Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в. после глаголов make заставлять, let разрешите, пусть, давайте - to V



в. после глаголов make заставлять, let разрешите, пусть, давайте - to V

 

               

 

В остальные ячейки ВРП должны быть вставлены таблицы №2(«Время и действие глагола, вспомогательные глаголы»), №3(«Местоимения»), №4(«Неопределенные местоимения, наречия и прилагательные»)и№5(«Артикли, вопросительные слова и союзы»)[1].  

 

 

Согласно дедуктивно-индуктивному подходу к речи человек всегда должен иметь в готовности полный лексико-грамматический набор, являющийся максимально общим для беседующих. Представим это в виде сводной таблицыречевых задач (СТРЗ), которые воспринимающий иноязычную речь должен начать решать по мере «поступления» слов в его сознание:

Статус Наклон. Залог Доп. атр. Время Действие Тип +/– Схемы
Простое (главное) Придат.1436   Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 М456 ЭМ Безл. 1425 Сущ.1245 П Н Б456 Бп456 П Д456 С456 ДС456   ?25  ?п36   + –   1 4 2 5 3 6

 

Некоторые пояснения к СТРЗ:

– колонка «статус» содержит задачу определить, является ли переводимое предложение простым, главным или придаточным;

– «Наклон.» – наклонение;

– «Доп. атр.» – дополнительные атрибуты предложения, то есть построено ли оно по безличной конструкции (Безл.), с помощью оборота there be (Сущ.), есть ли модальный глагол (М) или эквивалент модального глагола (ЭМ));

– «+/–» – положительное предложение или отрицательное;

–  цифры, которые верхним индексом стоят после слов и условных обозначений, говорят о том, в каких схемах и типах предложений может применяться данное правило. 

Кроме того, в английском языке есть три глагола, функции которых студенты должны знать:

I. Глагол do может вызывать четыре ассоциации: 1) смысловой глагол (см) – "делать"; 2)  смысловой глагол-заместитель (см-зам) – "делать то же самое, что и предыдущий глагол в данном предложении"; 3) вспомогательный глагол (вг) – не переводится; 4) вспомогательный глагол-усилитель (вг-ус) – не переводится.

II. Глагол be может вызывать четыре таких ассоциации: 1) смысловой глагол (см) и существование чего-либо(сущ)оборот there be – "находиться", "лежать"; 2) связка (св) и безличное предложение (безл) – "есть", "являться"; 3) вспомогательный глагол (вг) – не переводится; 4) эквивалент модального глагола (эм) –"должен".

III. Глагол have может вызывать три ассоциации: 1) смысловой глагол (см) – "иметь"; 2) эквивалент модального глагола – "должен", "приходится"; 3) вспомогательный глагол (вг) – не переводится.

Поскольку мы воспринимаем фразу не целиком, а постепенно, по одному слову, то и применять правила и начинать перевод нужно также постепенно. Прежде чем выполнять работу необходимо сначала письменно подготовить первичную сводную таблицу в тетради, причем только первые четыре колонки. Использование готовых заполненных языковых таблиц, как показала практика, ведет лишь к затягиванию процесса научения, в том смысле, что формирование ассоциаций происходит медленнее, так как учащийся не воспроизводит их активно, за счет собственных резервов памяти, а пользуется готовыми, то есть у них не вырабатываются активно воспроизводимые ассоциации. Учащиеся списывают предложение с упражнения или, что наиболее эффективно, оно им диктуется (или пишется на доске) преподавателем, причем по одному-два слова, и каждый раз они добавляют задачи и снимают предыдущие, то есть приводят СТРЗ в равновесие, снимая возникающие противоречия.

Ниже приводится пример последовательного лексико-грамматического разбора предложения «Do they always have to be serious?».

1. Записываем в виде таблицы следующий исходный набор речевых задач (цифры можно не писать).

  

Простое (главное) Придат.1436 Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Страд.456 Безл 1425 Сущ.1425 М456 ЭМ

 

2. Записываем слово Do и четыре ассоциации (см. ниже ), которое оно должно вызывать при его восприятии. Далее рассуждаем:

– с глагола начинаются только вопросительные и побудительные предложения (сх 2, 5, 7). Схемы 2 и 5 всегда ассоциируются со знаком «?», пишем этот знак в соответствующую колонку, однако схема 2 начинается с глагола be в одной из его форм, значит « сразу зачеркиваем;

– глагол do в функции см-зам никогда не начинает предложение, поскольку означает «делать то же самое, что и предыдущий глагол в данном предложении», глагола перед ним нет в данном предложении, значит функцию см-зам зачеркнем;

– глагол do имеет форму настоящего простого времени (НП), вносим эту запись в СТРЗ;

– глаголы не начинают придаточные предложения, значит, зачеркиваем «Придат.» и вместе с ним «Условн.»;

– глагол имеет форму НП, значит зачеркиваем «сослаг.», (так как в сослагательном наклонении глагол в простом (главном) предложении может иметь только формы БпП и БпС);

– вопросительное предложение в страдательном залоге в НП начинается всегда со вспомогательных глаголов am, is, are, значит «Стр.456» зачеркиваем;

– зачеркиваем «Сущ.» и «Безл.», так как первое должно было бы начинаться с глагола be, а второе с глагола does (в безличных предложения «идет дождь», так как подлежащее it – 3 лицо ед. число);

– на место ВГ/М ставится либо вспомогательный глагол, либо модальный. Зачеркиваем М.

