Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДУХОВНЫЙ ВОИН 7 страница



    

Неверно направленный энтузиазм

   

Миллиарды людей во всем мире имеют неверно направленный энтузиазм, но у миллионов людей вообще нет никакого энтузиазма. Кто находится в более незавидном положении – те, у кого есть неверно направленный энтузиазм, или те, у кого его нет вовсе? Кто больше страдает? У последних нет ни радости, ни вкуса к жизни – ни материальной, ни духовной. У шестнадцати миллионов людей в Америке и ста миллионов людей по всему свету депрессии достигают такой стадии, что им требуется амбулаторная помощь. Но это еще не все – депрессии обходятся работодателю в сумму, перед которой блекнут все остальные расходы на сотрудников – до 43,7 миллиарда долларов в год. В эту сумму включены потери времени из-за пропусков, недостаточная производительность труда, самоубийства, связанные с депрессиями, и медицинское обслуживание. Некоторые люди страдают такими тяжкими формами депрессии, что не могут ни есть, ни мыться, ни даже встать с постели. У них пропадают все увлечения, желание что-либо делать, вкус к жизни и даже вкус к греху. Опустившись до такого состояния, человек вряд ли станет заниматься духовной деятельностью.

В конечном итоге все хотят ощутить ручи, вкус, несмотря на то, что большинство людей просто гоняется за чапала-сукхой – миражными, временными наслаждениями чувств. К сожалению, такого рода удовольствия оборачиваются продолжительными негативными и неблагоприятными последствиями. Несмотря на то, что они дают моментальное возбуждение, они по сути уносят нашу энергию, сознание и деятельность в неверном направлении. Как часто мы загораемся энтузиазмом, стоит лишь чувственному наслаждению забрезжить перед нами, и пытаемся выжать из него максимум чувственных удовольствий! Но как только дело доходит до преданного служения, мы не знаем, где взять силы на него.

Чтобы прогрессировать на духовном пути, мы должны выяснить, куда направить свой энтузиазм. Мы не хотим тратить свой энтузиазм на грубые и тонкие наслаждения, но и не хотим вообще лишиться энтузиазма. У некоторых людей энтузиазм угасает не только для духовной жизни, но и для социальных, политических или финансовых достижений. У них нет энтузиазма, чтобы попытаться познать Бога, и нет энтузиазма, чтобы совершить грех, избежав таким образом служения Господу. Нам нужен энтузиазм, утсаха, но мы хотим направить его в правильное русло. Причем мы хотим беспрерывного энтузиазма, поскольку лишь такой энтузиазм наполняет наше бытие смыслом и помогает нам согласиться на лечение, способствующее окончательному освобождению и высшему служению. Такой энтузиазм поможет нам остановить врагов, которые постоянно атакуют нас через ум и влияют на всю нашу жизнь.

    

Оглянитесь назад

   

Остановитесь на минуту и вспомните времена своего духовного пути, когда у вас было больше всего энтузиазма или воодушевления. Постарайтесь в деталях вспомнить то время, когда вы сильнее всего ощущали присутствие Бога и вас переполняло небывалое до этого чувство преданности. Также вспомните время, когда вы теряли энтузиазм, и снова внимательно изучите свои ощущения. Следующие вопросы могут стать отправными точками ваших размышлений.

* Воодушевляет ли вас роль слуги Господа?

* Чувствуете ли вы энтузиазм в следовании основным принципам, которые помогут вам возвысить свое сознание?

* Вдохновляет ли вас общение со святыми людьми?

* Чувствуете ли вы воодушевление, когда размышляете о том, что вас ждет в конце духовного пути?

    

Мы должны проследить ход нашей духовной жизни за последние несколько дней, недель и даже лет. Это поможет нам понять, как различные поступки и мысли влияют на нас. Посмотрите, как события нашей жизни зависят от глубины нашей погруженности в процесс бхакти.

Проводя такой анализ, кто-то увидит, как ограничения, накладываемые духовной практикой, помогали ему поддерживать энтузиазм, поскольку духовная деятельность направляет сознание по благому пути. Другие отметят, что они чувствовали себя лучше, когда кто-то уважал или хвалил их. Большинство из нас знают, что правильная занятость в служении помогает нам укрепиться в сознании Бога, а чрезмерная праздность приводит к вялости. Многие знают, как общение с теми, у кого есть энтузиазм, заражает нас самих таким же энтузиазмом. Когда мы повторяем мантру, медитируем или молимся рядом с теми, у кого есть вкус к святому имени, такое общение обязательно окажет на нас благое влияние. Некоторые отметят связь между принятием пищи и желанием служить. А переедание может превратить человека в нерадивого лентяя.

