Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДУХОВНЫЙ ВОИН 3 страница



ОТВЕТ: Жить в материальном мире – значит совершать ошибки (бхрама), впадать в забытье (прамада), обманывать других (випралипша) и довольствоваться несовершенными чувствами (каранапатава). Иногда мы оказываемся в числе тех, кого обманывают, вводят в заблуждение или предают. Нам не удастся полностью избежать этого. Все люди когда-нибудь испытают на себе эти несчастья в различных их проявлениях. И все-таки следует спросить себя, как долго еще мы будем страшиться предательства.

Прежде всего, если мы не прощаем и носим обиду в себе, мы тем самым позволяем обидевшему нас человеку причинять нам боль снова и снова. Во-вторых, мы не можем больше жить в настоящем или планировать будущее. В-третьих, мы держимся за двойственность, что мешает нам подняться над проблемой. И, наконец, если гнев и переживания заполонили наше сердце, мы не способны сами любить и не даем Кришне действовать более активно в наших сердцах. Порой мы даже хотим, чтобы наш обидчик прошел через такое же предательство или испытал боль. Если такие мысли приходят на ум, нужно спросить себя, до какой степени человек должен пострадать, чтобы мы сжалились над ним. Мы можем обратиться к житиям различных ачарьев в нашей традиции – многие из них также были обмануты, брошены, избиты или превратно поняты. Однако никто из них не питал враждебных чувств к своим обидчикам и не опускался до мести.

Мы хотим простить других, ибо сами хотим быть прощены. Подобно тому, как мы встречались с теми, кто предавал или разочаровывал нас, кому-то также не повезло, и он встретился с человеком, который обманул или расстроил его, и этим человеком были мы сами. Мы тоже причиняли боль, наносили раны и доводили до слез людей; поэтому, коль мы хотим быть прощены, нужно прощать других. И, конечно, мы должны наконец простить и себя. Некоторые люди по-прежнему ведут эти болезненные внутренние диалоги, поскольку так и не простили себя за неверный выбор или за неприятные события в прошлом.

С духовной точки зрения это еще один способ поиграть в Бога. Мы можем имитировать Бога в умиленном настроении, думая, что мы такие же чудесные, как Сам Бог. Но мы также можем играть роль Бога, истязая себя жалостью к себе и горестными вздохами, что приводит к тому, что наше прошлое и наши раны занимают главенствующее место в нашей жизни. Некоторые люди превращают свои раны и ошибки в повелевающее божество их ума и сердец. Но если на алтаре нашего сердца красуются эти ошибки, как мы сможем позволить войти туда Богу? Как только мы свергнем этих бесполезных истуканов, которые были подделкой нашей подлинной связи с божественным, мы освободим место для истинного, достойного поклонения Божества – нашего Господа. Всегда помните, что самое возвышенное служение не ограничивается лишь внешними действиями; напротив, глубокая духовность достигается именно внутренней работой. Поэтому здоровый внутренний диалог – это не блажь, не бесплатное приложение к духовной практике; такой диалог просто необходим для полноценной духовной жизни.

   

   

ГЛАВА ВТОРАЯ: Важность краткосрочных целей.

   

ударах сарва эвайте

джнани тв атмайва ме матам

астхитах са хи юктатма

мам эвануттамам гатим

    

«Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Себе. Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели» («Бхагавад-гита», 7.18).

    

Постепенное продвижение к цели.

   

Хотя мы понимаем, что заветная мечта каждого преданного – вернуться в духовный мир, став чистым слугой Кришны (Бога), мы должны также обратить свое внимание на важность краткосрочных целей, которые мы ставим на пути постепенного продвижения к высшей цели. В «Бхагавад-гите» (10.34) Верховный Господь называет нам эту высшую цель, которая включает в себя постоянное помятование о Нем:

    

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру

мам эвайшйаси йуктвайвам

атманам мат-парайанах

    

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придешь ко Мне».

Господь ясно называет нам высшую цель нашего бытия. Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, никогда не забывали Его и действовали на радость Ему. На этом возвышенном уровне обитают нитья-сиддхи, вечно освобожденные существа, чьи мысли всегда находятся в совершенной гармонии с Богом.

