|
|||
История отечественной дипломатии 2 страницаДипломатия - средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач: официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей. С понятием "Дипломатия" связывают искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, а так же расширение и углубление международного сотрудничества. Дипломатия, играющая важную роль в выработке норм международного права, играет еще более важную и непосредственную роль в выработке рекомендаций и договоренностей, поскольку они находятся как бы на грани международного права и международной политики. Все это свидетельствует о весьма сложной структуре системы международных отношений. В систему международных отношений входят в качестве ее компонентов: экономические, политические, в том числе дипломатические, правовые, моральные и другие отношения, тесно переплетающиеся между собой, и регулирующие эти отношения нормы: правовые нормы, являющиеся лишь частично правовыми, а также моральные нормы. Дипломатия и международное право являются столь важными компонентами этой системы, что их можно назвать подсистемами совокупной системы международных отношений. Действительное соотношение дипломатии и международного права как подсистем систем международных отношений можно понять, исходя из следующих теоретических предпосылок. Дипломатия стремится осуществить внешнеполитические интересы данного государства и путем морально-политического воздействия на другие государства, достигнуть удовлетворения этих интересов на основе согласования их с внешнеполитическими интересами других государств, с которыми они иногда совпадают, иногда же отличаются от них и даже им противоречат. Тем самым дипломатия стремится достигнуть согласования выражающих эти интересы государственных воль. Вместе с тем она стремится закрепить достигнутое согласование воль в более или менее стабильные и прочные формы, а это связано установлением общепризнанных правовых принципов и правил международного поведения, являющихся как бы законами международной жизни для всех или, по крайней мере, для нескольких государств. Дипломатия играет огромную роль в установлении этих принципов и правил, поскольку именно она подготавливает условия для достижения согласования воль относительно, как их содержания, так и признания их обязательности. Будучи установленными в результате дипломатической деятельности, эти принципы и правила приобретают самостоятельное существование, они становятся общими международными нормами, регулирующими отношения между государствами обязательными для них, независимо от того, соответствует ли их соблюдение последующим изменениям интересов и воли отдельных государств. Соблюдение норм международного права становится непременным основанием правомерности внешней политики и дипломатии каждого государства. Разумеется, эти нормы не являются абсолютно неизменными, застывшими, одинаковыми на все времена, но изменение требует того же согласования воль государств, с помощью которого они были установлены. Соотношение международного права и дипломатии - это постоянное взаимодействие и взаимопроникновение двух важнейших компонентов целостной системы международных отношений. При этом можно выделить следующие главные сферы соприкосновения международного права и дипломатии в повседневной международной жизни. Во-первых, дипломатия, формулируя волю государства и добиваясь ее согласования с волей других государств, активно участвует в создании норм международного права, является исключительно важным фактором правотворчества в международных отношениях. Во-вторых, дипломатия осуществляет нормы международного права, однако осуществление международно-правовых норм дипломатией не есть какой-то механический процесс, ибо дипломатия истолковывает эти нормы, применяет их в различных конкретных условиях и вкладывает в их осуществление определенный политический смысл, который в отдельных случаях может наложить отпечаток на их дальнейшее развитие. В-третьих, международное право оказывает обратное влияние на дипломатию. С одной стороны, международное право ограничивает деятельность дипломатии, поскольку дипломатия в своей деятельности вынуждена считаться с нормами международного права и не нарушать их, с другой стороны , международное право служит средством для обоснования тех или иных дипломатических акций. Помимо этого, международное право определяет формы деятельности дипломатии, в частности в том, что касается функционирования дипломатических представительств, заключение международных договоров, проведению международных конференций, функционирования международных организаций, мирного разрешения международных споров, конфликтов.
4. Зарождение российской дипломатии и ее развитие до Нового времени.
