Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДОКЛАД. Основные направления



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

 

ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

 

ДОКЛАД

На тему: Ислам

 

 

Исполнитель:

студентка 4 курса группы «Из» ___________             ______________    Т.Е. Круглова

                     дата                 подпись

 

Руководитель:                     _____________         ______________ Д.В. Кузнецов

К.И.Н., доцент                                    дата                подпись

 

 

Благовещенск 2020 г.


 

Ислам (араб, ‘покорность’) — одна из трех мировых религий, по ко­личеству верующих вторая после христианства, большинство мусуль­ман— жители Азии и Африки; в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Пакистане и др. ислам — государственная религия. Он широко распро­странен в Татарстане, Башкыртастане, Азербайджане, в Средней Азии и Казахстане.

Ислам— самая молодая из мировых конфессий. Ее создатель, та­лантливейший проповедник и крупный политик Мухаммад, признает­ся мусульманами как истинный пророк, «печать пророков», последний, т. е. завершивший, предшествующее ему божественное откровение. Он родился около 570 г. н. э. в небогатой, но знатной семье, происходил из генеалогической группы хашим, относящейся к родоплеменному объе­динению курайшитов.

Мухаммад занимался торговлей, сопровождением караванов, затем вел финансовые дела богатой вдовы Хадиджи. Он жил в Мекке (Про­винция Хиджаз), впоследствии священном городе мусульман. В Мекке находилась Кааба, святилище кубической формы, в восточный угол ко­торого был вмурован «черный камень», осмыслявшийся как объект по­клонения. Другие фетиши располагались вокруг здания и внутри Каабы, в том числе изображение божества Хубаля.

Мухаммад женился на Хадидже, которая помогала ему и матери­ально, и морально, в чем он нуждался особенно в первый период своей пророческой и политической деятельности. Мухаммад был склонен к уединению; он знал иудейскую и христианскую догматику, взгляды ха- нифов, сторонников единобожия, не принадлежавших к конкретным конфессиям.

Около 610 г. в возрасте 40 лет Мухаммада посещают различные ви­дения. Во время уединения на горе Хира близ Мекки в период рамадана, впоследствии священного месяца мусульман, Мухаммаду были ниспос­ланы первые божественные откровения. Согласно исламским представ­лениям, они сопровождались нравственными и физическими страда­ниями, что может быть сопоставлено с инициациями шаманов, прорица­телей, гадателей и иных персонажей, выполняющих функции медиато­ра — посредника между людьми и сакральными силами. Мухаммад ис­пугался этих откровений, особенно его взволновало состояние транса, свойственное арабским прорицателям-кахинам, но вскоре он уверовал в свое предназначение посланника Божьего, пророка. Уверовав в свою исключительность, он начал проповедовать, т. е. нести людям истинную веру, что в первую очередь было связано с утверждением монотеизма, а впоследствии вылилось в таухид — важнейший исламский догмат о единственности Аллаха. Проповеди Мухаммада первоначально не полу­чили поддержки мекканцев, число его последователей было незначи­тельно; ситуация осложнилась личной драмой — смертью Хадиджи; неудачной оказалась и попытка найти сторонников в городе Таифе.

Приверженцами новой веры и сторонниками Мухаммада стали представители племенных групп хазрадж и аус из г. Ясриб. Не встретив поддержки своей проповеди у своих соплеменников, Мухаммад вынуж­ден был переселиться из Мекки в Ясриб. Это событие (хиджра ‘пересе­ление’) 20 сентября 622 г. стало точкой отсчета мусульманского лето­счисления, началом эры ислама. Мусульмане пользуются лунным ка­лендарем (354 дня в году), из двенадцати месяцев шесть нечетных — по 30 дней, четные— по 29. После прихода Мухаммада город получает наименование Мадинат ан- Наби или Медина, город пророка..

В Медине наиболее ярко проявился политический и военный та­лант Мухаммада. В его общину вошли как мухаджиры — пришельцы из Мекки, так и ансары — мединцы. Близ Медины была построена первая мечеть, ориентированная на Каабу, после ссоры с иудеями Мухаммад вынужден был изменить киблу (направление во время молитвы, а также тела покойного и головы жертвенного животного), ранее он предписы­вал молиться, обращаясь к Иерусалиму. Активное военное и политиче­ское противостояние мусульман и мекканцев окончилось победой отря­дов Мухаммада в 624 г. при Бадре. Мусульмане совершили малое па­ломничество в Мекку, в 630 г. город сдался без боя, фетиши Каабы, за исключением «черного камня», были уничтожены. Перед смертью в 632 г. Мухаммад совершает прощальный хадж (паломничество) в Мек­ку. Он был похоронен в Медине у дома своей третьей жены Айши. Поз­же над могилой была построена мечеть Масжит ан-Наби (Мечеть про­рока). В результате деятельности Мухаммада образовалось теократиче­ское государство Арабский халифат.