Теперь СТРЗ приняла следующий вид:

 

 

Статус Наклон. Залог Доп. атр. Время Действие Тип +/– Схемы
Простое (главное) Придат.1436   Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 Безл. 1425 Сущ.1245 М456  ЭМ Н   П     ?25        2

ВГ/ ВГ-УСDoСМ/ СМзам

3. По логике, из данной таблицы и ВРП мы можем ожидать «произнесения» после do подлежащего (сх. 5) или дополнения (сх. 7):

Далее пишется слово they:

– they всегда является подлежащим, значит зачеркнем «7» и «Побуд. 7»

– Схему 5 начинает только вспомогательный или модальный глагол. Зачеркиваем функции СМ и ВГ-УС ( второй может выступать в этой функции только в схемах 1, 4, 7 положительных):

Статус Наклон. Залог Доп. атр. Время Действие Тип +/– Схемы
Простое (главное) Придат.1436   Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 Безл. 1425 Сущ.1245 М456 ЭМ Н   П     ?25        2 7

ВГ/ ВГ-УСDoСМ/ СМ-ЗАМ  they

4. Исходя из данного состояния СТРЗ можно сделать вывод, что далее может следовать только глагол с возможным наречием перед ним.

Пишем сразу два слова always have, причем have всегда должно вызывать три ассоциации (см. ниже).

– частица not в отрицательном вопросительном предложении произносится либо сразу после do, либо после they, поэтому впишем «+» справа от «?»;

– глагол have в НП не может выступать в качестве ВГ (зачеркиваем);

Простое (главное) Придат. Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 Безл. Сущ. М ЭМ   НП   ? + 2 7  

ВГ/ ВГуDoСМ/ СМзам they always ВГhaveСМ/ ЭМ to

5. Далее мы можем ожидать произнесения дополнения или частицы to и глагола в форме инфинитива.

Пишем to be и над ним пишем его четыре функции.

– наличие инфинитива to be и перевод слова have говорят, что have является эквивалентом модального глагола (вычеркиваем «СМ»)

– по логикеto be не может быть ЭМ, значит зачеркиваем эту функцию.

Последним действием мы завершаем решение СТРЗ:

 

Простое (главное) Придат. Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 Безл. Сущ. М ЭМ   НП   ? + 2 7  

ВГ/ ВГуDoСМ/ СМзам they always ВГhaveСМ/ ЭМ to to ВГ/ЭМbeСМ/СВ

6. Далее могут быть произнесены второстепенные члены предложения.

– serious является прилагательным значит вычеркиваем ВГ;

– перед словом "серьезный" нельзя вставить слово "находиться", значит to be является глаголом-связкой (зачеркиваем СМ).

Простое (главное) Придат. Изъявит. Побуд. 7 Сослаг. Условн. Дейст.   Стр.456 Безл. Сущ. М ЭМ   НП   ? + 2 7  

ВГ/ ВГуDoСМ/ СМзам they always ВГhaveСМ/ ЭМ to to ВГ/ЭМbeСМ/СВ serious?

Им всегда приходится быть серьезными?

Таковы те мыслительные операции, которые наш мозг совершает в момент восприятия фразы.

Сначала такие упражнения выполняются очень медленно, обязательно сопровождаются объяснениями преподавателя и самостоятельными рассуждениями и выводами студентов и обязательно письменно. И, если их выполнять на протяжении нескольких уроков под непосредственным активным руководством и контролем преподавателя и при условии самостоятельной работы дома, то через 10-20 интенсивных занятий (20-40 академических часов) можно будет практически отказаться от объяснений, поскольку они уже не будут требоваться. Студенты будут читать и одновременно переводить английское предложение (с использованием словаря) читая его слева направо и при этом применяя почти все грамматические правила английского языка.

Сводная таблица частей речи, с которых начинается английское предложение.

  Схемы Примечания
Артикль the, a, an

 

 

1, 4

 

 

Существительное
Прилагательное
Имя собственное
Местоимение
Наречие
Предлог, частица to

1,4,2,5

 

 
When, where, why  
What, how 7 1 и 4 в том числе воскл.
Союз 1,4, 2,5  
Вопросительное слово

7

   
Глагол 2,5,7 2, 5 сосл, услов, прид
     

[1] Заволокин А.И. Использование алгоритмов и рассуждений для обучения владению английским языком, для контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков студентов. Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы междунар. научн. конф. / РГУ 2007 с.. 272-287



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.