Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основы вероучения



Основы вероучения

Наряду со Священным Писанием — Кораном — основу вероучения, культовой практики и в целом образа жизни мусульманских общин составляет Священное Предание Сунна (букв, ‘путь, жизнь, образец’), основанное на хадисах и ахбарах, т. е. устных и письменных рассказах о жизни Мухаммада, его проповедях и даже внешности, а также об иных персонажах, никогда не упоминавшихся ни в Коране, ни в Библии, причем некоторые дейст­вующие лица имеют местное, а не общеисламское распространение. В основном же Сунна воспринимается как жизнь Мухаммада, являющаяся примером жизненного пути каждого мусульманина, т. е. как правиль­ные, по исламским нормам, поступки, действия, внешность и образ жиз­ни в целом. Сунна дополняет Коран, выражает традиционность и в этом смысле ей противоположна бида (инновация), нечто нововведенное, а также недозволенное. Так, ряд богословов относит к категории бида представления о наличии у Аллаха антропоморфных черт.

Мусульманин обязан выполнять пять основных предписаний, знать пять столпов веры, из которых наиболее значим Символ веры: «ля иляха илля— ллах ва Мухаммадун расулюллах» («нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха»). В короткой фразе «Шаха- де» заключены два основные догмата ислама. Первый о едином и един­ственном Боге Аллахе, второй о Мухаммаде как о единственном пра­ведном Пророке, посланнике Божьем, верно донесшем до людей слово Аллаха, единственно праведном, но не единственном вообще, так как Аллах посылал «людям Писания» (иудеям и христианам) Мусу (Мои­сея) и Ису (Иисуса Христа).

Вторая обязанность мусульманина — намаз, салят (молитва). Она состоит из ракатов (систем положений тела и словесных формул). Мо­литве предшествует ритуальное омовение; в дороге вода может быть заменена песком, придорожной пылью. Молящийся во время обряда обращает лицо к кибле, а завершается намаз произнесением шахады; в экстремальных условиях, например во время боевых действий, точное соблюдение этих правил необязательно.

Ежедневный намаз должен быть пятикратным: первый (два ра- ката) — на рассвете, второй (четыре раката) — полуденный, третий (че­тыре раката) — предвечерний, четвертый (три раката) — на закате солнца, пятый (четыре раката)— с наступлением темноты. Но кроме пятикратного намаза в структуре исламского культа существуют и иные виды молитв, например молитвы-просьбы, особые похоронно-поми­нальные и т.д.

Мусульмане молятся обязательно в головном уборе без полей, ко­торые могут помешать земным поклонам. Для совершения салята необ­ходима мусалла (молитвенная подстилка), обычно одна ее торцовая сто­рона округлая, заостренная либо выделена иным способом, так как во время молитвы этот край будет передним— обращенным к Мекке и Медине, как и лицо молящегося. Подстилки изготовляются ткаными, ковровыми, паласными, войлочными, вышитыми и т. д. В быту они мо­гут заменяться куском ткани или деталями одежды. Для подсчета про­читанных молитв используются тасбих (четки), обычно состоящие из 99 (в упрощенном варианте 33) бусин, по числу славословий Аллаху. Не­редко четки изготовляются из зерен, косточек плодов, особых бусин, т. е. предметов, имеющих магическое значение.

Важно, чтобы наиболее важная полуденная пятничная молитва и предшествующая ей проповедь хутба состоялись в мечети. По существу масджид (мечеть) — лишь место для сбора верующих, для молитв и проповедей, однако уже в конце VIII в. складывается определенный тип мечетей, в них необходим набор обязательных элементов. Михраб — ниша, направленная к кибле, т. е. Мекке и, соответственно, к Каабе. В михрабе хранится Коран и иные святыни, к нему обращаются молящие­ся, а рядом с нишей место руководящего молитвой имама. Минбар — кафедра проповедника. Минареты — башни, предназначенные для того, чтобы муэдзин выкрикивал азан (призыв на молитву). Часто рядом с мечетью сооружаются водоемы, так как вода необходима для ритуаль­ных омовений.

С мечетью связана особая символика исламской культуры: так, джамал, как совершенная красота, ассоциируется с куполом мечети, джалал, как божественное, возвышенное,— с минаретами, сифат — каллиграфически начертанные на стенах эпитеты Аллаха. Среди множе­ства разнообразных мечетей выделяется несколько наиболее важных — святынь мусульманского мира. Среди них, в первую очередь, почитает­ся Масжит аль-Харам — священная мечеть с Каабой в центре культово­го комплекса, Масжит ан Наби— мечеть пророка в Медине, а также комплекс аль Харам аш-Шариф в Иерусалиме, где находятся мечети Куббат ас-Сахра — купол скалы, аль-Акса — дальняя мечеть.

