Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Людоровская Т.Ю.



1. Роль и место международного права в международных отношениях.

2. Понятие дипломатической службы и ее основные черты.

3. Понятие дипломатии и ее связь с внешней политикой государства.

4. Зарождение российской дипломатии и ее развитие до Нового времени.

5. Дипломатическая служба зарубежных стран в Новое время.

6. Дипломатическая служба зарубежных стран в Средние века.

7. Характеристика дипломатической службы основных стран Западной Европы.

8. Роль и место международных организаций в современной дипломатии.

9. Задачи современной российской дипломатии.

10. Основные положения концепции внешней политики России.

 

1. Роль и место международного права в международных отношениях.

 

Международное право — это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права. Субъектом международного права является носитель международных прав и обязанностей, возникших в соответствии с общими нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями.

Существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные).

К первичным субъектам международного права относятся государства (в некоторых случаях народы и нации) в силу присущего им национального суверенитета. Государства признаются носителями международно-правовых норм и обязанностей. Суверенитет делает их независимыми от других субъектов международного права и дает возможность самостоятельно участвовать в международных отношениях. Государства — полновластные и организованные субъекты международного права, имеющие решающие средства воздействия на международные отношения и обладающие универсальным правом участия в любых международно-правовых действиях.

Производными (несуверенными) субъектами международного права считаются межправительственные организации, создаваемые первичными субъектами международного права. Учреждая таковые, государства наделяют их международно-правовой правосубъектностью. Правосубъектность международной организации специальна по своей сути, поскольку ограничена целями и полномочиями, которые регламентированы соответствующими учредительными документами. К основным правам международных организаций относятся: права участвовать в создании международно-правовых норм, пользоваться привилегиями, иммунитетами и внутренними правами, определяемыми государствами-участниками.

Международно-правовым статусом пользуются и некоторые политико-территориальные образования, например вольный город и город- государство. Вольный город — это самостоятельное территориальнополитическое образование с правовым режимом, установленным договором и гарантированным государствами или международными организациями. Статус вольного города имели Краков (1815 г.), Данциг (1919 г.), Триест (1947 г.), Западный Берлин (1971 г.). Ватикан — город-государство, Международный центр католической церкви. В силу сложившегося обычая Ватикан активно участвует в международных отношениях, сотрудничает в международных организациях, подписывает международные договоры.

Государство как основной субъект международного права характеризуют три элемента: население, территория и суверенная власть. Территориально-организационная структура государства может быть различной. Существуют простые (унитарные) и сложные государства. Сложное государство — это федерация, представляющая собой объединение территориальных единиц, пользующихся определенной политико-правовой самостоятельностью. Конфедерация — это международно-правовое объединение государств, координирующих свои действия, особенно во внешнеполитической и военной областях. В классическом виде конфедерация не является субъектом международного права, международной правосубъектностью обладают лишь ее члены.

Основу международно-правового статуса государства составляют права и обязанности. К основным правам относятся:

-право на независимость и свободное осуществление своих законных прав;

-право юрисдикции над своей территорией, лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;

-равноправие с другими государствами;

-право на индивидуальную или коллективную самооборону против вооруженного нападения. В обязанности государства входит уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права.

Основной признак любого государства — его суверенитет, который означает верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность во взаимоотношениях с другими государствами. Международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не какие-либо государственные органы или отдельных лиц, а государство в целом.

Все значимые международно-правовые действия, совершенные уполномоченными официальными лицами, считаются совершенными от имени государства. Государства как носители суверенитета равны между собой юридически. Соответственно каждое из них обладает в международных отношениях одинаковой степенью юридической самостоятельности и независимости. Суверенитет государства возникает и исчезает вместе с его возникновением и исчезновением.

Главная функция международного права заключается в регулировании международных отношений, поскольку в роли главных его субъектов выступают государства. Следовательно, механизм формирования и действия норм международного права носит межгосударственный, а не надгосударственный характер. В международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. При необходимости государства сами обеспечивают поддержание международного правопорядка с помощью созданных ими международно-правовых институтов. Международное право выполняет следующие функции: ?

-регулирующую, поскольку устанавливает твердые правила взаимоотношений государств;

-обеспечительную, потому что побуждает государства следовать определенным правилам поведения;

-охранительную, так как обеспечивает законные права и интересы государств.

