на правительственном уровне, — Органи­зация исламской конференции. Она имеет статус наблюдателя при Ор­ганизации объединенных наций. Высший орган — собрание глав госу­дарств и правительств. При Организации исламской конференции дей­ствует Исламский банк развития. К числу важных неправительственных исламских организаций относятся Всемирный исламский конгресс, Лига исламского мира и др.; цель их работы — всестороннее изучение и про­паганда ислама.

Таким образом, ислам как религиозная система влияет на нормы поведения и обязанности мусульман, их бытовую культуру, правовую и финансовую сферу; он во многом определяет ход исторического, поли­тического, культурного развития многих стран и народов Азии и Аф­рики.

 

Использованные источники:

1. Религия мира. Под ред. Шахнович М.М. 3-е изд. - СПб.: 2006 - 290 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.