Различаются пятничные и квартальные мечети. Мечети обязательно существуют при медресе — высших и средних мусульманских учебных заведениях. Предварительное обучение основам вероучения и религиоз­ного права проходят в мектебах — начальных мусульманских школах.

Классическое духовенство в исламе отсутствует, не существует в развитой форме и институт Церкви, нет единого религиозного центра, нет рукоположения священнослужителя. У суннитов муэдзин — глаша­тай, а мулла или имам — предстоятель на молитве, руководитель обще­ственного моления. Муфтий — высшее духовное лицо, он дает фетвы, т. е. заключения по вопросам права.

Третья обязанность мусульманина — соблюдение поста (саум, ру- за, ураза). Он заключается в том, что человек должен воздерживаться от пищи, напитков, наркотиков, супружеских отношений в период светово­го дня. От поста освобождаются немощные, больные, беременные, дети, воины, путешественники или приравненные к воинам категории лиц. Постятся в различные периоды года, но самый главный саум проходит в течение месяца рамадан. В Рамадан Мухаммад получил основные боже­ственные откровения, в ночь на 27-е— «ночь могущества», Аллах ре­шает судьбы людей.

Четвертый столп веры — хаджж (паломничество в Мекку), явля­ется обязанностью каждого мусульманина. Оно совершается в месяц зу- ль хиджжа. Паломники проходят ритуальное очищение, а затем повя­зывают особую обрядовую одежду— ихрам, состоящую из двух отре­зов материи. У мужчин одно плечо оголено, у женщин покрыта голова.

В любое время года может проходить умра (малое паломничество). В его состав входит прикосновение к «черному камню» губами или ру­кой и семикратный обход Каабы против часовой стрелке. Согласно ис­ламской традиции «черный камень»— это белый яхонт, почерневший от человеческих грехов. Аллах передал его Адаму, который построил для этой святыни первое здание, оно было разрушено потопом, а затем отстроено Ибрахимом и его сыном Исмаилом.

Паломники пьют воду из священного источника Зам-зам и совер­шают сай — семикратный ритуальный бег между холмами Сафа и Мар- ва в память о традиционном мусульманском сюжете, согласно которому младшая жена Ибрахима Хаджар вынуждена была покинуть дом и иска­ла воду для ребенка, пробегая между холмами Сафа и Марва. Воду из священного источника паломники увозят с собой. Далее участники хад- жжа следуют к горе Арафат, обряд возле нее включает ритуальное стоя­ние до захода солнца, сопровождаемое проповедью и молитвой. Вечер­ний и ночной намаз проходят у мечети в долине Муздалифа, а на сле­дующий день в долине Мина побивают камнями столбы, символизи­рующие Иблиса, который, будучи ангелом, отказался поклониться Ада­му как вершине божественного творения, за что был низвергнут с небес. Иблис совратил Адама и его жену, и они вкусили запретный плод, Иб­рахим же камнями отгонял. Затем проходит жертвоприношение живот­ных, определившее начало важнейшего мусульманского праздника ид аль адха, или курбан байрама, ритуал включает также особую празднич­ную молитву. Жертвоприношение происходит в память о том, как Иб­рахим решил принести своего сына Исмаила, считавшегося мифическим прародителем арабов, в жертву Богу. По воле Аллаха через посредство Джабраила человеческая жертва была заменена животной, и жизнь Ис­маила спасена. Жертвоприношение совершают не только паломники, а все мусульмане по месту своего нахождения.

Паломничество может также включать посещение могилы Мухам­мада в Медине и других святынь. Совершивший паломничество получа­ет звание хаджжи и в дальнейшем пользуется особым почетом. Нормы бытового ислама приравнивают к хаджжу в Мекку посещение различ­ных местных святынь.

К столпам веры относится и закят — налог на имущество и финан­сы, плательщиком он осмысливается как очищение самого человека и его богатства. Формально закят уплачивается как помощь нуждающим­ся мусульманам, средство достижения социальной справедливости, ино­гда религиозный налог трансформируется в государственный; закят до­полняется и объединяется с садака (пожертвованием).

Джихад («напряжение усилий», или борьба за веру) не входит в со­став столпов ислама, однако его значение в исламском мире весьма ве­лико, а формы деятельности многообразны. «Джихад сердца» — проти­востояние собственным дурным наклонностям, «джихад руки» — нака­зание преступников, «джихад языка» — повеление достойное одобрения и соответственно запрет достойный порицания, «джихад меча» — воо­руженная борьба за торжество ислама.

В настоящее время под джихадом понимаются как военные дейст­вия, так и исламское нравственное самоусовершенствование. Идея свя­щенной войны — джихада, активно используется мусульманскими фун­даменталистами. На основе идеи джихада формируются многие нормы социальной, экономической и этнической политики, а также современ­ного мусульманского международного права.