Международное право зародилось вместе с появлением государств и возникновением международных отношений. Первоначально, в Древнем мире, международное право выступало в форме правовых обычаев (например, обычай заключения перемирия) и было весьма несовершенно. В период Средневековья в международно-правовую практику вошли такие понятия, как суверенитет, нейтралитет, открытое море; появились посольства, новые, более совершенные виды договоров. Труды голландского юриста Г. Гроция (1583-1645) и его последователей положили начало формированию международного права как самостоятельной области науки.

После революций XVII-XVIII вв. началось формирование качественно иных международных отношений и соответствующего им международного права. В международные отношения пришли идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории, неотъемлемости основных прав и свобод человека.

По мере развития экономических, технических, военных и других международных связей появились международные договоры и межгосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. После Первой мировой войны, в 1919 г. была учреждена первая универсальная международная организация — Лига Наций. Однако она не смогла стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г., после окончания Второй мировой войны. В 1970-е гг. государствами был разработан целый комплекс международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека и т. д. В настоящее время процесс совершенствования международного права продвигается вперед благодаря активному международному сотрудничеству государств, хотя в этом сотрудничестве существуют и трудности, мешающие выработке новых норм международного права, которые должны соответствовать новым реалиям международной жизни.

 

2. Понятие дипломатической службы и ее основные черты.

 

Дипломатическая служба, основы которой рассматриваются в настоящей книге, представляет собой определенный вид государственной службы, отличный от других видов государственной службы своей спецификой. Определить же эту специфику дипломатической службы невозможно без уяснения того, что представляет собой сама дипломатия. Вот почему первый вопрос, который необходимо рассмотреть в нашей книге, —• это вопрос об определении понятия «дипломатия».

При рассмотрении явлений международной жизни то и дело употребляются понятия: внешняя политика, дипломатия, дипломатическая служба. Нередко эти понятия рассматриваются как совершенно идентичные и не имеющие различия. Понятие «дипломатия» часто употребляется в самых различных значениях, порой очень отдаленных от действительного смысла этого слова. Известный английский дипломат и публицист Г. Никольсон указывает, что «в разговорном языке слово «дипломатия» употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики... В других случаях оно обозначает переговоры... Это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел... Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле — в коварстве в подобных делах».

Между тем при всей близости указанных понятий и внутренней связи их друг с другом каждое из них имеет свой особый смысл, определяемый реальным содержанием каждого понятия, отражающим его действительные роль и значение в жизни общества.

Критика определения дипломатии.

Различные представители дипломатической службы и науки международно права буржуазных государств, определяя понятие «дипломатия» по-разному, сходятся, однако, в некоторых основных моментах. Возьмем несколько наиболее общеизвестных определений понятия «дипломатия». Так, Г. Никольсон, ссылаясь на Оксфордский словарь английского языка, определяет понятие «дипломатия» следующим образом: «...Дипломатия — это ведение международных отношений посредством переговоров...» И дальше дается пояснение к этому определению: «Метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками...» Наконец, дается еще одно уточнение этого понятия: «...Работа или искусство дипломата: Другой видный деятель английской дипломатии — Э. Сатоу, выпустивший известное руководство по дипломатической практике, раскрывает понятие «дипломатия» следующим образом: «Дипломатия есть применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а иногда также между этими государствами и их вассалами».

Это определение в первой своей части слишком общее и нисколько не раскрывает специфики дипломатии, так как применение ума и такта нужно не только в дипломатии, но и вообще во всех делах. В последней своей части эта формула Э. Сатоу, напротив, слишком узка, так как упоминание о вассалах суживает понятие дипломатии до значения лишь «колониальной дипломатии» империалистических стран.

В изданном еще в начале XIX века во Франции «Полном курсе дипломатии» Г. Гарден так определяет это понятие: «Дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, в более точном смысле — это наука или искусство переговоров».

При всех отличиях этих определений дипломатии они имеют и нечто общее с определением дипломатии, данным Г. Никольсоном; в определении Сатоу и Гардена также говорится о ведении официальных отношений между правительствами государств, о внешних сношениях между ними.

Известный немецкий юрист-международник Г. Мартене дает следующее определение понятия «дипломатия». Дипломатия, говорит он, есть «наука о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — наука или искусство переговоров».