История российской дипломатии ведет отсчет с 860 года, когда был заключен первый мирный договор между славянами и Византией. 10 февраля в России отмечают День дипломатического работника. Профессиональный праздник был учрежден указом президента Российской Федерации от 31 октября 2002 года в связи с 200-летием МИД России. Выбор даты праздника связан с историей Посольского приказа. Именно на этот день 1549 года приходится наиболее раннее упоминание первого внешнеполитического ведомства России. Сергей Лавров является 54-м главой внешнеполитического ведомства со времен правления Ивана Грозного. История российской дипломатии восходит к первому знаковому двустороннему акту IX века - договору "О мире и любви" с Византийской империей 860 года, в результате которого Русь впервые получила международное признание. К IX-X векам относится и зарождение древнерусской посольской службы, формирование иерархии дипломатов. Политическое расчленение страны на удельные княжества разрушило и единство внешней политики и дипломатии. Однако к XV веку в связи с окончательным свержением ордынского ига и созданием централизованного русского государства со столицей в Москве удельная дипломатия уступила место единодержавной. В конце XV века при Иване III потребовалось создание особого дипломатического ведомства. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские. В 1549 году Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все "посольское дело". Тем самым было положено начало Посольскому приказу как особому учреждению, ведавшему внешнеполитическими делами. Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70-м годам XVII века. Его отделы, или управления, называвшиеся повытьями, именовались по фамилиям их начальников-подьячих, затем по номерам - первое, второе, третье, четвертое. Лишь в 80-х годах XVII века, когда во главе Посольского приказа появились европейски образованные люди, распределение дел по отдельным повытьям стало приобретать региональный характер. В этот период делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах (Швеция - 1634 год, Польша - 1673 год). До 1699 года это были единственные постоянные русские миссии за рубежом. В 1718-1720 годах Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел. Во главе коллегии стояли президент и его заместитель. Она разделялась на два отделения - политический департамент (или секретная канцелярия) и публичную экспедицию. Секретная канцелярия занималась приемом и отзывом иностранных дипломатов в России, отправкой российских дипломатов за границу, дипломатической перепиской, делопроизводством, составлением протоколов. Публичная экспедиция ведала хозяйственными и почтовыми делами, а также делами народов, живущих в пограничных губерниях. В 1802 году манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. После Октябрьской революции 1917 года в соответствии с декретом II Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) "Об учреждении Совета народных комиссаров" был образован Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД). Однако в марте 1946 года внешнеполитическому ведомству СССР было возвращено его прежнее название - Министерство иностранных дел. Как складывалась структура МИДа. Министр, 8 заместителей, около 30 департаментов и 1 федеральное агентство по работе с соотечественниками - такова современная структура министерства. История многих подразделений насчитывает не одно столетие. Во второй половине XVIII века в рамках Коллегии иностранных дел к политическому департаменту и публичной экспедиции прибавился церемониальный департамент, отвечавший за работу с дипкорпусом. В 1796 году был создан особый департамент азиатских дел. В 1806 году была установлена новая структура канцелярии министра. В составе МИДа появились новые департаменты, в том числе экспедиция консульских дел, учебное отделение восточных языков, внутренняя хозяйственная часть, департамент внутренних сношений, департамент внешних сношений и др. К 1816 году МИД обрел четкую структуру, которая сохранялась стабильной до 40-х годов XIX века. Главой МИДа являлось второе после императора лицо в государственном управлении - министр иностранных дел в чине канцлера. Заместителями или помощниками министра назначались два статс-секретаря МИДа. Чиновникам присваивались ранги в соответствии с международной классификацией, установленной Венским конгрессом (1815). Принятые в 1815 году дипломатические ранги просуществовали в России до октября 1917 года.
5. Дипломатическая служба зарубежных стран в Новое время.
