|
|||
Надо ли создавать новую «метафизику XXI века» или достаточно глубже взглянуть на историю русской философии, направить основные усилия на открытия в этой области?- Надо ли создавать новую «метафизику XXI века» или достаточно глубже взглянуть на историю русской философии, направить основные усилия на открытия в этой области? - Настоящее историко-философское познание имеет существенно творческий характер, учит нас углублять и развивать идеи, намеченные мыслителями прошлого. Именно так и происходит творение нового – на почве традиции, из чистых источников традиции. - Историки отечественной философии не вернули нам всего многообразия точек зрения, всей полифонии, ансамбля русской философской мысли. Значит, сужение круга философского поиска объясняется ограниченностью содержимого книжных полок? - Вместо самостоятельного научного поиска все ограничивается слегка завуалированным копированием книг по истории русской философии, написанных в эмиграции теми же представителями или продолжателями философии «серебряного века». А в этих книгах серьезно прослежена только одна линия русской философии – от Владимира Соловьева к его последователям в начале ХХ века. Больше ничего в русской философии, по большому счету, как бы и не было. А было, на деле, еще очень многое и глубоко ценное. - Судя по вашей книге «Трагедия русской философии», вы все-таки сумели сказать новое слово в области истории русской философии. Расскажите, как вам это удалось. - Я предпочел путь самостоятельных занятий философией и поэтому, смею думать, не стал заложником стереотипов, не только «советских», но и «антисоветских». Я просто читал работы русских философов и размышлял над прочитанным. Читал, естественно, первоисточники, оригинальные труды дореволюционных мыслителей. Мне посчастливилось узнать «из первых рук» русских мыслителей XIX века, для которых «основной вопрос философии» был вопросом о человеке, о значении и тайне конкретной человеческой личности. Отмечу еще раз: все это произошло еще в советское время, и поразившее меня открытие как раз и побудило рассказать о нем на страницах ленинградского «самиздата». Первая «несамиздатская» публикация по истории русской философии появилась у меня только в 1990 году. Практически все воспринимали «открытые» мной имена ряда русских философов XIX века и их идеи как нечто «неслыханное» в буквальном смысле слова. Даже многие «специалисты по истории русской философии», как выяснилось, толком ничего не знали о Петре Астафьеве, о Вениамине Снегиреве, о Павле Бакунине (брате знаменитого анархиста), не читали таких выдающихся произведений, как «Наука о человеке» Виктора Несмелова или «Мир как целое» Николая Страхова. Получалось, что я действительно совершил открытие не только для себя (как я считал раньше), но и для других.
|
|||
|