|
||||||||||||
П.1.3. Незатухающие колебания (математический маятник)П.1.3. Незатухающие колебания (математический маятник)
Ц е л ь р а б о т ы: изучить линейные гармонические колебания с помощью математического маятника. П р и б о р ы и п р и н а д л е ж н о с т и: математический маятник, секундомер, измерительная линейка. П.1.3.1. Описание установки Математическим маятником называют идеализированную колебательную систему, состоящую из невесомой и нерастяжимой нити, на которой подвешена материальная точка. Лабораторная установка представляет собой штатив, в верхней части которого крепится нить. К нижнему концу нити привязан металлический шарик. П.1.3.2. Задание Измерить длину маятника l, время tN, , за которое маятник совершает N полных колебаний, и определить ускорение свободного падения (напряженность гравитационного поля Земли) по формуле: . (П.1.3) П.1.3.3. Порядок выполнения работы
1) Измерить длину l маятника от точки подвеса до центра тяжести шарика, определить инструментальную погрешность измерения длины Δlин и записать результаты измерения в табл. П.1.2. 2) Отклонить маятник от положения равновесия на расстояние не более 10 % от длины маятника (в этом случае колебания маятника можно считать линейными и гармоническими). Отпустить маятник и измерить с помощью секундомера время tN совершения маятником N колебаний (N задается преподавателем). Измерения провести многократно. Результаты измерений tN и N и инст-рументальную погрешность Δ tN ин секундомера записать в табл. П.1.2.
Т а б л и ц а П.1.2 Результаты измерения при определении ускорения свободного падения
3) Сделать оценочный (приблизительный) расчет ускорения свободного падения в гравитационном поле Земли по формуле (П.1.3) и результаты измерений и расчетов подписать у преподавателя. 4) Выполнить математическую обработку результатов измерений. 5) Записать окончательный результат (с учетом правил округления). 6) Сравнить полученный результат с табличным значением ускорения свободного падения и сделать вывод.
|
||||||||||||
|