Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока русского языка в 5 классе



2.2. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Приветственное слово учителя Приветствие учащихся.
2.Актуализация знаний   - Ребята, сегодня наш урок я хочу начать со слов русского писателя Константина Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом». - Значит, о чем мы будем говорить на уроке? А что такое слово? Но я так торопился, что положив все необходимое для урока в шкатулку, потерял ключик. Шкатулка - это штукалка Для всяких разных штук. Она побольше коробка, Но меньше, чем сундук. Шкатулка - это штукалка Для всяких разных штук. И если потрясти её, Услышишь: тук-тук-тук[8,C.115]. -Пусть ключом послужит ключевое слово кроссворда.   Задание 1 - Разгадайте кроссворд 1. Основная единица языка. 2.Одно из времен года, когда заметно увеличивается день, повышается температура воздуха и просыпается природа. 3. Слова, которые употребляются в определенной местности. 4.  Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. 5. Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 6. Запас слов и выражений человека. 7.Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства [3,C.110].  
        с л о в о      
        в е с н а      
д и а л е к т ы        
          с и н о н и м
  о м о н и м ы        
      л е к с и к о н  
    м е т а ф о р ы    

 

 

- Итак, какая тема нашего урока?

-Что в этом кроссворде вызвало ваше недоумение? Почему?

 А как вы думаете, зачем я включила данное слово?
- Верно, ведь уже вовсю хозяйничает весна, это удивительно прекрасное время года. И именно весна и теплое весеннее настроение нам поможет повторить изученное о Лексике.

Так как наш урок необычный, то и работать мы будем не в рабочих тетрадях, а на индивидуальных маршрутных листах.

- Запишите число. Тему урока.

Предполагаемый ответ: «О словах» «Основная единица языка»   Предполагаемый ответ: «Лексика». Дети записывают число и тему урока.
3. Постановка учебной задачи.   Работа с гиперссылкой «Облако слов».На экране появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано 15-20 слов по теме. - Ребята, выберите нужные слова по теме «Лексика».     -Какова цель нашего урока?   Предполагаемый ответ: омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, прямое и переносное значение слова, метафоры. Предполагаемый ответ: «Повторить изученное по теме «Лексика».  
4. Закрепление опорных знаний Задание 1. Прочитайте стихотворение Ю. Коринеца. Подумайте только, как много Значений у слова «дорога» Дорогой зовут автостраду, И тропку, бегущую рядом. И шлях, что лежит на равнине, И путь каравана в пустыне. И шаг альпиниста по круче К вершине, упрятанной в тучах, И след корабля над волнами, И синие выси над ними. Подумайте только, как много Значений у слова «дорога» [13,C.22].   1. -Найдите многозначные и однозначные слова. 2. - А что означают слова шлях, караван? -Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. а какие словари знаете вы? 3. - Выберите одно многозначное слово и изобразите с помощью составления кластера множество его значений. Для этого задания вы можете использовать словарь.   Задание 2. В этом задании мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать. Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.) У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.) Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?) Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах) [30,C.88].   Задание 3. Соедините стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте Сильно что-то захотелось
С глазу на глаз Часто плачет
Глаза разгорелись Узнал истинное положение
Глаза открылись Наедине
Вкладывать душу Думать, решать что-нибудь трудное
Не ударить в грязь лицом Добиваться, достигать полного взаимопонимания
Находить общий язык Отдавать себя целиком
Ломать голову Показать себя с лучшей стороны
Оказать медвежью услугу Не получить того, на что рассчитывал
Комар носа не подточит Подвести кого-либо
Уйти несолоно хлебавши Жить дружно, в согласии
Душа в душу Не к чему придраться

 

Предполагаемый ответ: «словари». Составляют кластер     Групповая работа. В маршрутных листах ребята записывают любое понравившееся предложение.   Самостоятельная работа. Взаимопроверка.  
6.Закрепление знаний. Работа с текстом Найдите в тексте антонимы, синонимы, слова, употреблённые в переносном значении.  Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. ...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский) [23, C.119]   Давайте еще раз вспомним, что такое прямое и переносное значение слова? Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями действительности. 2. Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.   Работа с омонимами 1 группа работала -омоформы 2 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу омофоны 3 группа омографы – Какая группа желает выступить первой? (выступают парами) Представитель группы защищает свое задание, демонстрируя небольшой словарик, составленный группой. Синонимы: незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; Антонимы: маленький – огромный Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой. Предполагаемый ответ: « Прямое значение - это значение слова, которое соотносится с явлениями действительности. Переносное значение - это значение слова, которое возникло в результате переноса на основании сходства. Выполняют групповую работу  
7.Рефлексия деятельности   С какими трудностями столкнулись при выполнении заданий? Как справиться с этими трудностями? Комментированное выставление отметок   Отвечают на вопросы  
Домашнее задание В качестве домашнего задания составьте для своих одноклассников задание: выберете несколько слов-архаизмов, значение которых должны будут угадать ваши одноклассники. В качестве подсказки сопроводите каждое слово изображением (фото) предмета или явления, которое оно обозначает. Запись учащимися задания в дневники.

Таким образом,уроки обобщения изученного подразумевают работу с большим объемом информации, требующим обработки и систематизации [15,C.18]. Исследование учебного материала по русскому языку позволяет сделать вывод об использовании таких традиционных приемов визуализации как инфонографика, схемы, таблицы, рисунки, кроссворды, слова-маркеры, цветовое выделение и т.д. Вместе с тем нами были выделены некоторые современные способы интеграции приемов визуализации информации, привычные для детей 11-13 лет, в учебный процесс. Одним из таких приемов является облако слов, наиболее часто используемое в сети Интернет для систематизации гиперссылок.

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.