   Также мы можем вспомнить время, когда у нас пропадал душевный покой и одолевали сомнения и страхи. Кто-то обнаружит себя в постоянной бхога-тьяге – ситуации, в которой человек то и дело мечется между чувственными наслаждениями и отречением. Один день он думает, что падений больше не будет, а уже на следующий отдается во власть чувств. Такие нескончаемые колебания не позволяют нам стать серьезными шуддха-бхактами (чистыми вайшнавами). Мы должны понять, что помогает нам поддерживать энтузиазм, и не гоняться за сиюминутными ощущениями, зыбкой основой которых являются чувства.

Таковы лишь некоторые из идей, которые могут стимулировать ваши размышления. Мы хотим, чтобы вы тщательно разобрались в своей жизни и увидели, что приемлемо для вас, а что нет. Затем привнесите в свои жизни больше позитивной деятельности. Нам надо закрепить за собой власть над своим духовным продвижением. Проанализировав досконально события своей жизни, мы сможем понять, как защищать и взращивать лиану нашего преданного служения. Вот почему нужно заглянуть в свое прошлое и настоящее. Мы хотим делать то, что поможет углубить нашу духовную жизнь. Надеемся, что у каждого из вас есть знакомые, которые большую часть времени или даже все время не теряют энтузиазм. К сожалению, нам также встречаются люди, которых, похоже, ничто не радует в жизни.

    

Сущность духовной жизни

   

В чем суть всех правил и запретов (видхи-нишедха), упомянутых в священных писаниях? Суть всех разрешающих указаний в том, чтобы всегда помнить о Боге. Если мы способны всегда размышлять о Господе, то сможем в конце концов признать Его своим доброжелателем, самым надежным кормильцем и защитником, который великодушно призывает все живые существа вернуться в их изначальный дом в духовном царстве. Поэтому наш энтузиазм и деятельность должны помогать нам в наших попытках всегда размышлять о Кришне с ощущением радости и счастья. Сколько бы обязанностей и служения на нас ни лежало, все они должны погружать нас в мысли о Господе. И, разумеется, главным запретом является указание никогда не забывать о Господе.

Помните, что Господь нисходит ради нашего блага, и Его деяния помогают нам постоянно размышлять о Нем. Кришна и Его шактьявеша-аватары, наделенные особым могуществом воплощения, своими деяниями пробуждают в нас энтузиазм, поскольку позволяют нам четче представить себе, что ожидает нас в конце пути. Господь сметает с этого пути все, что крадет наш энтузиазм; для этого Он уничтожает негодяев и восстанавливает истинную религию. Вкратце суть ведической дхармы можно выразить в двух принципах: думать о Господе и никогда не забывать Его. Когда преданный размышляет об основных аспектах прихода Кришны, он переполняется энтузиазмом и ощущает блаженство.

Брахманы, которые дали обет повторять молитвы гаятри, каждый день почитают духовного учителя, Господа Чайтанью и Кришну, видя, как они вдохновляют их возродить свой дремлющий разум и приобщиться к вечной любви. Эти молитвы напоминают им, что нельзя довольствоваться низшим вкусом и опускаться до низших утех, которые не длятся долго и заканчиваются разочарованием. Духовная жизнь исполнена радости; без радости немыслимо духовное путешествие. Все авторитетные писания и прославленные учителя говорят об этом. Духовная жизнь полна приключений, игр и разнообразия. Она открыта для всех. Те прославленные личности, о которых мы упомянули, хотели, чтобы мы воочию увидели эту реальность, и потому вдохновляли нас. Они хотели, чтобы мы, находясь в состоянии энтузиазма, испытали те же самые ощущения, что и они.

