В.И. Загвязинский
В.И. Загвязинский
6. Сущность дидактических принципов и особенностей их реализации
Принципы обучения – это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.
Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:
- Сознательность и активность;
- Наглядность;
- Системность и последовательность;
- Прочность;
- Научность;
- Доступность;
- Связь теории с практикой.
Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Правила обучения:
1. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы, ее важности и значения – необходимое условие сознательного обучения.
2. Необходимо обучать так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно глубоко не осознав их.
3. Осмысление каждого слова, предложения, понятия, раскрытие их. Не следует вводить понятий, которые в дальнейшем не будут раскрыты.
4. Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.
5. Неизвестное необходимо логически увязывать с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.
6. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.
7. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но необходимо всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.
8. Следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.
9. По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет на практике.
10. Необходимо постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовались с личными и общественными потребностями.
11. Приучать думать и действовать самостоятельно. Не допускать подсказывания, пересказывания и копирования.
12. Развивать творческое мышление посредством всестороннего анализа проблем, познавательные задачи решать несколькими логически различающими способами, чаще практиковать задания.
13. Мастерство задавать вопросы и выслушивать ответы – одно из важных условий стимулирования и поддержания активности. Какой вопрос – такой ответ, как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя.
Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Принцип системности и последовательности - это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.
Правила обучения:
1. Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание изучаемого материала на логически завершенные части.
2. Основательное раскрытие и рассмотрение каждого вопроса, пункта плана.
3. Надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения.
4. Следует составлять «опорные» конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.
5. Чаще повторять ранее усвоение, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.
6. Проводить повторение изученного не только в начале урока, занятия и не только в конце с целью закрепления полученной информации, но также по завершении каждого логически законченного отрезка обучения.
7. Следите за способом и формой выражения мыслей.
8. Понимание системы требует логики, а формирование ее – чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побеждают к действию.
9. В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.
10. Важно учить и приучаться к систематическому анализу собственных ошибок.
Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.
Принцип прочности - основательное изучение материала.
Правила обучения:
1. Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
2. Хорошо запоминается сознательно усвоение, осмысленное.
3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.
4. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.
5. Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.
6. Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.
7. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
8. Необходимо пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.
9. Следует избегать легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.
Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.
Правила обучения:
1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
2. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.
4. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.
5. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.
6. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
7. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.
8. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.
Таблица
Принцип обучения
| Правила реализации принципа
| Принцип сознательности и активности
| 1. Четкое понимание целей и задач педагогической работы, которую предстоит выполнить педагогу. Данное условие является одним из основных, так как понимание педагогом целей и задач способствует тому, что педагог сможет их донести до учащихся, объяснит их важность, значение и перспективы.
2. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся понимали, зачем и для чего они это изучают. Понимание будет способствовать тому, что процесс усвоения учебного материала будет не механический, а осознанный.
3. Обеспечить учащимся понимание всего учебного материала в общем, каждого слова, понятия, формулы и т.д.
4. Использовать в процессе обучения силу взаимообучения – создание условий для групповых и коллективных форм поиска и усвоения новой учебной информации, ответа на проблемный вопрос или решения проблемной ситуации. Довольно часто информация, которая исходит от сверстников, воспринимается намного лучше, чем информация, переданная педагогом.
5. Учащиеся должны видеть и понимать логику подачи учебного материала. В том случае, если они не видят логики, то в процессе обучения не присутствует сознательность получения знаний и умений.
6. Процесс обучения будет более продуктивным, если каждое новое правило, аксиома или постулат будут сопровождаться необходимым количеством примеров, для того чтобы учащиеся имели представление о его применение на практике и в повседневной жизни.
7. Необходимо учить, опираясь не только на собственный педагогический авторитет, но и с опорой на доказательствах, основанных на разуме и чувствах.
8. Педагог должен как можно чаще задавать учащимся вопрос «почему?», это научит их мыслить и понимать причинно-следственные связи, которые являются одним из основных условий развивающего обучения.
9. Учебный материал необходимо не просто пересказывать учащимся, а приводить примеры его применения на практике.
10. Процесс обучения должен соответствовать индивидуальным интересам учащихся, их необходимо развивать и направлять так, чтобы личные интересы каждого учащегося были согласованы с общественными потребностями.
