|
|||
Мохова Лада 19ИПД1. Литература первой половины 17-го века. Конспект. Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского» (из главы: Повести о Смутном времени)Стр 1 из 3Следующая ⇒ Мохова Лада 19ИПД1 Литература первой половины 17-го века Конспект «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» Данное произведение близко к «Новой повети». «Новая повесть» — публицистическое агитационное воззвание. Анонимный «Плач» возник, по предположениям С.Ф. Платонова летом—осенью 1612 г. после взятия поляками Смоленска и сожжения Москвы. По своему характеру “Плач” напоминает произведения XIII—XIV вв., в которых древнерусские книжники пытались понять причины “гибели Руси” во время татаро-монгольского нашествия. В риторической форме оплакивается падение «пирга (толпа) благочестия», разорение «богонасажденного винограда». Автор стремится выяснить причины, которые привели к «падению превысокой России», используя форму назидательной краткой «беседы». В данном случае автор “Плача” неслучайно употребляет понятие «мы» — «и покрылись мы ложью». Дело в том, что столь глобальные потрясения могли быть вызваны лишь глобальной же греховностью всего русского общества. Идея глобального, всеобщего греха — одна из главных идей «Плача». Именно за всеобщие грехи явился на Русь «предтеча богоборного Антихриста», «сын тьмы», «родич погибели» — Лжедмитрий I, с появлением которого и связывают начало собственно Смутного времени. Это произведение не зовет к борьбе, а лишь скорбит, убеждает искть утешения в молитве и уповании на помощь Божию.
«Повесть о преставлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского» (из главы: Повести о Смутном времени) «Повесть» является непосредственным откликом на события. Внезапная смерть Скопина-Шуйского в двадцатилетнем возрасте (апрель 1610 г.) породила различные толки, а эти толки отразились в народных песнях и сказаниях, литературной обработки которых и является повесть. Она начинается риторическим книжным вступлением, где возводят род Скопина-Шуйского к Александру Невскому и Августу-кесарю. Центральный эпизод повести — описание пира-крестин у князя Воротынского. Включая ряд бытовых подробностей, автор обстоятельно рассказывает о том, как герой был отравлен женой своего дяди Дмитрия Шуйского, дочерью Малюты Скуратова. Вторая часть повести, посвещенная описанию смерти героя и всенародного горя по поводу его кончины, выполнена в традиционной книжной манере. Плачи матери и жены почти целиком восходят к традиции устной народной притчи. Повесть носит антибоярскую направленность: Скопий-Шуйский отравлен «по совету злых изменников» — бояр, только они не скорбят по полководцу. Повесть прославляет Скопина-Шуйского как национального героя.
|
|||
|