Хотя большинство людей не находится на этом редко достижимом уровне, Верховный Господь не отвергает их и не считает безнадежными неудачниками. Напротив, в двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь предлагает различные альтернативы для преданных, которые не способны постоянно думать о Нем. Вначале Он рекомендует процесс садхана-бхакти (практического преданного служения). От нас ожидается, что мы заняты деятельностью, которая заставит наш ум и чувства погрузиться в размышления о Верховной Личности Бога; этим целям служит девятисложный процесс преданного служения:

    

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

    

«Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) – таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад Бхагаватам», 7.5.23).

Бог, впрочем, знает, что для многих будет сложно следовать даже этим принципам бхакти; вот почему Он просит нас работать для Него или помогать тем, кто строго следует процессу садхана-бхакти. Если мы не можем постоянно думать о Господе или следовать пути садхана-бхакти, то должны поддерживать тех, кто способен следовать этому процессу, и работать для Господа, подобно игроку в команде.

Но даже если мы не способны работать для Бога или помогать серьезным преданным, Он все равно не отвергает нас и не теряет надежду на нас. Наоборот, он поощряет наш труд, каким бы он ни был, и просит нас оставаться непривязанными к плодам нашей работы. Но для многих людей даже последняя просьба остается сложной, а может быть, их страсти так сильны, что они просто не хотят прислушиваться к Его словам. В этом случае Кришна просит нас накапливать знания. Бог лично предлагает нам выбор. Хотя Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, Он понимает, что мы еще не готовы полностью сосредоточить ум на Нем.

Постоянная медитация на Господа подразумевает, что мы поклоняемся Ему с глубокой сосредоточенностью и позволяем Ему действовать через нас. На этом уровне мы будем очень тесно связаны с Господом, поскольку у нас уже не будет ложного эго, которое проявляется в виде страха, гнева, зависти, похоти, жадности, опьянения, безумия и т. п. Враги ума больше не станут нападать на нас, поскольку мы всегда будем увлечены медитацией на Бога. Все вышеперечисленные качества уводят наш ум прочь от Господа, направляют его в другую сторону. Поэтому, если мы не способны полностью вручить свои умы Господу и получить в ответ Его целиком, Он указывает нам пути, чтобы мы постепенно приблизились к Нему и оставались под Его опекой, которая распространяется на всех без исключения.

    

йе йатха мам прападйанте

тамс татхайва бхаджамй ахам

мама вартманувартанте

манушйах партха сарвашах

 

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи» («Бхагавад-гита», 4.11).

Погружены ли мы полностью в мысли о Господе, следуем ли другим процессам или просто исповедуем атеизм или имперсонализм, мы все равно остаемся на пути к Нему, и Он взаимодействует с нами в зависимости от наших мыслей и поступков. Мы не собираемся поспешно называть человека никчемным только потому, что он не может пока трудиться исключительно для Бога.

    

Совершенство приходит во время работы.

   

Если мы вспомним атлетов, которые участвуют в Олимпийских играх, то поймем, что многие из них шли к своим целям на протяжении долгих лет. Кто-то начинал свой спортивный путь еще в младенчестве и так добился успеха. Вряд ли кто просыпался в одно прекрасное утро и ни с того, ни с сего становился мастером спорта и чемпионом, минуя каждодневные тренировки. Как правило, они должны быть полны решимости достичь цели и тренироваться до седьмого пота. Порой этим атлетам приходится тренироваться десятки часов каждый день. Вся их жизнь построена вокруг того вида спорта, которым они занимаются. Несмотря на то, что у них есть еще какие-то дела, спорт постоянно остается их приоритетом, и они даже выбирают диету, друзей и способ зарабатывания денег с учетом своего вида спорта. Мечтая когда-нибудь завоевать золотую медаль на Олимпиаде, эти атлеты постоянно ставят перед собой краткосрочные цели, которые ведут их к пьедесталу победы.

