Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.



Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А. концепция

Б. мысль

В. ощущение

Г. умозаключение

Д. эксперимент

Е. наблюдение

Ж. проблема

З. образ

И. суждение

 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

 
           

 

       

Творческое задание 

Часть 3

ТЕКСТЫ

1. Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. В этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум… стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное»…

Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой – общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила. Именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением.

Таким образом, достоверность и истинность всех этих промежуточных звеньев коренится в последнем счете в достоверности и истинности указанных двух элементов, соединенных в них посредством логических операций: ощущений и общих положений. Все, что лежит между тем и этим, доказывается из них путем применения логических законов.

(В. Виндельбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи)

С 1

Найдите в тексте определение автором основы научного мышления. Какой довод автор приводит в обоснование своего суждения?

С 2

В чем автору видится различие между эстетическим (художественным) и научным познанием? Назовите еще два различия между этими типами познания

С 3

Что, по мнению автора, представляет собой процесс научного познания? На какие две его черты он указывает?

С 4

Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите любые четыре логические операции

2. Современная наука все более полно охватывает многообразные отношения и связи человека с миром (…)

Человек изучается то, как продукт биологической эволюции – вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса – личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т.д.

Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности (..)

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе.

Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах человеческого развития, об истинных потенциалах этого развития, еще крайне недостаточно использующихся обществом.

Благодаря крупным достижениям в научном познании человека и ускорению прогресса в этой области уже в настоящее время жизнь обогащается более эффективными средствами организации производства, градостроительства, массовых коммуникаций и обучения на всех уровнях образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д. (…) В ближайшее десятилетие теоретическое и практическое человекознание станет одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки.

Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

(Б.Г. Ананьев)

С 1

Какие три важные особенности развития современной науки, связанные с проблемой человека, называет автор?

С 2

В чем, по мнению автора, состоит специфика современных подходов к изучению человека и значение человекознание в целом?

С 3

Назовите любые три выделенные автором аспекта изучения человека современной наукой. Укажите конкретную науку, изучающую каждый из них.

С 4

Опираясь на текст и обществоведческие знания, поясните, почему значение человекознания для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе. Приведите три пояснения.

С 5

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «обыденное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о специфичности данного вида познания.

2.Назовите две особенности современной науки

3.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о науке. 

4.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.

5.Назовите любые три вида познания.

6.Укажите четыре отличия знания от веры.

С 6

1.Сталкиваясь с неизвестным явлением, исследователь выдвигает новую концепцию или меняет существующую теорию. Приведите три возможных примера, иллюстрирующих этот процесс.

2.Назовите два различных подхода к вопросу о возможности познания человеком мира. Приведите по одному примеру, подтверждающему (иллюстрирующему) позиции обеих сторон.

3.Раскройте на примерах методы, присущие научному познанию (не менее трех). Назовите каждый метод и приведите соответствующий пример.

4.Раскройте на примере теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания.

5.Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

6.Проиллюстрируйте примером теоретическое положение о том, что истина всегда конкретна.

7.Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

8.Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примером.

9.Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждый из них примером.

С 7

1.Существует мнение, что в основе многих научных представлений лежат положения, которые были присущи мифологическим и религиозным взглядам на мир. Сформулируйте свое мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

2.Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого. Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них.

3.Во время лекции ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какую особенность научного познания указывал философ? Объясните, как вы понимаете его слова. Укажите любые две неупомянутых особенности научного познания.

4.Мудрецы прошлого говорили о человеческой мудрости:

«Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость» (Сократ); «Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что она никогда не охватит собою весь мир» (Конфуций); «Многознание не научает быть мудрым» (Гераклит Эфесский).

Что объединяет все представленные высказывания? Сформулируйте собственное оценочное суждение по заявленной мудрецами проблеме.

5.Прочитайте фрагмент из стихотворения латиноамериканского поэта Хуана Лопеса Портильо.

«О, господи! Я жив, я есть! - смог он пробормотать, -

Еще страдаю! Вижу звезды! Меня ты не оставил!

Я - боль, я свет!..

Всего три вещи составляют суть сокровенную людей.

Но только две всегда угодны богу:

любовь и боль.

Любовь - объединяет, боль и страдания - разъединяют.

В том состоит гармония Вселенной. Приобретенье -

и расплата. Вот так поддерживается равновесье,

зовущееся в мире правосудьем божьим.

Так понимаю я и говорю.

А третье свойство человека - знание.

Однако же оно питает высокомерие и тщеславие».

Как вы думаете, почему поэт называет знание неугодным богу свойством человека? Какие свойства личности формируют у человека многие и глубокие знания? Сформулируйте собственное оценочное суждение о роли знаний в формировании личности.

6.«В начале ХIХ в. в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства». Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?

7.«На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсуствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета происходили аварии самолетов. Н.Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математичсекую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Е. Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных Н.Е. Жуковским». Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

8.«Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое, на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все знания объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь получаем целостное представление, целостное знание об объекте». Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.

9.Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Какой из методов научного познания нашел отражение в данном сообщении? Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

С 8

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

С 8.1 Философия «Познаваем лишь мир явлений; вещи же в себе познанием не достигаются, они неуловимы» (И. Кант).  

 

С 8.2 Философия 1. «Чем меньше человек знает, тем меньше он сомневается; чем меньше он открыл, тем меньше он видит то, что еще остается открыть» А.Тюрго). 2. «Не стоит обожествлять интеллект. У него могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).  

 

С 8.3 Социальная психология 1. «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком» (Д.Дидро) 2. «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).  

 

С 8.4 Философия 1. 1. «Факты, как таковые, не имеют смысла. Придать им смысл могут только наши решения» (К. Поппер). 2. 2. «…Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с помощью законов» (Р. Карнап).  

 

С 8.5 Философия 1. «И познаете вы истину и истина сделает вас свободными» (Библия. Евангелие от Иоанна. 8:32). 2. «Истина – дочь времени» (Цицерон).  

 

С 8.6 Философия «Кто хочет мыслить, должен спрашивать» (Х.Г. Гадамер).

 

 

Ответы необходимо присылать на электронную почту ieviev@mail.ru. Если будут вопросы, их можно направлять в вацапе по телефону 9505620531, или обсудить по скайпу, предварительно сообщив про связь по скайпу по данному номеру. Все темы уроков снабжены презентациями с датами, выставленными на сайте СУНЦ в разделе «кафедра гуманитарного образования».

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.