![]()
|
|||||||
Основы вероученияОсновы вероучения Наряду со Священным Писанием — Кораном — основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин составляет Священное Предание Сунна (букв, ‘путь, жизнь, образец’), основанное на хадисах и ахбарах, т. е. устных и письменных рассказах о жизни Мухаммада, его проповедях и даже внешности, а также об иных персонажах, никогда не упоминавшихся ни в Коране, ни в Библии, причем некоторые действующие лица имеют местное, а не общеисламское распространение. В основном же Сунна воспринимается как жизнь Мухаммада, являющаяся примером жизненного пути каждого мусульманина, т. е. как правильные, по исламским нормам, поступки, действия, внешность и образ жизни в целом. Сунна дополняет Коран, выражает традиционность и в этом смысле ей противоположна бида (инновация), нечто нововведенное, а также недозволенное. Так, ряд богословов относит к категории бида представления о наличии у Аллаха антропоморфных черт. Мусульманин обязан выполнять пять основных предписаний, знать пять столпов веры, из которых наиболее значим Символ веры: «ля иляха илля— ллах ва Мухаммадун расулюллах» («нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»). В короткой фразе «Шаха- де» заключены два основные догмата ислама. Первый о едином и единственном Боге Аллахе, второй о Мухаммаде как о единственном праведном Пророке, посланнике Божьем, верно донесшем до людей слово Аллаха, единственно праведном, но не единственном вообще, так как Аллах посылал «людям Писания» (иудеям и христианам) Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса Христа). Вторая обязанность мусульманина — намаз, салят (молитва). Она состоит из ракатов (систем положений тела и словесных формул). Молитве предшествует ритуальное омовение; в дороге вода может быть заменена песком, придорожной пылью. Молящийся во время обряда обращает лицо к кибле, а завершается намаз произнесением шахады; в экстремальных условиях, например во время боевых действий, точное соблюдение этих правил необязательно. Ежедневный намаз должен быть пятикратным: первый (два ра- ката) — на рассвете, второй (четыре раката) — полуденный, третий (четыре раката) — предвечерний, четвертый (три раката) — на закате солнца, пятый (четыре раката)— с наступлением темноты. Но кроме пятикратного намаза в структуре исламского культа существуют и иные виды молитв, например молитвы-просьбы, особые похоронно-поминальные и т.д. Мусульмане молятся обязательно в головном уборе без полей, которые могут помешать земным поклонам. Для совершения салята необходима мусалла (молитвенная подстилка), обычно одна ее торцовая сторона округлая, заостренная либо выделена иным способом, так как во время молитвы этот край будет передним— обращенным к Мекке и Медине, как и лицо молящегося. Подстилки изготовляются ткаными, ковровыми, паласными, войлочными, вышитыми и т. д. В быту они могут заменяться куском ткани или деталями одежды. Для подсчета прочитанных молитв используются тасбих (четки), обычно состоящие из 99 (в упрощенном варианте 33) бусин, по числу славословий Аллаху. Нередко четки изготовляются из зерен, косточек плодов, особых бусин, т. е. предметов, имеющих магическое значение. Важно, чтобы наиболее важная полуденная пятничная молитва и предшествующая ей проповедь хутба состоялись в мечети. По существу масджид (мечеть) — лишь место для сбора верующих, для молитв и проповедей, однако уже в конце VIII в. складывается определенный тип мечетей, в них необходим набор обязательных элементов. Михраб — ниша, направленная к кибле, т. е. Мекке и, соответственно, к Каабе. В михрабе хранится Коран и иные святыни, к нему обращаются молящиеся, а рядом с нишей место руководящего молитвой имама. Минбар — кафедра проповедника. Минареты — башни, предназначенные для того, чтобы муэдзин выкрикивал азан (призыв на молитву). Часто рядом с мечетью сооружаются водоемы, так как вода необходима для ритуальных омовений. С мечетью связана особая символика исламской культуры: так, джамал, как совершенная красота, ассоциируется с куполом мечети, джалал, как божественное, возвышенное,— с минаретами, сифат — каллиграфически начертанные на стенах эпитеты Аллаха. Среди множества разнообразных мечетей выделяется несколько наиболее важных — святынь мусульманского мира. Среди них, в первую очередь, почитается Масжит аль-Харам — священная мечеть с Каабой в центре культового комплекса, Масжит ан Наби— мечеть пророка в Медине, а также комплекс аль Харам аш-Шариф в Иерусалиме, где находятся мечети Куббат ас-Сахра — купол скалы, аль-Акса — дальняя мечеть. Различаются