Для того, чтобы начать исследование методов дипломатии в Новое время, необходимо для начала обозначить его временные рамки. Новым временем в историографии обозначен период с XVI в. по 1919 г., ознаменовавшийся концом первой мировой войны и заключением Версальского мира. Новое время - это период расцвета торговли. Толчок этому дали географические открытия XV-XVI вв. Как следствие происходит расширение торговых связей и укрепление товарно - денежных отношений. Однако самым важным фактором являлось то, что торговые центры от Средиземного и Балтийского морей переместились к берегам Атлантического океана, а это, в свою очередь, привело к тому, что главную роль в международных отношениях Европы стали играть те государства, которые были ближе всего расположены к этим центрам. таким образом этими государствами оказались Испания, Португалия, Франция, Англия и Нидерланды. В это время внешняя политика государств была продиктована интересами династического порядка. Но нельзя не отметить тот факт, что на эту же политику огромное влияние оказывала растущая буржуазия. Она была заинтересована в захвате новых колоний и новых рынков. Важным условием для обретения могущества было обеспечение торгового преобладания всей страны. Эти интересы можно вскрыть и в основе большинства войн, происходивших в Европе XVI-XVIII столетий, и в содержании почти всех международных договоров этого времени. Тем же Целям служила тогда и европейская дипломатия. К концу XVI в. Англия стала именно тем государством, которая наиболее быстро пошла по капиталистическому пути развития, в следствие чего торговля развивалась крайне спешно, а как итог- буржуазная революция в XVII в. Матвеев В.М. Британская дипломатическая служба. М.,1984. С. 4. [Электронный ресурс] //URL: http://www.razym.ru/biz/politica/233276-matveev-vm-britanskaya-diplomaticheskaya-sluzhba.html. Победа буржуазной революции в Англии укрепила международное положение этой островной державы. И с этого момента внешняя политика этой страны меняется кардинально. Она начинает нести враждебный, боевой характер. Морское законодательство английского парламента открыто направляется против сильнейших торговых конкурентов -- Испании и Голландии. Эта борьба привела к войнам Англии с соперниками и закончилась победой, которая создала для Англии положение первенствующей морской державы. Тем не менее, если XVII в. был ознаменован владычеством Англии на морях, то на континенте Европы в этом же столетии укрепилось господство абсолютистско-феодальной Франции. Политика Ришелье и Мазарини содействовала укреплению централизованной государственной власти и окончательному подавлению своеволия крупных феодалов. Вместе с тем покровительством промышленности и торговле, поощрением судоходства, организацией крупных купеческих компаний, расширением колониальных владений правительство французской абсолютной монархии того периода содействовало усиленному развитию капиталистических отношений и упрочению международного влияния страны. Франция XVII в. усиливается за счет слабейших соседей -- Испании и Германии. В противоположность ей Священная Римская империя германской нации, оставшаяся в стороне от хозяйственных и политических центров Западной Европы, теряет свое международное значение и окончательно распадается на множество независимых мелких государств. Среди них постепенно усиливаются два новых политических образования -- Австрия и Пруссия. К XVIII в. борьба за господство в Европе все еще принадлежит Англии и Франции. Однако Испания и Нидерланды не остаются в стороне. В государстве, которое служит интересам развивающегося капитализма, буржуазия, передовой для того времени общественный класс, видит положительную силу. Политические идеологи XVI-XVII вв. -- Макиавелли в Италии, Боден во Франции, Гроций в Голландии, Гоббс в Англии -- развивают идею государства как высшего начала. Служение государственному интересу они провозглашают принципом внутренней и внешней политики. В практике международных отношений этого времени значительное распространение получают группировки и коалиции государств. Одни создаются для укрепления торговой гегемонии сильнейших держав, другие -- для самообороны слабейших против подавляющей силы соперника. В такой обстановке возникают новые правовые понятия: о политическом равновесии, о естественных границах государства, о праве войны и мира, о свободе морей, о незыблемости международного договора. Так закладываются основы науки международного права. Крупные европейские государства, которые сложились в XV-XVI вв., впервые создали соответствующие им постоянные центральные и местные учреждения -- бюрократию и армию. XVI в. был веком оформления дипломатической службы, центральных и местных учреждений, которые обслуживали внешнюю политику нового государства. В XVII в. даже крупные княжества Германии стали посылать за границу своих постоянных представителей Потемкин В.