    

Опасность равнодушия

   

Мы никогда не должны забывать, что по достижении высшей цели нас ожидает бесконечное наслаждение, а также не должны недооценивать опасность потери энтузиазма. Как только мы чувствуем себя лишенными энтузиазма, сразу в нашем сознании должна включиться своего рода «сирена», сигнализирующая о том, что дверь, через которую проникает майя, открыта нараспашку. Мы должны понять, что как только потеряем энтузиазм, майя беспрепятственно войдет и погубит нас. Как только мы обнаружили, что у нас не хватает энтузиазма, нам следует не мешкая выяснить, как и с какой стороны нас атаковали враги ума. Если бы эти враги не напали на нас, мы бы чувствовали большой прилив энтузиазма. Может ли кто-либо гореть энтузиазмом, когда его тянут за волосы и бьют? Страх, похоть, гнев, зависть, гордыня, безумие и остальные враги пытаются убить нас, порой нападая одновременно.

Степень отсутствия у нас энтузиазма может говорить о серьезности атаки. Это напоминает диагноз у больного раком или гриппом, который доктор ставит на основании проявленных стадий болезни и ее симптомов. Если мы знаем признаки здорового человека, то можем распознать и признаки болезни. Священные книги и великие ачарьи (учителя) помогают нам разглядеть, что есть признаки духовного здоровья. Первым делом надо спросить, как долго нам удается сосредоточивать свои мысли на Господе. Можем ли мы оставаться равнодушными, если постоянно помним о ком-то, кто любит и защищает нас? Можем ли мы действительно оставаться равнодушными, если знаем, что тот, кто нас любит, является самым красивым, самым умным, самым богатым, самым отреченным, самым славным и самым могущественным? Если мы глубоко поверим в эти священные истины, то враги ума не смогут подобраться к нам и отнять у нас энтузиазм.

Еще одной причиной, по которой мы хотим избежать атак, крадущих у нас энтузиазм, является опасность получить очередное материальное тело. Отсутствие энтузиазма означает, что нам не нравится процесс или мы недостаточно рьяно стремимся к тем высотам, на которые нам надо взобраться. В духовном мире нет равнодушных. Там просто не существует такого понятия. Поэтому, если мы хотим вернуться в духовный мир, нам надо стать такими же, как его обитатели. Мы не можем продвигаться в духовной жизни, если ощущаем скуку, теряем веру или поддаемся депрессиям. Нам не ощутить высшего вкуса, если нас охватывает тревога, страхи, плохое настроение и скорбь, которые некоторых доводят до самоубийства. Если мы слишком погружаемся в свои беды и тревоги, наша энергия и сознание отвлекутся от бхавы (экстаза) и премы.

Чувства и ум всегда чем-то заняты. Они не могут оставаться без дела. Если мы не направим их на духовные предметы, они увлекутся неблагоприятной деятельностью. Как известно, нельзя вершить грех и молитву одновременно. В Библии есть подобное предостережение: «Никто не может служить двум господам; либо будешь ненавидеть одного и любить другого, либо будешь предан первому и презреешь другого. Нельзя служить Богу и мамоне» (Ев. от Матфея 6:24). Так не бывает. Никому не удастся никого обмануть, особенно если принять во внимание, что Кришна – в сердце и видит все. Зачем Кришне звать нас обратно и заботиться о нашем возвращении, если Он видит, что мы отнюдь не намерены возвращаться домой? Он дал нам свободу воли. Когда Он замечает, что мы капризно и вяло занимаемся садхана-бхакти, Он и Его слуги заключают, что мы не хотим возвращаться в духовное царство. С другой стороны, если мы с радостью хватаемся за любую возможность стать слугой Господа, Он естественным образом ответит нам с еще большим воодушевлением. Ведь если вы пытаетесь сделать что-то для человека, который даже не обращает внимания на ваши старания, вам не захочется продолжать.

    

Причины застоя

   

К застою приводят определенные поступки и образ мыслей. Духовная жизнь зиждется на девяти столпах: это шраванам (слушание), киртанам (воспевание), смаранам (помятование о Господе), пада-севанам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (поклонение Господу), ванданам (возношение молитв Господу), дасьям (желание стать Его слугой), сакхьям (стремление подружиться с Господом) и атма-ниведанам (принесение всего, что у нас есть, к Его стопам). Невозможно заниматься ни одним из этих видов деятельности, не настроив должным образом свое сознание на преданность. Можете не сомневаться – каждый из вышеупомянутых методов превратится в трудоемкую задачу. Нет и разговора об атма-ниведане, полном предании себя, если мы потеряли энтузиазм или позволяем себе небрежность в своем служении. Чтобы пробиться сквозь три гуны материальной природы, мы должны двигаться с большой интенсивностью. Чтобы усилить вкус, нам потребуется дридха-врата (сильная вера) и лаулья (духовная жажда). Вкус увеличится после того, как мы попробуем хотя бы одну каплю, и мы захотим еще. Если у нас недостаточно вкуса, то не станем желать большего. Мы можем даже начать сомневаться, а достижимо ли это вообще.