пятничные и квартальные мечети. Мечети обязательно существуют при медресе — высших и средних мусульманских учебных заведениях. Предварительное обучение основам вероучения и религиозного права проходят в мектебах — начальных мусульманских школах. Классическое духовенство в исламе отсутствует, не существует в развитой форме и институт Церкви, нет единого религиозного центра, нет рукоположения священнослужителя. У суннитов муэдзин — глашатай, а мулла или имам — предстоятель на молитве, руководитель общественного моления. Муфтий — высшее духовное лицо, он дает фетвы, т. е. заключения по вопросам права. Третья обязанность мусульманина — соблюдение поста (саум, ру- за, ураза). Он заключается в том, что человек должен воздерживаться от пищи, напитков, наркотиков, супружеских отношений в период светового дня. От поста освобождаются немощные, больные, беременные, дети, воины, путешественники или приравненные к воинам категории лиц. Постятся в различные периоды года, но самый главный саум проходит в течение месяца рамадан. В Рамадан Мухаммад получил основные божественные откровения, в ночь на 27-е— «ночь могущества», Аллах решает судьбы людей. Четвертый столп веры — хаджж (паломничество в Мекку), является обязанностью каждого мусульманина. Оно совершается в месяц зу- ль хиджжа. Паломники проходят ритуальное очищение, а затем повязывают особую обрядовую одежду— ихрам, состоящую из двух отрезов материи. У мужчин одно плечо оголено, у женщин покрыта голова. В любое время года может проходить умра (малое паломничество). В его состав входит прикосновение к «черному камню» губами или рукой и семикратный обход Каабы против часовой стрелке. Согласно исламской традиции «черный камень»— это белый яхонт, почерневший от человеческих грехов. Аллах передал его Адаму, который построил для этой святыни первое здание, оно было разрушено потопом, а затем отстроено Ибрахимом и его сыном Исмаилом. Паломники пьют воду из священного источника Зам-зам и совершают сай — семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Мар- ва в память о традиционном мусульманском сюжете, согласно которому младшая жена Ибрахима Хаджар вынуждена была покинуть дом и искала воду для ребенка, пробегая между холмами Сафа и Марва. Воду из священного источника паломники увозят с собой. Далее участники хад- жжа следуют к горе Арафат, обряд возле нее включает ритуальное стояние до захода солнца, сопровождаемое проповедью и молитвой. Вечерний и ночной намаз проходят у мечети в долине Муздалифа, а на следующий день в долине Мина побивают камнями столбы, символизирующие Иблиса, который, будучи ангелом, отказался поклониться Адаму как вершине божественного творения, за что был низвергнут с небес. Иблис совратил Адама и его жену, и они вкусили запретный плод, Ибрахим же камнями отгонял. Затем проходит жертвоприношение животных, определившее начало важнейшего мусульманского праздника ид аль адха, или курбан байрама, ритуал включает также особую праздничную молитву. Жертвоприношение происходит в память о том, как Ибрахим решил принести своего сына Исмаила, считавшегося мифическим прародителем арабов, в жертву Богу. По воле Аллаха через посредство Джабраила человеческая жертва была заменена животной, и жизнь Исмаила спасена. Жертвоприношение совершают не только паломники, а все мусульмане по месту своего нахождения. Паломничество может также включать посещение могилы Мухаммада в Медине и других святынь. Совершивший паломничество получает звание хаджжи и в дальнейшем пользуется особым почетом. Нормы бытового ислама приравнивают к хаджжу в Мекку посещение различных местных святынь. К столпам веры относится и закят — налог на имущество и финансы, плательщиком он осмысливается как очищение самого человека и его богатства. Формально закят уплачивается как помощь нуждающимся мусульманам, средство достижения социальной справедливости, иногда религиозный налог трансформируется в государственный; закят дополняется и объединяется с садака (пожертвованием). Джихад («напряжение усилий», или борьба за веру) не входит в состав столпов ислама, однако его значение в исламском мире весьма велико, а формы деятельности многообразны. «Джихад сердца» — противостояние собственным дурным наклонностям, «джихад руки» — наказание преступников, «джихад языка» — повеление достойное одобрения и соответственно запрет достойный порицания, «джихад меча» — вооруженная борьба за торжество ислама. В настоящее время под джихадом понимаются как военные действия, так и исламское нравственное самоусовершенствование. Идея священной войны — джихада, активно