Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Порядок проведения инвентаризации



Порядок проведения инвентаризации

Обязательным условием проведения инвентаризации является участие в процессе инвентаризации материально ответственного лица (заместителя директора по хозяйственной части, завхоза, за­ведующего складом, кладовщика, кассира), несущего ответственность за инвентаризируемое имущество.

Отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного чле­на комиссии может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо, на ответственном хранении которого находится проверяемое имуще­ство, дает расписку о том, что все приходные и расходные докумен­ты на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны в рас­ход. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационных описей всех форм.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. Имеющиеся на момент инвентаризации нераспакованные посыл­ки с ценностями подлежат вскрытию (с составлением акта вскрытия) в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Количество материальных ценностей, хранящихся в неповреж­денной упаковке поставщика, может определяться на основании первичных учетных документов при обязательной проверке в нату­ре (на выборку) части этих ценностей.

Если в течение одного дня невозможно подсчитать материальные ценности и записать их в инвентаризационную опись (сличительную ведомость), то можно использовать инвентаризационные ярлыки ИНВ-2 (ф. 0317003). Форма утверждена Постановлением Госкомста­та № 88. Ярлыки заполняются членами инвентаризационной комис­сии в одном экземпляре и хранятся вместе с пересчитанными мате­риальными ценностями. Помещения при уходе инвентаризационной комиссии опечатывают печатями материально ответственного лица и председателя инвентаризационной комиссии. На следующий день одни члены инвентаризационной комиссии продолжают работу по пересчету других ценностей, а другие на основании данных инвен­таризационных ярлыков на пересчитанное ранее имущество запол­няют инвентаризационные описи соответствующей формы. Таким образом, использование ярлыков может существенно ускорить про­цесс заполнения инвентаризационных описей.

Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (обеденный перерыв, ночное время, по другим причинам) инвента­ризационные описи (сличительные ведомости) должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

После проверки ценностей вход в помещение опломбировывает­ся, и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

При проведении инвентаризации на складе прием и отпуск материальных ценностей на время проведения инвентаризации приостанавливаются.

Если инвентаризация имущества проводится более одного дня, то помещения, где оно хранится, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны (опломбированы).

При длительном проведении инвентаризации, когда фактический срок работы комиссии превышает цикл нормальной деятельности склада, а также в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя организации и главного бухгалтера ма­териальные ценности могут отпускаться и приниматься материаль­но ответственными лицами в присутствии членов инвентаризацион­ной комиссии. Данные такого исключительного поступления или
выбытия заносятся в отдельную инвентаризационную опись (сличительную ведомость), а в расходных первичных учетных документах ставится отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии. В акт о результатах инвентаризации эти данные не вклю­чаются, но прилагаются к нему.

Исключительными могут быть как экстренные случаи, так и сопутствующие нормальной хозяйственной деятельности учреждения. На­пример, необходимость выдачи медикаментов для оказания срочной помощи сотруднику можно отнести к исключительным случаям из-за его экстренности. А вот выдача продуктов питания со склада для приготовления пищи воспитанникам или поставка химических реак­тивов, которые необходимо хранить только в специально оборудо­ванных местах, - факты, обусловленные нормальной хозяйственной деятельностью. Однако они не могут быть отложены в силу объективных причин и ничто не должно мешать их совершению. В этом смысле подобные факты также относятся к исключительным.

Способами проверки фактического наличия являются:

¨ взвешивание;

¨ пересчет штучных предметов;

¨ обмер объема, замер горючего в баках машин, резервуа­рах и другой таре;   

¨ измерение материальных ценностей, учитываемых в метрах;

¨ сверка остатков сумм;

¨ другие способы.

Например, проверка наличных денежных средств (в том числе в иностранной валюте) и денежных документов проверяется подсче­том. А при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов.

Инвентаризация расчетов по финансированию, находящихся на лицевых счетах (счетах), открытых в органах казначейства (кредит­ных организациях), производится путем сверки остатков сумм, числящихся на счетах бюджетного учета, с данными выписок органов казначейства (кредитных организаций).

Производственный и хозяйственный инвентарь, находящийся в эксплуатации, также проверяется путем осмотра каждого предмета по месту его нахождения и по каждому материально ответствен­ному лицу, на хранении у которого он числится.

В ходе работы инвентаризационная комиссия проверяет факти­ческое наличие предметов, подлежащих инвентаризации, заносит сведения в опись или отмечает их наличие в описи, заполненной автоматическим способом.

В процессе работы инвентаризационная комиссия может требо­вать от материально ответственных лиц представления необходи­мых справок (сведений) и объяснений, а у бухгалтерии запросить недостающие документы.

Оформление результатов инвентаризации

Документально оформленная инвентаризация является одним из элементов метода бухгалтерского учета, служит обязательным до­полнением к текущей документации хозяйственных операций и по­зволяет обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе проведения инвентаризации ответственные лица ко­миссии заполняют в инвентаризационной описи данные о фактиче­ском наличии имущества.

Инвентаризационные описи следует заполнять в количестве не менее двух экземпляров четко, без помарок и подчисток.

Запрещается вносить в инвентаризационные описи данные со слов материально ответственных лиц или по данным учета без про­верки их фактического наличия.

При обнаружении имущества, пришедшего в негодность и не
списанного с бюджетного учета, комиссия должна дать рекоменда­ции составить акт на списание такого имущества и сделать отмет­ку об этом в графе «примечание» инвентаризационной описи.

Если в ходе проверки обнаруживается неучтенный объект или данные по какому-либо объекту в регистрах учета отсутствуют или не соответствуют действительности, инвентаризационная комис­сия указывает в описях правильные данные или технические харак­теристики.

Чтобы не допустить внесения недостоверных записей, в описях не допускается оставлять незаполненные строки. Строки на последних страницах, оставшиеся свободными, прочеркиваются. Более того, в отдельных инвентаризационных описях после прочерка тре­буется указать прописью общее количество сделанных записей.

Товарно-материальные ценности (материальные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносят в описи по каждому от­дельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.)

Исправление ошибок производится во всех экземплярах инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) так: зачёркиваются
неправильные записи и над ними ставятся правильные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризаци­онной комиссии и материально ответственными лицами.      

Если материально ответственные лица обнаружат после инвен­таризации ошибки в инвентаризационных описях (сличительных ве­домостях), они должны немедленно сообщить об этом председате­лю инвентаризационной комиссии до вскрытия соответствующих помещений, где хранится имущество. Инвентаризационная комис­сия проверяет указанные факты и, если они подтвердятся, исправ­ляет ошибки в установленном порядке.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объ­ектам нефинансовых активов (ф. 0504087) и Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) представлены соответственно в Приложениях № 1 и № 2. Изучите их.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.