Постарайтесь это понять. Если у нас будут просто высшие цели и не будет никакой стратегии или краткосрочных целей, в большинстве случаев высшая цель так и останется лишь словами. Мы нуждаемся в глубокой медитации и стратегиях, которые могут помочь нам продвигаться от одного успеха к другому, пока мы в конце концов не достигнем высшей ступени развития. Вспомним историю из «Махабхараты», когда Арджуна попал стрелой в глаз рыбы. Почему он смог сделать это? Многие могучие кшатрии (воины) пытались поразить эту мишень, чтобы завоевать Драупади, но лишь Арджуне удалось с блеском выдержать испытание. Он без труда выполнил задание лишь потому, что до этого упорно упражнялся в стрельбе и тренировал свою способность сосредоточиваться. Непрерывная практика и постепенное продвижение через определенные краткосрочные цели помогли ему достичь таких высот военного мастерства.

    

Корабль без руля.

   

Несмотря на то, что мы считаем себя слугами Бога и в конечном итоге желаем стать полностью сознающими Бога, наш ум остается очень сильным. Если мы не составляем подробных планов, то майя, или дьявол, или искуситель – называйте это как угодно, – будут планировать за нас. Если мы каждый день не ставим перед собой краткосрочных целей, нам будет очень тяжело продвигаться к высшей цели. В Африке есть поговорка: «Если ты не знаешь, куда держишь путь, то дорога решит это за тебя». Даже родители стараются дать своим детям некую цель, которая будет вести их по жизни. К несчастью, из-за все увеличивающихся трудностей в воспитании детей в наше время некоторые родители просто позволяют детям вести себя, как им вздумается. Современная система образования тоже тяготеет к такому типу обучения, когда детям позволяется учить то, что им по душе. Однако, посылая своих детей в мир без какой-либо стратегии или основополагающих принципов, мы уподобляемся тем, кто спускает на воду корабль, не прикрепив к нему руль. Не объяснив им ничего, мы просто гоним их прочь, наивно надеясь, что они как-то найдут некую точку опоры. Если мы вводим их во взрослую жизнь без каких-либо навыков, жизнь легко раздавит их.

Разумеется, родители должны учитывать индивидуальность своего ребенка и стараться вдохновлять его в соответствии с его природными склонностями. В противном случае ребенок просто взбунтуется, если родители будут каждую секунду одергивать его, заставляя его думать, ходить или говорить в той или иной манере. Но если мы посылаем своих детей в мир и позволяем им действовать так, как подсказывают им их чувства, то они не просто собьются с пути, как корабль без руля, но и превратятся в негодяев, которые будут ненавидеть своих родителей за то, что те дали им эту, с позволения сказать, свободу. Позднее они охарактеризуют вашу снисходительность как отсутствие любви и заботы, ибо вы как родитель не использовали свои возможности, чтобы спланировать их будущее.

    

Как пройти до конца.

   

Подростки и молодые члены духовных общин год за годом слышат, что нашей высшей целью является чистая преданность Господу. В то же время вокруг себя они видят столько отклонений, столько чувственных наслаждений, что эта пресловутая высшая цель набивает у них оскомину и кажется очень далекой и неоднозначной. Но если у них появляются краткосрочные цели, способные задействовать их энергию, они чувствуют себя намного лучше, чем тогда, когда они год за годом жили жизнью преданных и пытались «допрыгнуть» до высшей цели. Они нуждаются в счастье, приключениях и успехах, которые не дадут им пойти на дно жизни.

Я так взволнованно говорю об этом, поскольку вижу, что происходит во многих общинах и что происходило со мной. Оглядываясь на прожитые годы, я вижу, как милость моего духовного наставника питала мой энтузиазм в служении на протяжении этих лет. Но я также вижу, какую важную роль сыграли мои краткосрочные цели. Мы постоянно слышим слово «предаться», но ведь предание себя – это процесс. Иногда люди говорят нам: «Просто исполняй свои обязанности». Однако дхарма, или религиозный долг, также зиждется на способностях, или адхикаре. Мы не можем навязать дхарму людям, а должны вдохновлять их жить по заповедям дхармы. Почитая дхарму, мы со временем естественным образом подойдем к санатана-дхарме, нашим вечным обязанностям. Если вы служите исключительно из чувства долга, не испытывая никакой радости, постепенно ваша жизнь превратится в пытку, и вы также станете считать себя источником мучений для тех, кто больше других заботится о вас. Вас постоянно будут одолевать всяческие беспокойства, что попросту объясняется нехваткой радости в вашей жизни.

