Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мохова Лада 19ИПД1. Литература первой половины 17-го века. Конспект. Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского» (из главы: Повести о Смутном времени)



Мохова Лада 19ИПД1

Литература первой половины 17-го века

Конспект

«Плач о пленении и конечном разорении Московского государства»

Данное произведение близко к «Новой повети». «Новая повесть» — публицистическое агитационное воззвание. Анонимный «Плач» возник, по предположениям С.Ф. Платонова летом—осенью 1612 г. после взятия поляками Смоленска и сожжения Москвы.

По своему характеру “Плач” напоминает произведения XIII—XIV вв., в которых древнерусские книжники пытались понять причины “гибели Руси” во время татаро-монгольского нашествия. В риторической форме оплакивается падение «пирга (толпа) благочестия», разорение «богонасажденного винограда». Автор стремится выяснить причины, которые привели к «падению превысокой России», используя форму назидательной краткой «беседы».

В данном случае автор “Плача” неслучайно употребляет понятие «мы» — «и покрылись мы ложью». Дело в том, что столь глобальные потрясения могли быть вызваны лишь глобальной же греховностью всего русского общества. Идея глобального, всеобщего греха — одна из главных идей «Плача». Именно за всеобщие грехи явился на Русь «предтеча богоборного Антихриста», «сын тьмы», «родич погибели» — Лжедмитрий I, с появлением которого и связывают начало собственно Смутного времени.

Это произведение не зовет к борьбе, а лишь скорбит, убеждает искть утешения в молитве и уповании на помощь Божию.

 

«Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского» (из главы: Повести о Смутном времени)

«Повесть» является непосредственным откликом на события. Внезапная смерть Скопина-Шуйского в двадцатилетнем возрасте (апрель 1610 г.) породила различные толки, а эти толки отразились в народных песнях и сказаниях, литературной обработки которых и является повесть.

Она начинается риторическим книжным вступлением, где возводят род Скопина-Шуйского к Александру Невскому и Августу-кесарю.

Центральный эпизод повести — описание пира-крестин у князя Воротынского. Включая ряд бытовых подробностей, автор обстоятельно рассказывает о том, как герой был отравлен женой своего дяди Дмитрия Шуйского, дочерью Малюты Скуратова.

Вторая часть повести, посвещенная описанию смерти героя и всенародного горя по поводу его кончины, выполнена в традиционной книжной манере. Плачи матери и жены почти целиком восходят к традиции устной народной притчи.

Повесть носит антибоярскую направленность: Скопий-Шуйский отравлен «по совету злых изменников» — бояр, только они не скорбят по полководцу.

Повесть прославляет Скопина-Шуйского как национального героя.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.