|
|||
А более конкретно, чего же мы достигли в философии в то время? Какой метафизике созвучны образы, которые мы находим в произведениях классиков нашей художественной литературы?- А более конкретно, чего же мы достигли в философии в то время? Какой метафизике созвучны образы, которые мы находим в произведениях классиков нашей художественной литературы? - Это – выяснение той решающей роли, которую играет в жизни человека его личное самосознание. Поэтому философия человека является, прежде всего, философией самосознания (а не «бессознательного», «сверхсознания» и проч.). Как писал Виктор Несмелов, убежать от философии – значит убежать от сознания самого себя. Мне представляется, что и для современного человека тема его самосознания – а, следовательно, и его самооценки, и его жизненного самоопределения – остается ключевой. – Как же личное самосознание совмещается с нашим исконным коллективизмом, с «соборностью»? - Термин «соборность» имеет ясный смысл только в сфере церковной жизни, о чем неоднократно говорил А. С. Хомяков. А чего стоит наша политизированная «соборность», показывают хотя бы бесконечные раздоры политических организаций, каждая из которых украшает этим словом свои программы и уставы. И раздоры будут продолжаться, пока мы не усвоим: «Все коллективности, общество, государство – все это имеет смысл только как среда развития и жизни личности …и если мы ослабляем ее силу и способность творчества – мы губим все коллективности». Это слова Л. А. Тихомирова, который после долгих и драматических исканий пришел к идеям русских философов-персоналистов XIX в. Даже западные «персоналисты», типа Э.Мунье, утверждают: «познать личность можно только как другую личность». Напротив, русская философия в том ее направлении, которое явно доминировало в XIX в., была метафизикой самосознания, настоящим исполнением завета: «Познай самого себя».
|
|||
|