Это определение также страдает недостатками, В первой части формулы Мартенса, во-первых, речь идет не только и не столько о дипломатии, сколько о науке о внешних сношениях государства; дипломатия же, хотя и пользуется определенными научными знаниями, тем не менее все же является практической государственной деятельностью, где научные данные применяются на практике; во-вторых, в формуле Мартенса речь идет не только о дипломатии, но и о внешней политике вообще, ибо внешние сношения и иностранные дела государства — это уже не способы осуществления внешней политики, а сама внешняя политика.

Подводя итог рассмотрению формул определения понятия «дипломатия», можно выделить следующие отличительные признаки, которыми характеризуют дипломатию упомянутые выше авторы:

указание на международные отношения или внешние сношения между государствами — этот признак указывается во всех формулах;

упоминание о переговорах как способе ведения этих внешних сношений — этот признак также имеется во всех определениях;

указание на должностных лиц государства, которые непосредственно заняты ведением переговором (послов и посланников), — этот признак дипломатии дается лишьв формуле Г. Никольсона.

Помимо критических замечаний, высказанных при рассмотрении каждого из трех определений понятия «дипломатия», данных представителями буржуазной дипломатии, необходимо указать на общий и коренной недостаток всех буржуазных определений — сокрытие или затушевывание классового характера дипломатии, равно как и классового характера внешних сношений и политики, осуществлением которых и занимается дипломатия.

Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты.

Дипломатия, как всякое общественное явление, не может быть понята без классового подхода к ней, без исторического анализа ее развития. Как писал Маркс, реальным базисом всякого общества является совокупность производственных отношений, составляющих «экономическую структуру общества», над чем «возвышается юридическая и политическая надстройка».

Дипломатия как средство осуществления внешней политики и является частью этой политической надстройки, характер которой определяется классовой природой того государства, которому она служит. Дипломатия является продуктом классового общества и развивается вместе с развитием государства. Как показывает история развития общества, вместе со сменой общественно-экономических формаций менялись формы государства, их внешней политики и дипломатии.

Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики и определяется интересами господствующего класса. Дипломатия, будучи государственной деятельности. по осуществлению целей и задач внешней политики, не является единственным средством этой политики, хотя и занимает важнейшее место в числе этих средств. Дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики, и основной ее метод — переговоры.

Вот почему в советском «Дипломатическом словаре» (изд. 1-е, 1948 г.) давалось следующее определение дипломатии: «Дипломатия (от слова «дипломат» в первоначальном его значении — держатель «диплома», как называлась в Древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за границу) — деловая, мирная, в отличие от военной, оперативная работа по осуществлению задач внешней политики государства, выполняемая органами правительства (ведомством иностранных дел, нередко главой правительства и главой государства) и их представителями и агентами за границей. Таким образом, дипломатия относится к внешней политике как выполнение плана к самому плану; в известном смысле она является орудием ее». Однако дававшееся далее пояснение о том, что дипломатия, «отнюдь не будучи свободна от влияния общественной структуры.., все же является лишь техническим средством осуществления внешней политики», нельзя считать правильным, ибо оно дает повод думать, что внешняя политика определяется непосредственными интересами государства, а дипломатия не определяется ими, что, разумеется, ошибочно. Из этого неточного представления вытекает и другое утверждение о том, что дипломатия «является лишь техническим средством осуществления внешней политики». Между тем дипломатия по своей сущности, по содержанию деятельности, по подбору дипломатических кадров и т. д. представляет собой, пожалуй, одно из самых ярко выраженных классовых явлений государственно-политической жизни. Именно в силу этого классового, а не технического, характера самой дипломатии такая форма дипломатии эксплуататорского государства, как «тайная дипломатия», то есть сокрытие от народа основных внешнеполитических актов государства, вызвала открытый и резкий протест молодого Советского государства, о чем Советское правительство заявило уже в своем первом внешнеполитическом акте — Декрете о мире.

Более правильное определение понятия «дипломатия» дается в Большой Советской Энциклопедии, в которой говорится: «Дипломатия (от франц. (Нр1ота1ле) — деятельность государственных органов внешних сношений по представительству государства и по защите мирным путем его прав и интересов за границей для достижения целей внешней политики господствующего в государстве класса... В узком смысле дипломатия означает искусство ведения переговоров и заключения договоров между государствами».