используется мусульманскими фундаменталистами. На основе идеи джихада формируются многие нормы социальной, экономической и этнической политики, а также современного мусульманского международного права. Завершение поста в месяц рамадан маркируется мусульманским праздником ид аль-фитр, или ураза-байрам— праздником разговения, который включает совместную молитву и праздничную трапезу, раздачу милостыни и поминание предков. Ид аль-мирадж — важный исламский праздник, связанный с сюжетом Священного Писания и Священного Предания: во время сна к Мухаммаду явился аль-Бурак (‘блистающий, молниеносный’), он имел туловище лошади, крылья и человеческую голову. Бурак перенес Мухаммада в Иерусалим, на горе Мориа произошла встреча с предшествующими Мухаммаду пророками, а затем предстал перед Аллахом и получил Божественное откровение, увидел ад, рай и небесную Каабу. Мухаммада возвратили в Мекку так быстро, что подушка не успела остыть от тепла его щеки. В некоторых исламских странах отмечается маулид ан-наби — праздник дня рождения Мухаммада (12 раби аль-аввал— третьего месяца мусульманского календаря), характерно, что дата рождения наложилась на дату кончины. Церемонии включают торжественные проповеди и богослужения, особенно культивируется почитание матери пророка Амины. Ашура — основная дата религиозного календаря мусульман- шиитов, связанная со смертью Хусейна, сына Али. Во время первой декады месяца мухаррама устраиваются ритуальные мистерии— инсценировки гибели Хусейна. В последний день декады происходит тазия (оплакивание), включающее проповеди, хоровое пение мальчиков, а также траурную процессию, участники которой стремятся приобщиться к мученичеству Хусейна. Они наносят себе удары в грудь кулаками, камнями, бьют себя связками цепей и даже холодным затупленным оружием. Возгласы участников церемонии «шах Хусейн, вах [выражение сожаления] Хусейн» воспринимались как сочетание шахсей-вахсей, перенесенное в качестве наименования всей ритуальной процедуры. Мусульманин должен естественно признавать догматы ислама, составляющие акиду (основу вероучения). Она включает веру в Аллаха, его пророков, священные книги, предопределение, Божий суд, наличие ада и рая. Согласно мусульманской космогонии, небо состоит из сфер, на верхней, под «престолом» Аллаха, находится оригинал Корана. Небесные сферы включают джанна (рай) и джаханнам (ад). Рай (Эдем) представляется в виде плодоносящего сада с реками из воды, молока, вина, меда; иногда— гора, завершающаяся лотосом, на котором покоится Коран. Праведники вкушают ритуальное опьяняющее «вино», им прислуживают отроки, а услаждают их вечные девственницы гурии, созданные из шафрана и камфары. Основные муки ада — муки огнем; чтобы их продлить, сожженную кожу грешников заменяют новой, грешники связаны цепями, их одежда сделана из смолы. Адские напитки — гной и кипяток, а плоды дерева заккум — головы демонов-джиннов, в аду страдают и от холода. Над Гееной (адом) переброшен мост Сират — путь в рай, он тоньше человеческого волоса и острее лезвия бритвы. Переправиться по мосту помогут человеку те животные, которых он принес в жертву Богу на празднике ид аль-адха. В Судный день за некоторых грешников заступится Мухаммад, и они успешно пройдут Сират; произойдет борьба злого и доброго начала, т. е. искусителя, «антихриста» Даджжала, который прикован и скале на острове в Индийском океане, с Исой. Народы йаджудж и маджудж (условно Гог и Магог) выпьют всю воду, будут уничтожать людей и пускать стрелы в небо, но погибнут по воле Аллаха. А Иса с небес сойдет на землю, победит «антихриста» и установит на земле справедливость. В Судный день после звука ангельской трубы подвинутся горы, падут звезды и умрут люди, но после повторного звука мертвые воскреснут и предстанут перед судом Аллаха, который сравнит их добрые и дурные поступки и определит рай или ад как место их нахождения. В небесных сферах обитают созданные из света ангелы, среди которых выделяется Джабраил как посредник между Аллахом и Мухаммадом при передаче Корана, Израил — ангел смерти, разделяющий душу и тело человека, Микал, поклонившийся Адаму и вскрывший грудь Мухаммада, помогавший мусульманам в битве, Исрафил — трубящий в Судный день. Ангел Риван — страж рая, Малик — ада, Мункар и На- кир — ангелы, опрашивающие умерших об их добрых делах и грехах. В исламе существуют и представления о падшем ангеле Иблисе. Творением Аллаха являются и джинны, созданные из чистого огня; как правило, джинны враждебны людям, но некоторые из них осознали истинность ислама, и способствуют его распространению.
|
|||||||
|