11. Необходимо приучать детей мыслить и действовать самостоятельно, не допускать механического пересказывания и копирования учебного материала в собственных работах, а также не допускать подсказывания.
12. Делать упор на развитие творческого мышления посредством всестороннего анализа различных проблем, решения познавательных и логических задач с использованием нескольких способов и методов, вводить в процесс обучения разнообразные творческие работы.
13. Обучать детей правильно задавать вопросы и выслушивать на них ответы. Это является одним из важнейших условий стимулирования и поддержания активности.
| Принцип систематичности и последовательности
| 1. Обязательное планирование учебной работы, с целью соблюдения условия преемственности и установления ассоциаций во время усвоения учебного материала. Например, после проведения теоретических занятий и ознакомления с новым учебным материалом проводить практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в практической и повседневной деятельности.
2. Не допустимо переходить к изучению нового учебного материала, если педагог не уверен в том, что предыдущий материал достаточно хорошо усвоен. Данную проблему необходимо решать всеми возможными способами, даже если педагог ограничен рамками учебной программы и количеством часов, отведенных на изучение темы (раздела, дисциплины и т.д.).
3. Допустимо и целесообразно использовать технологию «опережающего обучения». На каждом учебном занятии, при изучении любой учебной информации вводить понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. Для начинающего педагога соблюдение данного условия достигается посредством подготовки не только к текущему уроку, но и к следующему.
4. Постоянное повторение пройденного учебного материала. Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее.
Например, использование репродуктивного метода, который ориентирует на повторение услышанного от педагога или только что прочитанного учебного материала.
| Принцип наглядности
| 1. Комплексное применение разнообразных приемов наглядности.
2. Использование обратной связи.
3. Применять с учетом особенностей психического развития занимающихся разного возраста: - младший возраст – чувственное восприятие (зрительная, слуховая, двигательная наглядность), - старший возраст – образное и логически-смысловое восприятие (словесная, образная наглядность).
4. Следует опираться на впечатление, которые уже были в опыте занимающегося. 5. Приемы наглядности через внешний образ двигательных действий (слух, зрение) должны содействовать сознанию образа динамики мышечных сокращений (двигательных).
| Принцип связи теории с практикой
| Принцип основан на центральном понятии философии: практика – основной материал для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. К практической стороне педагогики относится опыт предков, наблюдения педагогов, экспериментальная педагогическая деятельность и т. д. Практически полученные знания являются наиболее достоверным источником получения информации. Однако сама по себе информация, полученная в ходе практической деятельности, не может быть двигателем педагогической науки и не имеет ценности. Возможность использования результатов педагогической практики осуществляет тщательная их переработка, которая включает систематизацию, исследование и анализ, выводы и создание на их основе педагогических выкладок и теорий, которые, при условии дальнейшего успешного исследования, будут включены в систему педагогических научных знаний.
| Принцип научности
| Принцип заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения, отвечающей следующим требованиям: ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания, методы изложения этих знаний должны соответствовать конкретной научной области, к которой они относятся. Человеку необходимо привить понимание того, что наука приобретает все большее значение в жизни и повседневной деятельности человека, а не только является необходимостью для осуществления профессиональной деятельности. Ученики должны понимать и осознавать научную картину мира, взаимосвязь всех научных областей, общую направленность их на улучшение качества жизни человека в этом мире.
| Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка в условиях коллективной деятельности.
| Принцип обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.
| Принцип прочности
| Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний. Эта цель достигается с помощью развития интереса и положительного отношения ученика к изучаемой дисциплине. Для этого педагог должен стремиться наладить положительный эмоциональный контакт с учениками. Ведь во многом отношение к предмету определяется отношением к учителю, который его преподает. Возбудив интерес к изучаемой дисциплине, педагог значительно облегчает ученикам усвоение относящегося к ней материала. Это объясняется тем, что память человека легко и надолго фиксирует то, что вызывает активный интерес. Прочности знаний способствует так же закрепление пройденного материала и частое повторение наиболее важных моментов, уяснив которые можно восстановить картину определенной части знаний в целом.
| Принцип доступности
| Данный принцип подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.
|
|