Опыт всей дипломатии последнего времени свидетельствует, однако, о том, что дипломатическую работу не всегда ведут только внешнеполитические органы государства, но и руководящие деятели правящей партии и государства. В качестве ярких примеров в этом отношении могут служить многочисленные поездки заграницу и переговоры с главами ведущих государств и правительств Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и других членов Политбюро ЦК КПСС, Председателя и членов Президиума Верховного Совета СССР, главы Советского правительства и министров, председателей и членов палат и комиссий Верховного Совета СССР.

Таким образом, если иметь в виду главное в этой области, то дипломатия — это официальная деятельность органов внешних сношений и руководителей государства по представительству государства во внешних сношениях, по осуществлению путем переговоров и других мирных средств целей и задач его внешней политики, определяемых интересами господствующего класса, по защите мирным путем его прав и интересов за границей.

Министр иностранных дел СССР А. А. Громыко подчеркивает непосредственную связь между внешней политикой и дипломатией. «Понятие внешняя политика, — пишет он в предисловии к книге «Дипломатия социализма», — охватывает общий курс государства в международных делах. Дипломатия — часть внешней политики, международной деятельности государства именно внешняя политика определяет цели и задачи дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также норм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики. Хотя примат и на стороне внешней политики, но внешняя политика и дипломатия составляют одно целое, составные части которого неотделимы друг от друга».

Поскольку внешняя политика и ее важнейшее средство — дипломатия являются орудием государств, они подчинены основным законам общественного развития. Деятели дипломатии, желающие действовать не наощупь, не от случая к случаю, а в соответствии с закономерным ходом исторического процесса, обязаны изучать эти законы, особенности их проявления применительно к тем или иным государствам и отношениям между ними. Они обязаны совершенствовать методы дипломатической работы и способы их использования. Недаром В. И. Ленин говорил, что «политика есть наука и искусство»10, и эго в полной мере относится к внешней политике и дипломатии. Разумная внешняя политика и дипломатия должны основываться на выводах науки и совершенствоваться в своих методах и приемах, как требует этого искусство всякой политической деятельности. Отсюда понятно то огромное значение для успеха дипломатии, которое имеет подбор и подготовка кадров дипломатов, вся система работы дипломатических органов в центре и за границей, то, что называется системой дипломатической службы.

В свете такого понимания дипломатии дипломатическая служба — это система работы дипломатических кадров в центральном аппарате и за границей по выполнению задач дипломатии государства.

Дипломатия, дипломатические и международные отношения.

Дипломатия и дипломатическая служба неразрывно связаны с международными отношениями государств, причем именно в такой степени, что их нельзя понять и представить одно без другого. Изучение истории дипломатии в известной степени является и изучением истории международных отношений.

В предыдущем разделе мы определили дипломатию как деятельность органов внешних сношений и руководителей государств по осуществлению задач внешней политики государства, служащей интересам господствующего класса или народа, мирными средствами и в мирной форме. Из этого вытекает, что классовая сущность дипломатии и дипломатической службы государства определенного исторического типа остается неизменной во взаимоотношениях данного государства со всеми другими государствами и странами без различия их социальных систем.

 

3. Понятие дипломатии и ее связь с внешней политикой государства.

 

Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Она определяет цели, задачи и направления, а также способы, формы и методы деятельности государства в области международных отношений.

Международные отношения, внешняя политика, дипломатия тесно связаны между собой. Каждый из этих элементов не может существовать сам по себе. Движение и развитие международных событий, международных проблем и процессов, совокупность взаимосвязей между ними образуют внешнеполитическую обстановку. Развиваясь по своим закономерностям, эта обстановка, в свою очередь, оказывает воздействие на внешнюю политику государств, их дипломатическую деятельность. Поэтому важнейшим средством осуществления внешней политики государств является дипломатия.

Осуществление внешней политики и дипломатическая практика должны соответствовать международному праву.

Международное право играет особую роль в международных отношениях. В процессе проведения внешней политики государства сталкиваются с проблемами, которые возникают в результате взаимодействия на международной арене. Регулятором этих межгосударственных отношений является международное право, но на практике не все государства придерживаются основным принципам и нормам международного права, оправдывая свои действия со ссылкой на "национальный интерес", считая, что международное право являясь инструментом и регулятором международных отношений играет подчиненную роль во внешней политике. Отсюда возникает проблема соотношения внешней политики и международного права, которое представляет не только научный интерес, но и практический.

Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. Дипломатия является важнейшим инструментом создания норм международного права. В этом и состоит диалектическое единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права в системе международных отношений. Однако ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами международного права.

Международное право, внешняя политика и дипломатия - явления не только взаимосвязанные, но и во многом переплетающиеся. Поэтому исследование какого-либо из них в отдельности невозможно. Политика каждого государства как единого целого делится в зависимости от сферы приложения на внутреннюю и внешнюю, но обе они имеют единые социальные и экономические корни.

Внешняя политика государства реализуется в рамках международной системы, где она взаимодействует с внешней политикой других государств и их союзов, испытывает воздействие международных организаций. Внешнеполитическое поведение государства непосредственно определяется не только внутренними факторами но и состоянием международной системы, которое с одной стороны налагает ограничения на внешнюю политику, а с другой - предоставляет возможности для определенных внешнеполитических акций.

"Внешняя политика - понятие весьма широкое. Оно включает в себя внешнеполитический курс государства, внешнеполитические доктрины, концепции, органы, осуществляющие внешнеполитические функции, и, главное - внешнеполитическую деятельность, или внешнеполитическое поведение государства. Именно в процессе внешнеполитической деятельности государств создаются и реализуется нормы международного права".

Внешняя политика государства опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал государства; сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

Проблема соотношения взаимодействия внешней политики и международного права - это, по существу, проблема соотношения политики и права в международной системе. Поскольку международное право функционирует в рамках международной системы и, здесь же реализуется внешняя политика государства, то их соотношение приобретает особые черты. По существу, все международно-правовые акты имеют не только юридический, но и политический характер, а порожденные ими отношения являются и политическими и правовыми.Французский юрист М.Вирали,говоря о соотношении внешней политики и международного права считает,что "любой договор, любое разногласие юридического характера, все нормы международного права имеют политическое содержание и характер, и, наоборот, политика включена в право в том смысле, что правопорядок переплетается с определенным политическим порядком".

Действительно, и соблюдение и нарушение норм международного права выражаются во внешнеполитических действиях, а соответствующие решения государства это внешнеполитические решения. В результате взаимодействия внешней политики государств складываются международные и политические отношения, требующие для своего регулирования адекватных, политических по своей природе норм. Если все юридическое в международной системе имеет политическую природу, то не все политическое является юридическим, и, конечно, не любое внешнеполитическое поведение государства представляет собой международно-правовое поведение.

Раскрывая суть проблемы соотношения внешней политики и международного права, все же возникает вопрос, что приоритетнее, примат международного права, или же, - примат внешней политики государств в международных и межгосударственных отношениях. В западной международно-правовой литературе довольно распространены взгляды на соотношение международного права и внешней политики, которые по существу жертвуют правом ради политики.

Правильное теоретическое определение права и политики в международной системе имеет важное практическое значение. Признание нормативной ценности международного права обязательной силы его принципов и норм имеет непосредственное отношение к внешнеполитической практике государств. Современное международное право распространяется на области межгосударственных отношений, регулирует самые острые политические вопросы, такие, например, как обеспечение международного мира и безопасности.

Только соблюдая требования международного права, можно гарантировать наиболее важные политические интересы государств, независимость, территориальную целостность и неприкосновенность границ, безопасность.

В наши дни единственно реалистической внешней политикой является политика, опирающееся на международное право. Это отнюдь не означает идеализацию современной международной обстановки и состояния международного правопорядка, игнорирования актов применения силы на международной арене и вмешательства во внутренние дела государства. Реалистический, а следовательно, учитывающий важность и необходимость международного права подход к международным отношениям и внешней политики государств предполагает признание того, что если в современном взаимосвязанном мире какое-то международное правонарушение может дать определенное кратковременное преимущество государству правонарушителю, то в конце концов правонарушитель должен быть наказан.

Примат международного права в политике предполагает в первую очередь господство права над силой в международных отношениях. Силовая политика должна быть заменена политикой строго соответствующей принципам и нормам международного права. Кроме того, учитывая, что нормы международного права, нормативно оформленное выражение стандартов внешнеполитического поведения государств, примат международного права в политике предполагает верховенство подобных стандартов поведения над продиктованными односторонними действиями на международной арене. Говоря о примате международного права в межгосударственных отношениях, то есть во внешней политике, необходимо выделить внимание международно-правовому институту ответственности государств в международных отношениях. Без этого института невозможно обеспечить эффективность примата международного права.

