|
|||
Б.А. ГолубСтр 1 из 4Следующая ⇒ План 1. Сущность, структура и функции процесса обучения Обучение - это процесс управления педагогом познавательной деятельностью учащихся с целью овладения ими социальным опытом, выработанным предыдущими поколениями (т. е. содержанием образования). Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся для достижения определенных результатов в образовании, развитии и формировании личности. Учебная деятельность - это целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта, любых практических и научных знаний, способов деятельности и ценностных отношений в условиях организованного обучения. Третий важный компонент учебного процесса - предмет обучения. В современной общеобразовательной школе предмет обучения составляют основы техники, труда, искусств, физической культуры, нравственности, политических знаний, основы общеобразовательного знания. Таким образом, процесс обучения представляется как познавательная деятельность в системе «учитель - предмет обучения - ученик». Процесс обучения – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Структурные компоненты процесса обучения: 1. Целевой (учитель ставит цели обучения, ученик их осознаёт). 2. Потребностно-мотивационный (учитель формирует у учащихся потребность в получении знаний и мотивы учебной деятельности). 3. Содержательно-планирующий этап (на этом этапе учитель ставит конкретные задачи обучения и определяет вопросы, которые должны быть изучены учениками). 4. Организационно-деятельностный этап (учитель организует учебную деятельность учащихся, а учащиеся воспринимают учебный материал, осмысливают его, запоминают, применяют на практике, повторяют). 5. Эмоционально-волевой этап (учитель формирует положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности, ученики проявляют положительное эмоциональное отношение и волевые усилия в учебной деятельности) (минутки эмоциональной разрядки). 6. Контрольно-регулировочный этап (учитель регулирует и контролирует учебную деятельность учащихся, а ученики осуществляют самоконтроль). 7. Оценочно-результативный этап (учитель оценивает результаты учебной деятельности учащихся, а ученики осуществляют самооценку). Выделяют три функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная функция предполагает вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. В традиционном подходе к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления ученика. Однако развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (когнитивной, сенсорной, эмоционально-волевой, моторной и мотивационно-потребностной сфер личности). Наиболее интенсивное развитие всех этих сфер личности учащегося происходит в условиях проблемных ситуаций, когда требуется творческий подход и напряжение интеллекта. Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Обучение воспитывает всегда, но не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает: а) формирование у учащихся научного мировоззрения, понимания объективных законов природы, общества и мышления; б) формирование правильных отношений воспитанников к учебному труду, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим людям (в конечном итоге эти отношения выражаются во взглядах, убеждениях, идеалах, в социально приемлемых формах поведения); в) формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность. 2. Законы в обучении 1. Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2. Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды (выбор учеником целей обучения, содержания образования); 3. Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. 4. Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся (личностно-ориентированное обучение); 5. Закон целостности и единства образовательного процесса.
3. Закономерности в обучении Закономерность обучения – объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными компонентами процесса обучения. Закономерности воспитательного характера обучения: · Любой процесс обучения может быть реализован только при целенаправленном взаимодействии между педагогом и учащимися · Эффективность обучения достигается только тогда, когда учащиеся активны и их активность направлена на замысел обучения. · Процесс обучения может быть результативен только в том случае, если цели педагога и учащегося соответствуют друг другу. То есть когда деятельность педагога отвечает потребности учащегося в получении новых знаниях. · Эффективность обучения достигается путем целенаправленного вовлечения учащегося в образовательную деятельность. · Цель, содержание и методы обучения находятся во взаимосвязи друг с другом. Так цель определяет содержание и методы обучения, а они в свою очередь обуславливают степень достижения цели. 4. Принципы обучения как дидактические категории. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы: · Систематичность, доступность и посильность обучения; · Сознательность и активность обучения; · Прочность знаний; · Наглядность обучения; · Народность обучения; · Воспитывающий характер обучения; · Научность обучения. Принцип научности (объективности) предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных. Принцип объективности также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру. Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда. Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др. Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями. Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям. Принцип прочности - усвоение знаний, содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др. Принцип наглядности, предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации. Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации. Система дидактических принципов выражает закономерности процесса обучения и определяется целями воспитания.
5. Принципы обучения в трактовке современных исследователей (Б.А. Голуб, В.И. Загвязинский, П.И. Подласый, В.А. Сластёнин и др.) Б.А. Голуб Рассматривая процесс обучения как систему, выделяют два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтому процесс обучения рассматривается как включающий в себя два вида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степени зависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельность по приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться только пассивным их усвоением.
|
|||
|