П. История дипломатии. В 3-х томах. Т.1. С.153. М., 1941. [Электронный ресурс] //URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2851807. Рассмотрим «идеалы» дипломатической службы в Италии. Нельзя не отметить тот факт, что в это время главным приоритетом становится «достижение общего блага» и в XVI в. один знаменитый мыслитель по имени Макиавелли в своем труде «Государь» утверждал, что глава государства может использовать любые средства, хитрить и обманывать или быть честным и все это для достижения только лишь одной цели - безграничного расширения своей власти Макиавелли Н. Государь. М., 1982. С. 32. [Электронный ресурс] //URL:http://www.twirpx.com/file/1371.html. Стоит отметить, что итальянцы, переняв от византийцев манеру к ведению нечестной дипломатии, на протяжении многих веков оставались верны себе, что еще раз доказал Макиавелли. О политическом реализме мыслителя, выросшем из потребностей эпохи, свидетельствует то, что его идеи разделялись крупнейшими политическими деятелями и дипломатами позднего средневековья и нового времени. XV - XVI вв.- это время гуманистов. Под их влиянием появляется тот стиль дипломатических депеш и донесений, который становится мало-помалу обязательным для каждого дипломата. Итальянские государи в XV и XVI вв. пользовались гуманистами в качестве своих секретарей по внешним делам: это способствовало введению в дипломатию изящного стиля речи и письма. Первым из представителей дипломатического красноречия был флорентийский канцлер, известный гуманист Колюччио Салютати. Письма его стали своего рода образцами для дипломатов XVI в. Не меньшее значение имели и донесения венецианских послов. Отчеты венецианских агентов за границей, которые предназначались для узкого круга лиц, просачивались и в широкую публику: сборники этих отчетов известны были уже в XVI в. Потемкин В.П. История дипломатии. В 3-х томах. Т.1. С.165. М., 1941. [Электронный ресурс] //URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2851807. С течением времени дипломатические институты Италии развивались и совершенствовались. Большое и значимое влияние на дипломатическую службу государства оказали идеи эпохи Просвещения. В XVII в. идеи свободы, равенства, учения о правах человека стали частью интеллектуального багажа молодых людей, которые стремились сделать карьеру на дипломатическом поприще. В XVIII в. в Италии впервые проводятся конкурсы на занятие должностей в государственном аппарате. Все это приводит к тому, что на дипломатической службе появляется много людей из среды прогрессивно настроенных буржуа и аристократов, большинство из которых были против объединения Италии. После объединения Италии в XIX в. внешнеполитическое ведомство повторяло «французскую модель». Это предполагало наличие трех видов дипломатической службы: в министерстве, в зарубежных представительствах и консульствах. Конкурс на место дипломата был очень сложный. Претендент на должность должен был обладать обширными знаниями в области государственного и международного права, уголовного права, торгового, гражданского, а также в области истории, иностранных языков, экономики и политики. Испания XVI в. предстает перед нами как государство алчное, жадное, готовое идти на любые жертвы ради наживы и территории. Политика Карла V в отношении укрепления международных отношений с другими государствами заключалась не только в ведении многочисленных войн, но и заключении браков. Нельзя сказать, что данный метод укрепления своего положения на международной арене являлся верным, и уж тем более действенным. Напротив, грандиозные планы правителя рухнули. После отречения Карла V от престола, на его место приходит Филипп II, его сын. Открытие в первой половине XIX в. испанских архивов позволило заглянуть в глубину поистине чудовищной дипломатии испанского абсолютизма времени упадка. У Филиппа II, кроме официальных дипломатических представителей во Франции, Англии и Нидерландах, была туча платных и добровольных шпионов. Они не только доносили королю обо всем, что делалось при враждебных и дружественных дворах, но и следили за самими испанскими дипломатическими представителями. В Нидерландах они вели наблюдение и за наместниками короля. Эта двойная дипломатическая бухгалтерия часто запутывала самого короля, который, не выезжая из Мадрида, хотел все знать и всем управлять при помощи бесконечной канцелярской переписки Ковалев А.