Завершение поста в месяц рамадан маркируется мусульманским праздником ид аль-фитр, или ураза-байрам— праздником разговения, который включает совместную молитву и праздничную трапезу, раздачу милостыни и поминание предков.

Ид аль-мирадж — важный исламский праздник, связанный с сюже­том Священного Писания и Священного Предания: во время сна к Му­хаммаду явился аль-Бурак (‘блистающий, молниеносный’), он имел ту­ловище лошади, крылья и человеческую голову. Бурак перенес Мухам­мада в Иерусалим, на горе Мориа произошла встреча с предшествую­щими Мухаммаду пророками, а затем предстал перед Аллахом и полу­чил Божественное откровение, увидел ад, рай и небесную Каабу. Му­хаммада возвратили в Мекку так быстро, что подушка не успела остыть от тепла его щеки.

В некоторых исламских странах отмечается маулид ан-наби — праздник дня рождения Мухаммада (12 раби аль-аввал— третьего ме­сяца мусульманского календаря), характерно, что дата рождения нало­жилась на дату кончины. Церемонии включают торжественные пропо­веди и богослужения, особенно культивируется почитание матери про­рока Амины.

Ашура — основная дата религиозного календаря мусульман- шиитов, связанная со смертью Хусейна, сына Али. Во время первой де­кады месяца мухаррама устраиваются ритуальные мистерии— инсце­нировки гибели Хусейна. В последний день декады происходит тазия (оплакивание), включающее проповеди, хоровое пение мальчиков, а также траурную процессию, участники которой стремятся приобщиться к мученичеству Хусейна. Они наносят себе удары в грудь кулаками, камнями, бьют себя связками цепей и даже холодным затупленным оружием. Возгласы участников церемонии «шах Хусейн, вах [выраже­ние сожаления] Хусейн» воспринимались как сочетание шахсей-вахсей, перенесенное в качестве наименования всей ритуальной процедуры.

Мусульманин должен естественно признавать догматы ислама, со­ставляющие акиду (основу вероучения). Она включает веру в Аллаха, его пророков, священные книги, предопределение, Божий суд, наличие ада и рая.

Согласно мусульманской космогонии, небо состоит из сфер, на верхней, под «престолом» Аллаха, находится оригинал Корана. Небес­ные сферы включают джанна (рай) и джаханнам (ад). Рай (Эдем) пред­ставляется в виде плодоносящего сада с реками из воды, молока, вина, меда; иногда— гора, завершающаяся лотосом, на котором покоится Коран. Праведники вкушают ритуальное опьяняющее «вино», им при­служивают отроки, а услаждают их вечные девственницы гурии, соз­данные из шафрана и камфары.

Основные муки ада — муки огнем; чтобы их продлить, сожженную кожу грешников заменяют новой, грешники связаны цепями, их одежда сделана из смолы. Адские напитки — гной и кипяток, а плоды дерева заккум — головы демонов-джиннов, в аду страдают и от холода. Над Гееной (адом) переброшен мост Сират — путь в рай, он тоньше челове­ческого волоса и острее лезвия бритвы. Переправиться по мосту помо­гут человеку те животные, которых он принес в жертву Богу на празд­нике ид аль-адха.

В Судный день за некоторых грешников заступится Мухаммад, и они успешно пройдут Сират; произойдет борьба злого и доброго начала, т. е. искусителя, «антихриста» Даджжала, который прикован и скале на острове в Индийском океане, с Исой. Народы йаджудж и маджудж (ус­ловно Гог и Магог) выпьют всю воду, будут уничтожать людей и пус­кать стрелы в небо, но погибнут по воле Аллаха. А Иса с небес сойдет на землю, победит «антихриста» и установит на земле справедливость. В Судный день после звука ангельской трубы подвинутся горы, падут звезды и умрут люди, но после повторного звука мертвые воскреснут и предстанут перед судом Аллаха, который сравнит их добрые и дурные поступки и определит рай или ад как место их нахождения.

В небесных сферах обитают созданные из света ангелы, среди ко­торых выделяется Джабраил как посредник между Аллахом и Мухам­мадом при передаче Корана, Израил — ангел смерти, разделяющий ду­шу и тело человека, Микал, поклонившийся Адаму и вскрывший грудь Мухаммада, помогавший мусульманам в битве, Исрафил — трубящий в Судный день. Ангел Риван — страж рая, Малик — ада, Мункар и На- кир — ангелы, опрашивающие умерших об их добрых делах и грехах. В исламе существуют и представления о падшем ангеле Иблисе. Творе­нием Аллаха являются и джинны, созданные из чистого огня; как пра­вило, джинны враждебны людям, но некоторые из них осознали истин­ность ислама, и способствуют его распространению.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.