Преемниками Мухаммада, руководителями уммы (мусульманской общины), последовательно становились халифы. Абу Бакр, отец Айши, третьей жены Мухаммада, был его ближайшим помощником и привер­женцем ислама, он возглавил первое мекканское паломничество и во время двухлетнего управления халифатом активно способствовал рас­пространению ислама за пределы Аравии. Его сменил халиф Омар, в период правления которого новая религия усилилась в Сирии и Ираке, а также начала укрепляться в Ливии и Египте. Осман— зять Мухамма­да — стал халифом в преклонном возрасте, он был убит во время вос­стания в Медине. Зятем и двоюродным братом Мухаммада был четвер­тый праведный халиф Али, он вел борьбу против вдовы пророка Айши и наместника Сирии Муавии, одержал победу в «верблюжьей битве» в 656 г., однако в 657 г. проиграл сражение при Сиффине. Эти четыре ха­лифа почитаются суннитами как первые праведные халифы. Старший сын Али, Хасан, халиф Ирака, не продолжал борьбу с Муавией, он от­рекся от престола, получив соответствующее вознаграждение, младший же сын Али Хусейн выступил против омейядского халифа Язида, и в Кербеле близ Куфы его отряд был уничтожен, а сам Хусейн умер от ран.

КАРАН

Проповеди Мухаммада, которые современники записывали на широких костях животных, пергаменте, паль­мовых черенках и заучивали наизусть, составили Священное Писание мусульман— Коран (чтение). Естественно, что в устной передаче и письменных версиях имелись многочисленные разночтения. При треть­ем праведном халифе Османе, в 650-656 гг., был подготовлен единый выверенный текст Корана, ликвидирующий разночтения. Дошедший до нас Коран представляет собой рифмованную прозу, он состоит из 114 сур (глав), каждая сура из аятов (стихов). Все суры, кроме девятой, на­чинаются басмалой (формулой), наделяемой сакральным смыслом: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного».

Первая сура Корана «аль-Фатиха» («Открывающая книгу») содер­жит основные догматы ислама, она входит в состав ежедневных молитв, ее читают во время обрядов жизненного цикла.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Хвала — Аллаху. Господину миров милостивому, милосердному, царю в день суда!

Тебе мы поклоняемся и просим помочь.

Веди нас по дороге прямой,

по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,

не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.

(Перевод И. В. Крачковского)

Далее суры расположены в основном по объему в порядке убы­вания.

Однако содержание Корана без сомнения имеет четкую внутрен­нюю логику, каждая сура разнообразна по тематике, многопланова. Сюжетные линии в восприятии носителей данной культуры зачастую связываются между собой, нередко при помощи ассоциаций. Различа­ются мекканские, более короткие, поэтичные суры, и мединские, более длинные, прозаичные, в основном посвященные нормам жизни мусуль­манской общины. Повествование ведется от первого и третьего лица, это откровения Аллаха, изложенные зачастую в форме диалога с оппо­нентами ислама.

Коран рассказывает о создании мира — космоса и человека, о вели­ком потопе и других вселенских катастрофах, в нем фигурируют из- вестные иудейские и христианские персонажи: Иса — Иисус, Иахья — Иоанн Креститель, Ибрахим — Авраам, Марйам — Мария, Муса — Моисей, Нух — Ной, Сулейман — Соломон, Харун — Аарон и многие другие. Однако мифологические сюжеты Корана ни в коем случае не являются вторичными по отношению к иудео-христианским, а пред­ставляют собой самостоятельную духовную систему.

В Коране имеются противоречия, которые появились в основном в результате самой истории создания Книги — длительной деятельности Мухаммада, политических и религиозных трансформаций, а следова­тельно, и различных трактовок одних и тех же явлений. Разночтения требовали компетентного толкования и соответственно сложилась осо­бая отрасль мусульманского богословия Тафсир-аль Куран (комменти­рование Корана). Согласно религиозной традиции, Коран ниспослан на арабском языке и, несмотря на обилие переводов на различные языки народов мира, в культовой практике регламентируется использование только арабского текста Корана. Но в жизни верующего мусульманина святость Корана проявляется не только в целостной Книге книг: свя­щенна любая цитата и буква, священна бумага вообще, так как на ней написан Коран. Имеются издания Священного Писания мусульман, в которых на каждой странице повторяется один и тот же текст, что сви­детельствует не о том, что такое издание предназначено для неграмот­ных, а лишь об использовании книги в качестве амулета, очищающего ее владельца, оберегающего от невзгод и несчастий. Цитаты из Корана, перенесенные на бумагу, нередко в художественной, каллиграфической форме также приобретают значение оберегов, их зашивают в треуголь­ные матерчатые или кожаные туморы, либо помещают в специальные футляры, и тогда они получают двойной смысл — и сакрального очи­щения, и украшения костюма их владельца. Многие рукописные тексты Корана являются важными реликвиями исламского мира, одна из таких рукописей «Коран Османа», ее страницы залиты «кровью халифа». Од­нако палеографический анализ свидетельствует о более позднем (VIII в.) происхождении рукописи.