Н. Азбука дипломатии. М., 1984. С. 56. [Электронный ресурс] //URL:http://www.razym.ru/biz/politica/64389-kovalev-an-azbuka-diplomatii.html. XVIII в. для Испании - век тяжелых потрясений, которые произошли из- за борьбы за испанское наследство. Государство было сильно истощено и в дипломатии не произошло каких- либо серьезных изменений. В 90-х г. XIX в. на фоне раздела мира Испания вступила в войну с США за его передел. Последняя одержала победу и в результате был подписан испано- американский договор, по которому Куба переходила к США. В XVI в. Франция идет по линии подъема. Именно в это время складываются основные линии внешней политики этого государства. Франция была крайне заинтересована в захвате Италии. Это и понятно. Италия- это легкая добыча, права на которую уже заявила Испания. И одним из самых значимых моментов в истории Франции стал захват в плен Карлом V Франциска I в битве при Павии. После этого французский правитель начинает переговоры с турецким султаном Сулейманом Великолепным, у которого просит помощи. За этим вскоре последовало знаменитое в истории европейской дипломатии соглашение о «капитуляциях», которое дало Франции широкие торговые и прочие привилегии в Турции. Основные линии французской политики, которые сделались своего рода аксиомами ее дипломатии, сохранялись и в XVII в. В XVII в. Генрих IV, благодаря усилиям своих дипломатов, выводит Францию на более высокий уровень развития. И если в XVI в. мы говорили о господстве Испании на международной арене, то сейчас все меняется в пользу Франции. Основным принципом политики французского правителя был принцип «политического равновесия». Если новое государство было национальным, т. е. строилось на основе хозяйственного единства территории и связанного с ним единства языка и культуры, то в своих отношениях к другим государствам оно стремилось обеспечить это целое от их посягательств. Практически во внешней политике это приводило к стремлению сохранить исторически сложившееся соотношение сил между европейскими государствами, создать противовес всякой быстро увеличивающейся державе, -- при захватах же, осуществленных сильнейшей державой, компенсировать слабейшие в целях восстановления все того же «равновесия» Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1961. С. 86. [Электронный ресурс] //URL: http://www.bookvoed.ru/book?id=1672202. Важно отметить, что в этот период французская дипломатия встала на путь обмана и лжи. Параллельно с открытой дипломатией, Генрих вел еще и тайную, в которой всячески пытался противодействовать планам английских моряков и торговцев и проискам английских дипломатов в Италии и на Востоке, хотя утверждал, что намерен поддерживать с Англией исключительно теплые дружеские отношения. Важным и даже переломным моментом в истории дипломатии стала Тридцатилетняя война, продолжавшийся с 1618 по 1648 военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и Европе, которая затронула практически все европейские государства. Ее итогом стал Вестфальский мир и Вестфальская система международных отношений. Вестфальским миром история дипломатии начинает обычно историю европейских конгрессов. Позже, во второй половине XVII в., Франция вела вполне успешную завоевательную политику, которая в том числе представляла собой борьбу между тремя сильнейшими государствами (Англией, Францией и Испанией) за колонии. Война за испанское наследство в XVIII в. сильно усугубило положение Франции. Ее мощь и гегемония пошли на спад. Во второй половине XVIII в. происходит французская буржуазная революция, которая коренным образом изменила дипломатию этого государства. Теперь послы и министры стали назначаться из аристократических фамилий, тесно связанных с двором. Немногочисленные чиновники министерства подбирались чаще всего из буржуазных фамилий, члены которых уже служили в министерстве или при дворе. Попав в министерство, они служили там до конца своих дней. То были большей частью люди надежные, покорные, верные и хорошо обеспеченные жалованьем. Министерство состояло из двух «политических управлений», разделенных по территориальному признаку. Первое вело переписку с государствами Западной и Центральной Европы и Америки; второе -- с Восточной и Южной Европой и скандинавскими государствами. Кроме этих двух управлений, существовали еще вспомогательные отделы Потемкин В.П. История дипломатии. В 3-х томах. Т.1. С.206. М., 1941. [Электронный ресурс] //URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2851807. В 1791 г. Законодательное собрание Франции избрало Дипломатический комитет из 12 членов для наблюдения за деятельностью министров и ознакомления с важнейшей перепиской с иностранными державами. Дипломатический комитет должен был обновляться каждый месяц на одну треть. В него наряду с более умеренными депутатами избрали и главарей жирондистов Никольсон Г. Дипломатия. М., 1941.С. 135 [Электронный ресурс] //URL:http://www.twirpx.com/file/10323/. В XIX в. на судьбу внешней политики Франции повлиял Наполеон Бонапарт. Именно он захотел расширить свои владения и начал свои знаменитые завоевания по Европе. Однако он был повержен Россией и итогом стал Венский конгресс. Конгресс определил новую расстановку сил в Европе, сложившуюся к концу наполеоновских войн, на долгое время обозначив ведущую роль стран-победительниц -- России, Пруссии, Австрии и Великобритании -- в международных отношениях. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений, и был создан Священный союз европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий. История английской дипломатии в XVI в. значительно отличается от французской. Во Франции абсолютная монархия была сильна, как нигде. Наоборот, в Англии, даже в пору наибольшей мощи королевской власти, парламент, где господствовали лорды и торговая буржуазия, не переставал существовать, производя давление на королевскую власть и ограничивая ее. В XVI в., особенно во второй его половине, Англия вела ожесточенную борьбу с Испанией. Эту политику делали не столько короли Англии и английское правительство, сколько английские корсары, арматоры, купцы, а самое главное дипломаты. В XVII в. в Англии произошло событие, которое повлияло на весь ход истории этой страны, а именно английская буржуазная революция. Дипломаты английской буржуазной революции делали то, что в XVI в. совершали купцы, корсары и арматоры Англии, даже не прибегая к помощи своего правительства. Теперь они сами стояли у власти: их правительством был сначала выражавший их интересы парламент, затем -- их диктатор Оливер Кромвель Торкунов А.В. Современные международные отношения. М., 1999. С. 169. [Электронный ресурс] //URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/. Нужно отметить, что главной целью победившего класса - буржуазии и нового дворянства - было восстановление дипломатических отношений с державами континента. Важным моментом было и то, что в конце 40-х и начале 50-х гг. внешняя политика и дипломатия английской революции находились в ведении парламента. После разгона его «охвостья», в 1653 г., она целиком сосредоточилась в руках самого Кромвеля. Дипломатические агенты этих держав в большинстве случаев продолжали жить в Лондоне, но воздерживались от сношений с новым правительством, не имея новых верительных грамот от своих государей, которые не спешили признать республику. Известно, что французское правительство опоздало сделать представление в пользу приговоренного к смерти короля Карла I, а французский посол в Лондоне Бельевр даже не попросил с ним свидания. Его поведение тем не менее было впоследствии оправдано в королевском совете. Наиболее снисходительным к республике оказалось самое нетерпимое из всех правительств -- испанское. Испанский посол в Лондоне дон Алонсо Карденья, хотя и не получил новых верительных грамот, был тем не менее уполномочен войти в тайные сношения с республиканским правительством Потемкин В.П. История дипломатии. В 3-х томах. Т.1. С.254. М., 1941. [Электронный ресурс] //URL:http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2851807. XVIII в. -- время, которое создало великую Английскую империю, -- был временем ожесточенного поединка за эту империю между Францией и Англией. Основным направлением внешней политики Англии было завоевание Индии. И, нужно отметить, действовали они очень успешно. Англичане захватили крупнейшие пункты торговли на обоих побережьях Индостана. Местные князьки (раджи и султаны) сохраняли свою власть, но Ост - Индская компания брала у них на откуп сбор податей, которые затем нещадно выколачивались у населения. Доходы раджей зависели, таким образом, от деятельности компании. Раджи сделались пайщиками и соучастниками эксплуатации страны компанией, которая крепко держала их в руках благодаря неслыханным барышам от откупов и торговли Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996. С. 211. [Электронный ресурс] //URL: http://ru.scribd.com/doc/. Во второй половине XVI в. на международную арену выступает и Московское государство, сложившееся как национальное целое столетием раньше. Первоначально оно носило скромное название «Московского великого княжества» и представляло собой по форме феодальную монархию. Новое государство, объединившее под своей властью обширные пространства Восточной Европы, заняло видное международное положение Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1961. С. 96. [Электронный ресурс] //URL: http://www.bookvoed.ru/book?id=1672202. Основными направлениями во внешней политики того времени были развитие дружественных отношений с Турцией, остро стоял вопрос о воссоединении русских земель, захваченных Польско-Литовским государством, усиление связей с Западом. Сильное централизованное государство, каким становилось Московское царство в середине XVI в., не могло расти и развиваться без непосредственного общения с более культурными странами Запада. Экономические и военные интересы государства требовали усиления связей с Западом и привлечения оттуда специалистов. Однако этот пункт представлял из себя наиболее сложно выполнимую задачу, потому что улучшить отношения с Западом можно было лишь благодаря выходу к Балтийскому морю, который был перекрыт Ливонией. Сначала была сделана попытка разрешить балтийскую проблему дипломатическим путем, однако она провалилась, и в 1558 г. между Ливонией и Московским государством началась война, которая позже переросла в конфликт общеевропейского масштаба. Но, несмотря на проявленное мастерство русских войск и русских дипломатов, планам Ивана IV было не суждено сбыться.
|
|||
|