    

Шесть видов деятельности, пагубных для преданного служения

   

К застою в духовной жизни ведут многочисленные препятствия, такие, как анартхи (нежелательные качества) и враги ума. Шрила Рупа Госвами объясняет (книга «Нектар наставлений», текст 2):

    

атьяхарах прайасаш ча

праджалпо нийамаграхах

джана-сангаш ча лаулйам ча

шадбхир бхактир винашйати

    

«Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек: 1) ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег; 2) прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей; 3) ведет пустые разговоры на мирские темы; 4) выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, как ему заблагорассудится; 5) общается с людьми мирского склада, не проявляющими интереса к сознанию Кришны; 6) жаждет мирских успехов».

Итак, определенные поступки приводят к винашьяти, падению, и все эти виды деятельности имеют ту или иную связь с врагами ума. Возьмем, к примеру, атьяхару, т.е. «переедание» или «накопление лишнего». Человек накапливает больше, чем ему нужно, из зависти к богатству своих сослуживцев. Он злится и думает, что заслужил больше, наивно полагая, что материальные вещи полностью удовлетворят его. Такие страсти приводят к тому, что человек покупает больше, чем ему необходимо, и в конце концов сходит с ума, поскольку чем больше он покупает, тем больше разочаровывается сам и разочаровывает других. Никто еще не стал счастливым, окружая себя предметами, которым суждено кануть в лету. Остальные пять видов пагубной деятельности также основаны на шести врагах. Каждый может сам проанализировать их и понять, каким образом враги ума порождают и поддерживают эти виды деятельности.

Прервите свое чтение минут на двадцать и поразмышляйте над тем, как это происходит. Изучите одного врага за другим, взяв в качестве примера сначала себя самого, а потом своих знакомых.

 

Что мешает проявлению энтузиазма

    

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини» тоже приводит шесть причин, по которым энтузиазм не развивается должным образом. Он описывает стадии неустойчивого преданного служения. Мы хотим применить это знание на практике, чтобы обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни.

    

1. Утсаха-майи, «внезапный энтузиазм». Такое происходит с новичками в духовной жизни, когда новизна духовного пути окрыляет их. Поскольку преданные становятся частью нового процесса, они начинают считать себя особенными и раздуваются от гордости. Но надолго такого энтузиазма не хватает. Когда мы встаем на путь бхакти, т.е. отправляемся в духовное путешествие, Кришна дает испытать особые ощущения и вкусы, чтобы у нас появился энтузиазм, но он неустойчив. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет причину утсаха-майи, чтобы мы могли упорно добиваться энтузиазма и поддерживать его, пройдя эту начальную стадию. Мы должны сделать энтузиазм неотъемлемой частью нашего бытия, а не оставлять его в качестве кратковременной эмоции, основанной на гордыне или самовлюбленности.

2. Гхана-тарала. Это значит, что человек то чувствует приливы энтузиазма, то погружается в «спячку». Качество нашего служения (слушания, воспевания, памятования и т.д.) зависит от того, в каком состоянии мы сейчас пребываем. Когда нас охватит энтузиазм, мы почувствуем, как сильна наша вера, и будем совершать меньше апарадх (оскорблений); соответственно враги ума не будут так докучать нам. Но стоит нам поддаться сонливости, как враги ума безжалостно поработят нас.

3. Вьюдха-викалпа. Стадия, на которой сомнения лишают нас сил. Несмотря на то, что человек может до какой-то степени верить в то или иное философское положение, сомнения в основном оказываются сильней его убежденности. Преданный может давать какие-то обязательства или принимать определенные решения, но в последнюю секунду побоится сделать решающий шаг из-за тяжких сомнений, одолевающих его. Человек ставит под вопрос все свои решения и постепенно утрачивает способность приходить к какому бы то ни было выводу. У него появляются такие вопросы: «Могу ли я действительно поверить, что Кришна желает мне добра?», «А что, если Бога вообще нет?», «А вдруг этот процесс не работает?» Такие вопросы порождают сомнения, а не веру.

