|
|||
В.А. СластёнинВ.А. Сластёнин Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки, накопленному опыту в определенной сфере профессиональной деятельности. В нашем случае педагог-музыкант должен быть в курсе последних исследований и достижений в области музыкознания: музыкальной педагогики, психологии, критики, акустики. Педагог также должен опираться на достижения частных методик, систематически изучать творчество выдающихся исполнителей. Что касается репертуара, то педагог не должен жить старым багажом. Необходимо «идти в ногу» со временем - изучать современный репертуар, современные приемы звукоизвлечения, приемы композиторской техники. Имея прямое отношение к содержанию образования, принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ, репертуарных списков. Принцип доступности обучения создает предпосылки для успешного получения учеником знаний и умений. Доступность предполагает учет уровня подготовки и развития способностей ученика. Педагогу–музыканту нельзя забывать о возрастных особенностях воспитанника, о свойствах его восприятия, памяти, воображения, мышления. Язык педагога должен быть ясным и понятным. Перед учеником необходимо ставить конкретные и посильные задачи. Принцип систематичности последовательности обучения требует от педагога умения связывать новый материал с изученным ранее. Планируя репертуар ученику необходимо помнить, что трудность должна возрастать постепенно. (В музыкально-инструментальном обучении лишь систематические занятия приводят к успехам и достижениям в работе над техникой и звукоизвлечением). Принцип наглядности. Одним из эффективных способов воздействия на ученика является показ педагога, который помогает последнему услышать звуковое воплощение замысла произведения. Принцип наглядности проявляется также в прослушивании произведения на концерте, в записи. В младших классах ДМШ рекомендуется использовать наглядные пособия (дидактический материал) для более доступного освоения азов нотной грамоты, клавиатуры. Принцип сознательного обучения отражается в трех этапах освоения материала: - восприятие материала; - осмысление материала; - претворение на практике. Важными предпосылками сознательности обучения является наглядность и доступность. Чем яснее и доступнее поставленные задачи, тем эффективнее идет учебный процесс. Для сознательного овладения учебным материалом большое значение имеет критическое отношение к занятиям и развитие навыков самостоятельной работы. Врагом сознательности является формализм, то есть механическое заучивание, без работы головы и уха. Принцип прочности усвоения знаний предполагает использование накопившихся навыков и умений в последующих произведениях. Для прочного усвоения навыков важно возвращаться к ранее выученным произведениям. Добиться прочных ЗУН можно лишь при условии систематичности занятий, сознательного и творческого подхода к обучению. Принцип индивидуального подхода к обучению, учитывающий особенности развития способностей, темперамента, психических процессов, является в музыкальной педагогике центральным. Данный принцип имеет место в процессе планирования учебного процесса, подборе репертуара, в выборе стиля педагогического общения. Л.С. Выготский Наиболее полно принципы обучения были сформулированы Л.С. Выготским: -обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным; -обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся; -порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; -обучение должно развивать самодеятельность, активность, инициативу; -обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком лёгким; -преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путём, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.
|
|||
|