Основные направления

В период правления четвертого праведного халифа Али началось дробление единой мусульманской общины, вылившееся впоследствии (X-XI вв.) в деление ислама на два основные направления: суннизм (от-Сунна) и шиизм (от шиа ‘группа, партия’). Основное различие этих течений — в вопросе о при­роде власти; суннитская трактовка этой проблемы заключается в том, что посредничество между Аллахом и людьми было прервано смертью Мухаммада. Следовательно, лидером исламской общины на любом уровне должно быть избранное этой общиной лицо. Решение общины выражается в иджме (согласии ее членов). Сунниты почитают правед­ными всех четырех первых халифов, шииты только Али. Шииты при­знают божественную благодать Али и его потомков, считают незакон­ным переход власти к Абу Бекру. Носителями же божественной благо­дати почитаются шиитские имамы, они— выразители окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения.

За жесткое соблюдение принципа единобожия, возвращение к пер­воначальным основам религии, а следовательно, против бида (иннова­ций, недозволенных новшеств) выступали ваххабиты, сторонники аль Ваххаба (XVIII в.), считавшего, что мусульмане во многом отошли от поклонения только Аллаху и в мире ислама необходим отказ от культа святых, а следовательно, борьба за чистоту религии путем нравственно­го очищения и военных действий.

Хариджиты — бывшие сторонники, а затем противники Али, не признавали ни суннитскую, ни шиитскую доктрину власти, считая, что в основе властного института должна лежать идея выборности ли­дера, вне зависимости от его происхождения. Они выступали за очище­ние веры и, в первую очередь, вооруженную борьбу за торжество рели­гиозной идеи.

Среди шиитов выделяется движение исмаилитов, признающих седьмым имамом сына одного из шиитских лидеров Исмаила или его наставника Мухаммада. Скрытый имам должен явиться людям как мах- ди (мессия) с целью восстановления справедливости на земле.

В противоположность исмаилитам зейдиты (последователи Зейда ибн Али, VIII в.) сближаются с суннитами, так как отрицают божест­венную основу иммамата, признают праведность четырех первых хали­фов, наличие нескольких имамов одновременно и даже становление в качестве имама любого потомка Али. Имамиты, сторонники другого, умеренного, направления шиизма, почитают двенадцать имамов — али- дов (относившихся к генеалогической линии Али), последний из кото­рых проявится на земле как махди.

Друзы, представители единой этноконфессиональной общности, считают, что и суннизм, и шиизм составили только основу истинного учения, основная идея которого выражена в таухиде (строгом моноте­изме). Согласно вероучению друзов, Мировой Разум воплотился в осно­вателях их общности. Учение друзов строго эзотерично, вся община делится на «разумных» и «неведающих», вне зависимости от социаль­ного и имущественного положения ее членов.

Важнейшее течение в исламе— суфизм (ат-Тасаввуф). Термин про­изошел либо от слов «чистота», «непорочность», что признают сами су­фии, либо от слова «шерсть», связанное с власяницами первых аскетов.

В период первоначального ислама суфийские ордена еще не сложи­лись, а первые мусульманские аскеты наиболее жестко следовали обря­довым предписаниям, и анализировали текст Священного писания. Сре­ди них были распространены эсхатологические (связанные с концом света) настроения, они отказывались от мирской жизни, практиковали культ бедности. Ряд элементов вероучения был заимствован в других восточных религиях, и в христианстве. Постепенно вырабатывается особая суфийская доктрина тарика, доктрина пути сближения и даже слияния с Абсолютом — Аллахом; этот процесс может произойти в ре­зультате постепенного накопления положительных качеств.

Путь к достижению истины суфий проходил в ханака (общине- обители), причем член этой общины мюрид (ученик) должен быть пол­ностью подчинен своему патрону-наставнику— шейху, или ишану. Особое внимание уделялось зикрам (радениям), включавшим упомина­ния имен Аллаха, а также определенные позы, движения, систему физи­ческих и дыхательных упражнений, причем зикр мог совершаться и коллективно, и индивидуально; как правило, достигалось экстатическое состояние.

Позднее, в XII-XV вв., сложились суфийские братства-ордена, на­пример рифаия, ясавия, кубравия, кадирия и др. Члены братств носили особую одежду, имели отличительные атрибуты, например сосуды для сбора подаяния, ритуальные музыкальные инструменты. В рамках орде­нов произошло слияние классических представлений суфизма с элемен­тами доисламских традиционных верований, имеются многочисленные параллели в суфийской, а также жреческой и шаманской культовой практике. Важную роль в вероучении играет культ суфийских святых. Однако наряду с народными формами существовал и интеллектуальный, философский суфизм, нашедший воплощение в исламской поэзии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.