4. Вишайя-сангара. Стадия, на которой преданный выходит на «тропу войны» против материальных чувственных удовольствий. Вера уже победила сомнения, но человек все еще попадает в «жернова» бхога-тьяги, постоянного выбора между наслаждением и отречением. Привязанность к наслаждению чувств по-прежнему сильна. На предыдущих стадиях привязанность также существовала, но она не причиняла особых беспокойств, потому что сомнения заполняли все наше бытие. Теперь он изучил и осмыслил большую часть философии, но чувства и греховные желания все еще берут над ним верх. Несмотря на то, что преданный на этой стадии способен отличить хорошее от плохого, страсти толкаютания все еще берут над намива 16 Законов Мальты.

                                                                      его к запретным поступкам.

5. Нияма-кшама. Это стадия незрелой бхакти. Сомнения и привязанности почти исчезли, однако у человека не хватает воли, чтобы усилить и улучшить свое преданное служение. Ради совершенствования он дает обеты и принимает на себя обязательства, но в последний момент ему не хватает сил, чтобы довести начатое до конца, т.е. не хватает зрелой преданности.

6. Последняя стадия неустойчивой преданности называется таранга-рангини, на которой у преданного еще сохраняется привязанность к богатству, почету и признанию. Выйдя на этот уровень, человек уже почти подошел к цели. Он уже не находится на уровне неофита; он оставил бхога-тьягу, почти не подвержен сомнениям и поднялся над незрелой преданностью. Такие люди обладают всеми возвышенными качествами, однако часто становятся добычей пратиштхи, гордыни. Благодаря их возвышенным качествам и высокому уровню преданности к ним сами собой приходят деньги, слава и высокое положение в обществе. К несчастью, такие побочные продукты служения мешают им испытать высшие проявления энтузиазма и любви к Богу.

    

Шесть принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму

    

Рупа Госвами дает нам шесть принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелому бхакти и непременно наградит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов первой стоит утсаха:

    

утсахан нишчайад дхаирйат

   тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех

шадбхир бхактих прасидхйати

    

«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать регулирующим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам – слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем), 5) отказаться от общения с непреданными, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении» («Нектар наставлений», текст 3).

1. Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рвения в своей деятельности, то можем готовиться к еще одному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем: позволим ли мы ему полностью уничтожить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничтожить его?

2. Быть уверенным. Если мы неуверенны, то не станем с готовностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.

3. Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность указывают на то, что мы радостно предвкушаем свое будущее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение. Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиазмом, то забудем о том, что Кришна – Высший Управляющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Своей воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с энтузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа милости, то наше сознание ослабнет и станет открытым для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. Мы должны испытывать энтузиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не забывать при этом, что Кришна и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Например, служащий трудится не покладая рук с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.

4. Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы – это наше лекарство. Если больному поставили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздоровлении. Регулирующие принципы предписаны нашими ачарьями и играют важнейшую роль в нашем благополучии.

5. Отказ от общения с непреданными. Стремительно продвигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавшиеся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тревогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот человек превратился в пособника врага. Подобным же образом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосторожности. Вот почему это наставление (отказ от общения с непреданными) является практическим соображением. Если мы хотим достичь цели, то должны тщательно выбирать круг общения.

6. Следовать по стопам предыдущих ачарьев. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые достигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.

    

Эти шесть принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуздать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправному рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»: «Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиазмом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику – каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность – но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны.

Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе юктам ваирагьям учьяте). Преданное служение – это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни».

Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.

    

Признаки успеха

   

Когда преданный достигает стадии бхавы, или экстаза преданности, в его жизни начинают преобладать девять видов деятельности. Эта стадия наступает, когда пройдены все предыдущие ступени, а именно: шраддха (вера), садху-санга (общение с преданными), бхаджана-крия (практическое преданное служение под руководством духовного учителя), анартха-нивритти (очищение от нежелательных препятствий и оскорблений), ништха (стабильность), ручи (ярко проявленный вкус к духовной деятельности) и асакти (сильная привязанность к Господу). Пройдя через асакти, преданный достигает стадии бхавы, которая предваряет прему, высшую стадию совершенства жизни. Бхава может проявиться только по прошествии предыдущих стадий, поскольку она невозможна без стабильности, а стабильность, в свою очередь, не приходит к тому, у кого нет постоянного энтузиазма.

