Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Почему позиция русских мыслителей постичь в первую очередь себя оказалась нами напрочь забытой?



- Почему позиция русских мыслителей постичь в первую очередь себя оказалась нами напрочь забытой?

- Причина – власть стереотипов, сформированных во время «серебряного века».

– А как воспринимает Ваши взгляды на историю русской философии современная молодежь, например, ваши студенты?

- Значение личности для молодежи очевидно, и надо только разъяснить (избегая нравоучительности), что русские мыслители XIX века не случайно говорили о духовной личности, подчеркивали, что настоящая личность не просто обладает «духовным измерением», но что такое измерение составляет вертикаль человеческой личности.

- Что вы порекомендуете читать нынешним молодым людям для того, чтобы они лучше поняли современную Россию?

- Прежде всего, нужно настроиться на самостоятельное понимание России. Все мы знаем строки: «Умом Россию не понять…» Николай Страхов замечательно их прокомментировал: «Россию не понять чужим умом». Необходимо воспитать в себе свой собственный ум. А это – личное дело каждого человека, главная его задача.

 Чтение книг русских философов XIX века позволяет так же наслаждаться чистотой и силой философского языка, как и чтение их великих современников в литературе – чистотой и силой художественного слова.

- Многих привлекает в философии Владимира Соловьева и его последователей то, что эта философия религиозна, затрагивает важные богословские вопросы. А как обстоит в этом плане дело с ценимыми Вами русскими философами XIX века?

- Что касается русских философов XIX века, ясно различавших философию и богословие, то они видели и важнейшее звено, соединяющие метафизику человека с учением о Боге. Вениамин Снегирев сказал на эту тему так: «Чем яснее сознаёт человек свою собственную личность – тем яснее в нем сознание Личности Бога». И еще слова того же философа: «Всякое несчастие, страдание, повышая самочувствие и самосознание, повышает и религиозное чувство». Это к упреку в «самодовольстве», но и не только. Русские философы золотого века национальной культуры умели сказать существенно важное с религиозной (а точнее, христианской) точки зрения, не вторгаясь «с саблей наголо» в область богословских догматов, но раскрывая неисчерпаемую глубину человеческой личности.

Выводы

Философские труды любого «формата» имеют свое строение, существенно отличное от строения художественных произведений, свои законы развития «философских сюжетов», если угодно, свою характерную словесность.

Настоящее историко-философское познание имеет существенно творческий характер, учит нас углублять и развивать идеи, намеченные мыслителями прошлого. Именно так и происходит творение нового – на почве традиции, из чистых источников традиции.

Философия человека является, прежде всего, философией самосознания (а не «бессознательного», «сверхсознания» и проч.).

Что касается русских философов XIX века, ясно различавших философию и богословие, то они видели и важнейшее звено, соединяющие метафизику человека с учением о Боге. Русские философы золотого века национальной культуры умели сказать существенно важное с религиозной (а точнее, христианской) точки зрения, не вторгаясь «с саблей наголо» в область богословских догматов, но раскрывая неисчерпаемую глубину человеческой личности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.