Рассматривая проблему соотношения внешней политики и международного права, необходимо обращать внимание на роль дипломатии в этом соотношении. В действительности международное права и дипломатия - это две отдельно, но неразрывно связанные и согласующиеся между собой стороны международной жизни: дипломатия, активно участвуя в создании и осуществлении норм международного права, вместе с тем подчиняется этим нормам: международное право, складывающееся и применяющееся в процессе дипломатической деятельности, в то же время устанавливает рамки и формы этой деятельности.

Дипломатия - средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач: официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием "Дипломатия" связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а так же расширение и углубление международного сотрудничества.

Дипломатия, играющая важную роль в выработке норм международного права, играет еще более важную и непосредственную роль в выработке рекомендаций и договоренностей, поскольку они находятся как бы на грани международного права и международной политики. Все это свидетельствует о весьма сложной структуре системы международных отношений. В систему международных отношений входят в качестве ее компонентов: экономические, политические, в том числе дипломатические, правовые, моральные и другие отношения, тесно переплетающиеся между собой, и регулирующие эти отношения нормы: правовые нормы, являющиеся лишь частично правовыми, а также моральные нормы. Дипломатия и международное право являются столь важными компонентами этой системы, что их можно назвать подсистемами совокупной системы международных отношений.

Действительное соотношение дипломатии и международного права как подсистем систем международных отношений можно понять, исходя из следующих теоретических предпосылок. Дипломатия стремится осуществить внешнеполитические интересы данного государства и путем морально-политического воздействия на другие государства, достигнуть удовлетворения этих интересов на основе согласования их с внешнеполитическими интересами других государств, с которыми они иногда совпадают, иногда же отличаются от них и даже им противоречат. Тем самым дипломатия стремится достигнуть согласования выражающих эти интересы государственных воль. Вместе с тем она стремится закрепить достигнутое согласование воль в более или менее стабильные и прочные формы, а это связано установлением общепризнанных правовых принципов и правил международного поведения, являющихся как бы законами международной жизни для всех или, по крайней мере, для нескольких государств. Дипломатия играет огромную роль в установлении этих принципов и правил, поскольку именно она подготавливает условия для достижения согласования воль относительно, как их содержания, так и признания их обязательности.

Будучи установленными в результате дипломатической деятельности, эти принципы и правила приобретают самостоятельное существование, они становятся общими международными нормами, регулирующими отношения между государствами обязательными для них, независимо от того, соответствует ли их соблюдение последующим изменениям интересов и воли отдельных государств. Соблюдение норм международного права становится непременным основанием правомерности внешней политики и дипломатии каждого государства. Разумеется, эти нормы не являются абсолютно неизменными, застывшими, одинаковыми на все времена, но изменение требует того же согласования воль государств, с помощью которого они были установлены. Соотношение международного права и дипломатии - это постоянное взаимодействие и взаимопроникновение двух важнейших компонентов целостной системы международных отношений. При этом можно выделить следующие главные сферы соприкосновения международного права и дипломатии в повседневной международной жизни.

Во-первых, дипломатия, формулируя волю государства и добиваясь ее согласования с волей других государств, активно участвует в создании норм международного права, является исключительно важным фактором правотворчества в международных отношениях.

Во-вторых, дипломатия осуществляет нормы международного права, однако осуществление международно-правовых норм дипломатией не есть какой-то механический процесс, ибо дипломатия истолковывает эти нормы, применяет их в различных конкретных условиях и вкладывает в их осуществление определенный политический смысл, который в отдельных случаях может наложить отпечаток на их дальнейшее развитие.

В-третьих, международное право оказывает обратное влияние на дипломатию. С одной стороны, международное право ограничивает деятельность дипломатии, поскольку дипломатия в своей деятельности вынуждена считаться с нормами международного права и не нарушать их, с другой стороны , международное право служит средством для обоснования тех или иных дипломатических акций. Помимо этого, международное право определяет формы деятельности дипломатии, в частности в том, что касается функционирования дипломатических представительств, заключение международных договоров, проведению международных конференций, функционирования международных организаций, мирного разрешения международных споров, конфликтов.

 

4. Зарождение российской дипломатии и ее развитие до Нового времени.

 

История российской дипломатии ведет отсчет с 860 года, когда был <



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.