Представьте себе лифт, который везет вас с первого этажа на последний. Вы проезжаете множество уровней, наконец, дверь открывается, и вы выходите. Бхаву, экстаз, можно сравнить с этой открытой дверью; этот экстаз раз и навсегда разрушит все оставшиеся у вас преграды и анартхи. На этой стадии преданный проходит через последнее очищение, что позволяет душе вступить в духовную сферу и испытать прему. А теперь мы рассмотрим признаки человека, подошедшего к этой двери, чтобы осознать силу энтузиазма. Арджуна в «Бхагавад-гите» тоже интересуется этим вопросом и спрашивает Кришну, как человек, преодолевший материальную природу, ходит, разговаривает и ведет себя. Как нам узнать такого человека, и какова внутренняя жизнь такого человека? Вот список признаков, по которым ачарьи определяют человека, преодолевшего материальную природу и «стучащего в дверь премы». Про такого человека говорят, что он укрепился в бхаве.

1. Авьяртха-калатвам. Использование времени в служении Господу. Задумаемся, как мы используем свое время? Если мы тратим его на пустяки, враги ума наверняка станут активнее.

2. Кшанти. Спокойствие, или способность не терять присутствия духа среди потрясений. Это перекликается со вторым принципом, данным Рупой Госвами, – твердой убежденностью, то есть уверенностью в действиях.

3. Виракти. Равнодушие к объектам удовлетворения чувств. Мы не собираемся гасить свой энтузиазм, но мы также не хотим взращивать нездоровый энтузиазм. Следует отказаться от плохого, чтобы достичь хорошего.

4. Мана-шуньята. Отсутствие гордыни. Гордыня – это серьезный враг, который мешает экстазу. Воспрепятствовать распространению этого врага и даже его появлению появиться может антибиотик под названием «Смирение».

5. Аша-бандха. Надежда на то, что Господь прольет Свою беспричинную милость на нас. Человека, горящего энтузиазмом, не остановят даже препятствия, которые кажутся непреодолимыми и бесконечными. У такого человека естественным образом развивается оптимизм, и он пытается каждый поворот судьбы использовать для роста и служения. Он находит способы преодолеть препятствия или сложности и не позволяет себе поддаваться их диктату, который порой проявляется в том, что человек начинает считать себя неудачником.

6. Самуткантха. Сильное стремление служить Господу. Не имеет значения, где они находятся, с кем живут и какими богатствами обладают, – такие преданные всегда стремятся испытать чистую любовь к Богу.

7. Нама-гане сада ручи. Постоянное влечение к воспеванию святых имен Бога. Преданный на этой ступени бхавы не может прожить ни минуты, не взывая к Господу. Такие преданные постоянно готовят себя к новым ощущениям и при этом всегда помнят о цели. Они понимают, что, желая достичь цели, нужно поставить себя в такое положение, чтобы быть способным воспринять милость. Они стараются привлечь внимание тех, кто может одарить благословениями и пролить на них свою милость; так они достигают успеха.

8. Асактис тад-гунакхьяне. Привязанность к прославлению Господа и обсуждению Его качеств. Славя лилы, игры Господа, они постепенно поднимаются на уровень, на котором сами могут принять в них участие.

9. Притис тад-васати стхале. Желание жить в святых местах, где Господь проводил Свои игры. Человек, стоящий у заветной двери, уже прошел все предварительные стадии и заслужил возможность присоединиться к вечным спутникам Господа в духовном царстве. Такие преданные стремятся жить в святых местах поломничества, ибо готовы к откровениям и не хотят ждать, пока оставят свое материальное тело. Все еще оставаясь в материальном теле, они принимают прибежище у духовной энергии, чтобы полностью погрузиться в служение. Так они естественным образом защищают себя от апатии и нежелательного общения. Находясь в духовной обстановке, они путешествуют или остаются на какое-то время в местах, где проходили те или иные игры Господа. Так они обретают право ступить за порог той заветной двери.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.