Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Повесть об Азовском осадном сидени донских казаков»



«Повесть об Азовском осадном сидени донских казаков»

Данная повесть возникла в казачей среде и запечетлела самоотверженный подвиг горстки смельчаков, которые не только захватили в 1637 г. турецкую крепость Азов, но сумели отстоять ее в 1641 г. от значительно превосходивших сил врага. На поэтической «Повести» прослеживается процесс демократизации жанра исторической повести.

Отличительная особенность повести — ее герои. Это не выдающаяся истоическая личность правителя государства, полководца, а небольшой коллектив, горстка отважных и мужественных смельчаков-казаков, из них основную массу качества составляют бывшие холопы, свершивших героический подвиг не ради личной славы, не из корысти, а во имя своей родины — Московского государства. Высокое чувство национального самосознания, чувство патриотизма вдохновляет их на подвиг.

Ставя целью прославлене и возвеличение подвига казаков, автор гиперболически изображает приход вражеских сил под Азов.

Ведь против 5000 казаков выступают силы турецкого султана в 300 000! И несмотря на это, казаки гордо и с презрением отвергают предложение послов о мирной сдаче города и принимают неравный бой.

Прощание казаков — самое поэтическое место повести, отразившее особенности казачьего фольклора. Предварительно они прощаются со своей родиной, с родными степями и тихим Доном Ивановичем. Казаки прощаются не только с родной природой, но и со своим государем, который является для них олицетворением Русской земли.

Автор повести не может не отдать дань трдиции, прославляя самоотверженный подвиг казаков. Победа, достигнутая казаками, объясняется результатом чудесного заступничества небесных сил во главе с Иоанном Предтечей. Однако религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического подвига защитников Азова.

Традициионные картины боя, взятые автором повести из арсенала художественных средств повестей о Мамаевом побоище.

В повести выражено стремление создать образ «массы», передать ее чувства, мысли и настроения, а также дано утверждение силынародной, торжествующей над «силами и пыхами» «царя турского».

Выступая от имени всего войска Донского, автор стремится убедить правительство Михаила Федоровича «принять» «свою государеву вотчину Азов град».

Героическая оборона казаками крепости Азов в 1641 г. получила отражение и в «документальной» повести, лишенной художественного пафоса, свойственного повести «поэтической».

В последней четверти XVII в. сюжет исторических повестей об азовских событиях (1637 г. и 1641 г.) под воздействием казачьих песен. «Сказочная» повесть об Азове содержит три части: сказание о захвате в плен казаками дочери азовского паши, о взятии крепости Азов казаками хитростью и описание осады захваченной казаками крепости турками.

Первая часть повествут о том, как казаки напали на караван турецких судов.

О том, как, переодевшись купцами и спрятав воинов в телегах, казаки хитростью взяли Азов, рассказывается во второй части повести.

Третья часть посвящена избражению осады Азова турецким царем Брагимом. По сравнению с поэтической повестью здесь введен ряд занимательных бытовых эпизодов: переговоры с татарскими гонцами, пленение турками казачьих лазутчикови их освобождение. Выделяет сказочная повесть и отдельных героев событий, описывая их боевые подвиги. Рядом с казаками действуют и их мужественные жены: они кипятят воду для обливания ею врагов со стен, оплакивают павших, оберегают детей.

«Сказочная» повесть об Азове свидетельствует о развитии занимательности в повествовании, заинтерисовывает своих читателей рядом вымышленных эпизодов, бытовыми подробностями.  

   

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.