Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовительные мероприятия по проведению инвентаризации



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Письменная консультация разработана по дисциплине «Бюджетный учет и отчетность» по теме «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств:  порядок ее проведения, оформления и отражения в учете».

Данная письменная консультация составлена для студентов V курса заочного отделения специальности «Финансы» специализации «Государственные и муниципальные финансы».

В соответствии с календарно-тематическим планом тема «Инвентаризация имущества и финансовых обязательств:  порядок ее проведения, оформления и отражения в учете» предназначена для самостоятельного изучения студентами-заочниками.

Цель составления консультации – пополнение учебно-методической базы по дисциплине, обеспечение студентов заочного отделения учебно-методическим материалом, а также оказание им помощи при изучении данной темы.

В письменной консультации рассмотрены понятие инвентаризации, нормативная база, цели, виды и объекты инвентаризации. Охарактеризованы подготовительные мероприятия по проведению инвентаризации, раскрыты порядок и способы проведения инвентаризации, порядок оформления результатов инвентаризации, порядок отражения результатов в бюджетном учете.

Кроме того, изложена методика оформления инвентаризационных ведомостей, разъяснен порядок отражения результатов инвентаризации в бюджетном учете на конкретных примерах.

 

 

Понятие, нормативная база, цели, виды и объекты инвентаризации

Инвентаризация (от латинского inventarium - «опись имущества
инвентарь») - это периодический переучет имущества с целью проверки его наличия, качественного состояния и сохранности, а так же установления его соответствия данным бюджетного учета. Соответствие данных инвентаризации данным бюджетного учета устанавливают при помощи составления инвентаризационной описи имущества (вещественных ценностей и расчетов). 

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия проведения и оформления результатов инвентаризации, являются:

¨ Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями);

¨ Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России 13 июня 1995 г. № 49.

Все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме банков), включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета, обязаны проводить инвентаризацию в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации.

Основные цели инвентаризации:

¨ выявление фактического наличия имущества;

¨ сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета и выявление отклонений;

¨ проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация позволяет оценить состояние имущества, выявить товарно-материальные ценности, которые частично утратили свое первоначальное качество, устарели или не используются.

Наряду с этим инвентаризация позволяет выявить и документи­ровать хозяйственные факты, которые не были учтены или записаны вследствие умышленных и неумышленных ошибок, естественной убыли материальных ценностей и т.п.

Также в ходе инвентаризации проверяется соблюдение условий и порядка хранения материальных и денежных ценностей, правил содержания и эксплуатации основных средств.

Еще одной целью проведения инвентаризации является подтверждение сумм показателей Баланса главного распорядителя (распо­рядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130), включая сум­мы на забалансовых счетах. Исключение могут составлять только сведения об основных средствах, которые разрешается инвентаризировать не каждый год.

В пункте 2 статьи. 12 Закона о бухгалтерском учете, а также пункте 1.5 Методических указаний по инвентаризации установлены сле­дующие обязательные случаи проведения инвентаризации:

¨ передача имущества организации в аренду, его выкуп или продажа;

¨ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Та­кая инвентаризация должна быть проведена по состоянию не ра­нее 1 октября отчетного года.

Исключение сделано для основных средств, инвентаризация которых может проводиться один раз в три года, библиотечных фон­дов - один раз в пять лет, а также для имущества организаций, рас­положенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях. Такие организации могут проводить инвентаризацию товаров, сы­рья и материалов в период их наименьших остатков. Порядок про­ведения инвентаризации указанного имущества устанавливает ру­ководитель учреждения своим распорядительным документом;

¨ смена материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

¨ хищения или злоупотребления, а также порча ценностей;

¨ стихийные бедствия, пожар, аварии или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;

¨ реорганизация или ликвидация организации;

¨ другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Методических указаний по инвентаризации количество иных инвентаризаций в отчетном году, даты их проведе­ния, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, определяет руководитель учреждения. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а инвентаризация относится к элементам метода бухгалтерского учета, возложена на руководителя организации. Планируемые им инвентаризации фиксируют в плане контрольно-ревизионной работы.

Руководитель может запланировать инвентаризации кассы, склада и других мест хранения материальных ценностей, а также пересчет имущества, числящегося за тем или иным материально ответственнымлицом. Все случаи проведения инвентаризации должны быть определены в Порядке о проведении инвентаризации.

Всоответствии с Методическими указаниями по инвентаризации все имущество организации, независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств подлежат инвентаризации.

При этом под имуществом понимаются:        

¨ основные средства; 

¨ нематериальные активы;

¨ финансовые вложения;

¨ производственные запасы;

¨ готоваяпродукция;

¨ товары;

¨ прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

А финансовые обязательства - это:

¨ кредиторская задолженность;

¨ займы и резервы.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запа­сы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответствен­ном хранении, арендованные, полученные для переработки), а так­же имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Следует помнить, что инвентаризации подлежат также обяза­тельства и имущество, учитываемые на забалансовых счетах:

¨ арендованные основные средства;

¨ материальные ценности, принятые на ответственное хранение;

¨ бланки строгой отчетности;

¨ списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов;

¨ материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению;

¨ переходящие спортивные призы, кубки и ценные подарки, су­вениры;

¨ спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками;

¨ экспериментальные устройства.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и обязательств.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (например, только денежные средства, материалы и т.п.).

Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки (в соответствии с графиком проведения инвентаризаций), и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственных лиц. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих организаций, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных органов и др.

В начале деятельности учреждения руководитель утверждает Положение об инвентаризационной комиссии и Порядок проведе­ния инвентаризации. Эти локальные акты нередко разрабатывает главный бухгалтер учреждения.

Всеми вопросами, связанными с проведением любых инвентари­заций, занимается постоянно действующая инвентаризационная ко­миссия. Она формируется при создании организации на основании Положения об инвентаризационной комиссии.

В Положении об инвентаризационной комиссии устанавливают принципы формирования постоянно действующей инвентариза­ционной комиссии, ее основные права и обязанности, количествен­ный и качественный состав комиссии, порядок ее учреждения, а также порядок утверждения персонального состава и его изменений.

В состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии можно порекомендовать включать специалистов, знающих техноло­гию хранения материальных ценностей; инженеров, способных оце­нить техническое состояние средств; бухгалтеров, экономистов, представителей службы внутреннего аудита, которые хорошо знают вопросы учета.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказом руководителя учреждения могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые действуют только в период проведения инвентаризации.

Рабочая комиссия всегда подотчетна постоянно действующей и обязана выполнять ее указания и распоряжения. Данные комиссии подчиняются председателю инвентаризационной комиссии, который контролирует их деятельность.

Персональный состав постоянно действующей и рабочей инвен­таризационных комиссий утверждает руководитель организации.

Статья 6 Закона о бухгалтерском учете содержит требование об утверждении порядка проведения инвентаризаций и методов оцен­ки видов имущества и обязательств. Этот порядок может быть утвер­жден руководителем учреждения как самостоятельный локальный акт.

На основании Положения об инвентаризационной комиссии ру­ководитель своим приказом утверждает персональный состав ко­миссии. Этот приказ под роспись доводят до председателя и чле­нов инвентаризационной комиссии.

При формировании плана работы на очередной год руководитель утверждает график проведения инвентаризации. В нем указывают сроки и места проведения инвентаризаций, перечень инвентаризируемого имущества и обязательств и ответственных за проведение инвентаризации.

 

Подготовительные мероприятия по проведению инвентаризации

До начала инвентаризации бухгалтерия проводит подготовитель­ные мероприятия. Главный бухгалтер организует проверку наличия и состояния документов, которые потребуются инвентаризационной комиссии. Перечень этих
документов готовит председатель инвентаризационной комиссии.
Ими могут быть:

¨ инвентарные карточки, инвентарные книги и другие регистры аналитического учета;

¨ технические паспорта (формуляры) или другая техническая до­кументация. Если в регистрах аналитического учета или технической документации обнаруживаются неточности или расхождения, долж­ностные лица бухгалтерии должны внести в них необходимые ис­правления и уточнения;

¨ документы на объекты основных средств, учитываемые от­дельно на забалансовых счетах (принятые в аренду или на ответст­венное хранение);

¨ документы, подтверждающие права учреждения на пользова­ние нематериальными активами;

¨ документы, удостоверяющие право бюджетного учреждения на пользование земельными участками и другими непроизведенными активами.

В бухгалтерии бюджетного учреждения к началу инвентаризации обязаны закончить обработку всех первичных учетных документов, учет по движению имущества и обязательств, отразить их в реги­страх учета и определить остатки на день инвентаризации, для того чтобы результаты инвентаризации были сравнимы с данными бюд­жетного учета.        

В бухгалтерии составляют инвентаризационные описи на объекты инвентаризации:

¨ Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных
средств (ф. 0504082);   

¨ Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков
строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);

¨ Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объ­ектам нефинансовых активов (ф. 0504087);

¨ Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088); 

¨ Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

¨ Инвентаризационная опись расчетов по доходам (ф. 0504091).

Инвентаризационные описи, передаваемые комиссии, бухгалте­рия заполняет частично. А именно заносит полное наименование объекта, признаки, позволяющие определить, о каком именно объ­екте идет речь, единицу его измерения. Например, признаками для основных средств являются их инвентарные номера, назначение, основные технические и эксплуатационные характеристики. Объек­ты и единицы, в которых их измеряют, указывают в соответствии с правилами, принятыми в учете учреждения. Количество объектов не указывается. Однако если в учреждении ведется автоматизирован­ный учет, то в инвентаризационных описях допускается указывать данные бюджетного учета о количестве имущества.

Подготовленные для инвентаризации документы бухгалтерия пе­редает председателю комиссии.

Кроме того, до начала проверки фактического наличия имуще­ства инвентаризационная комиссия получает от бухгалтерии или материально ответственного лица последние приходные и расход­ные первичные учетные документы по движению имущества до мо­мента инвентаризации.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.