Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
2.2. Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя
| Приветствие учащихся.
| 2.Актуализация
знаний
| - Ребята, сегодня наш урок я хочу начать со слов русского писателя Константина Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было передать словом».
- Значит, о чем мы будем говорить на уроке? А что такое слово?
Но я так торопился, что положив все необходимое для урока в шкатулку, потерял ключик.
Шкатулка - это штукалка Для всяких разных штук. Она побольше коробка, Но меньше, чем сундук.
Шкатулка - это штукалка Для всяких разных штук. И если потрясти её, Услышишь: тук-тук-тук[8,C.115].
-Пусть ключом послужит ключевое слово кроссворда.
Задание 1
- Разгадайте кроссворд
1. Основная единица языка.
2.Одно из времен года, когда заметно увеличивается день, повышается температура воздуха и просыпается природа.
3. Слова, которые употребляются в определенной местности.
4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.
5. Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.
6. Запас слов и выражений человека.
7.Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства [3,C.110].
|
|
|
| с
| л
| о
| в
| о
|
|
|
|
|
|
|
| в
| е
| с
| н
| а
|
|
|
| д
| и
| а
| л
| е
| к
| т
| ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| с
| и
| н
| о
| н
| и
| м
|
| о
| м
| о
| н
| и
| м
| ы
|
|
|
|
|
|
|
| л
| е
| к
| с
| и
| к
| о
| н
|
|
|
| м
| е
| т
| а
| ф
| о
| р
| ы
|
|
|
- Итак, какая тема нашего урока?
-Что в этом кроссворде вызвало ваше недоумение? Почему?
А как вы думаете, зачем я включила данное слово? - Верно, ведь уже вовсю хозяйничает весна, это удивительно прекрасное время года. И именно весна и теплое весеннее настроение нам поможет повторить изученное о Лексике.
Так как наш урок необычный, то и работать мы будем не в рабочих тетрадях, а на индивидуальных маршрутных листах.
- Запишите число. Тему урока.
| Предполагаемый ответ: «О словах»
«Основная единица языка»
Предполагаемый ответ: «Лексика».
Дети записывают число и тему урока.
| 3. Постановка учебной задачи.
| Работа с гиперссылкой «Облако слов».На экране появляется слайд, на котором различными цветами, в разном направлении, «вдоль и поперёк» написано 15-20 слов по теме.
- Ребята, выберите нужные слова по теме «Лексика».
-Какова цель нашего урока?
| Предполагаемый ответ:
омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, прямое и переносное значение слова, метафоры.
Предполагаемый ответ:
«Повторить изученное по теме «Лексика».
| 4. Закрепление опорных знаний
| Задание 1.
Прочитайте стихотворение Ю. Коринеца.
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога»
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом.
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над ними.
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога» [13,C.22].
1. -Найдите многозначные и однозначные слова.
2. - А что означают слова шлях, караван?
-Где можно узнать о лексическом значении слова? Кто является нашими помощниками в этом? Правильно, словари. а какие словари знаете вы?
3. - Выберите одно многозначное слово и изобразите с помощью составления кластера множество его значений. Для этого задания вы можете использовать словарь.
Задание 2. В этом задании мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)
Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах) [30,C.88].
Задание 3. Соедините стрелками фразеологизмы и их значение.
Глаза на мокром месте
| Сильно что-то захотелось
| С глазу на глаз
| Часто плачет
| Глаза разгорелись
| Узнал истинное положение
| Глаза открылись
| Наедине
| Вкладывать душу
| Думать, решать что-нибудь трудное
| Не ударить в грязь лицом
| Добиваться, достигать полного взаимопонимания
| Находить общий язык
| Отдавать себя целиком
| Ломать голову
| Показать себя с лучшей стороны
| Оказать медвежью услугу
| Не получить того, на что рассчитывал
| Комар носа не подточит
| Подвести кого-либо
| Уйти несолоно хлебавши
| Жить дружно, в согласии
| Душа в душу
| Не к чему придраться
|
| Предполагаемый ответ: «словари».
Составляют кластер
Групповая работа.
В маршрутных листах ребята записывают любое понравившееся предложение.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
| 6.Закрепление знаний.
Работа с текстом
| Найдите в тексте антонимы, синонимы, слова, употреблённые в переносном значении. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах.
...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский) [23, C.119]
Давайте еще раз вспомним, что такое прямое и переносное значение слова?
Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями действительности. 2. Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.
Работа с омонимами
1 группа работала -омоформы
2 группа рассмотрела, проанализировала и систематизировала группу омофоны
3 группа омографы
– Какая группа желает выступить первой? (выступают парами)
Представитель группы защищает свое задание, демонстрируя небольшой словарик, составленный группой.
| Синонимы: незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие;
Антонимы:
маленький – огромный Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.
Предполагаемый ответ: « Прямое значение - это значение слова, которое соотносится с явлениями действительности. Переносное значение - это значение слова, которое возникло в результате переноса на основании сходства.
Выполняют групповую работу
| 7.Рефлексия деятельности
| С какими трудностями столкнулись при выполнении заданий? Как справиться с этими трудностями?
Комментированное выставление отметок
|
Отвечают на вопросы
| Домашнее задание
| В качестве домашнего задания составьте для своих одноклассников задание: выберете несколько слов-архаизмов, значение которых должны будут угадать ваши одноклассники. В качестве подсказки сопроводите каждое слово изображением (фото) предмета или явления, которое оно обозначает.
| Запись учащимися задания в дневники.
| Таким образом,уроки обобщения изученного подразумевают работу с большим объемом информации, требующим обработки и систематизации [15,C.18]. Исследование учебного материала по русскому языку позволяет сделать вывод об использовании таких традиционных приемов визуализации как инфонографика, схемы, таблицы, рисунки, кроссворды, слова-маркеры, цветовое выделение и т.д. Вместе с тем нами были выделены некоторые современные способы интеграции приемов визуализации информации, привычные для детей 11-13 лет, в учебный процесс. Одним из таких приемов является облако слов, наиболее часто используемое в сети Интернет для систематизации гиперссылок.
|