Так или иначе, мы всегда одержимы безумием. Либо мы сходим с ума и опьяняемся любовью к Богу, либо теряем рассудок в погоне за каким-нибудь чувственным удовольствием. Все дело в том, куда мы направляем наше безумие. Когда нас охватит неуемное стремление к достижению целей, которые соответствуют нашим склонностям, мы начнем заражать друг друга тем, чем живем и дышим. И наоборот, если мы выполняем свои обязанности, как манекены, или, хуже того, из-под палки, просто отсчитывая дни, мы тоже влияем на окружающих, делая их слабыми, поскольку наша апатия проникнет в сознание каждого и ослабит их желание достичь определенной цели.

Вот почему иногда на Олимпийских играх все медали в одном виде спорта – золотую, серебряную и бронзовую – завоевывают спортсмены из одной и той же страны. Поскольку золотой медалист тренировался с таким рвением, его энтузиазм сказался на достижениях всей команды. В результате у них образовалась целая плеяда выдающихся спортсменов, и все благодаря одному человеку, который смог на своем примере вдохновить других на достижение высшей ступени мастерства.

Если мы только слышим о высшей цели, но не имеем ни малейшего представления, как ее достичь, мы непременно скатимся на уровень секты. Поскольку нам не удастся взойти на более высокую ступень, мы будем чувствовать себя обманутыми, но при этом начнем притворяться, что уже всего достигли. Вследствие этого мы превратимся в людей, которые хотят действовать и служить как им заблагорассудится, отвергая краткосрочные цели, поскольку не хотят выглядеть слишком независимыми. Нам скажут: «Да ты просто в майе, в иллюзии. Не пытайся стать независимым. Просто работай». Но так уж случилось, что у нас есть определенные способности и интересы, которые мы можем использовать в служении гуру, Богу и общине.

Мы должны по возможности быть занятыми в деятельности, которая лучше всего подходит для нашего характера (если это не майя), особенно если следуем девятисложному процессу. Сам Господь дарует нам альтернативные пути, чтобы мы прогрессировали тогда, когда не способны все время думать о Нем. Он дает нам авторитетные краткосрочные задачи. Мы не собираемся приобщаться к ложным целям, будь то краткосрочные или конечные цели, но мы также не собираемся принижать живую природу сознания Кришны. Бог всегда живой, и если мы найдем способ, как обуздать свой ум, и определим для себя, каким видом служения заниматься, наша любовь к Господу усилится.

    

Наметить цель.

   

Чтобы избежать ложных целей или не прийти туда, куда мы приходить не хотим, нужно первым делом четко представить себе цель, которую мы хотим достичь в своей жизни, а затем подробно уяснить метод, с помощью которого мы эту цель достигнем. Если мы хотим быстро оценить ту или иную философию или учение, мы должны задать простой, но важный вопрос: что представляет собой высшая цель, которую достигает человек, верно следующий этому учению? Любая теология, философия или религия предлагает свою цель, до которой доходят те, кто достиг высот этих учений. Неважно, желает ли человек сотворить рай на земле, познать энергии Господа, развить определенную шакти или мистическую силу, достичь небес или прийти во Вриндаван, в духовный мир, – каждый путь предполагает выполнение особых требований. Но что еще более важно – тот, кто идет по одному из этих путей, должен развить соответствующий тип сознания, связанный с заветной целью, если хочет пройти путь до конца.

Порой люди спрашивают: «Разве все теологии и философии не ведут к одной же цели?» Если мы пристально взглянем на цели различных учений, то обнаружим, что их цели и направления действительно разнятся. Разве студент, учащийся на одном факультете университета, получает диплом другого факультета? Если человек добивается успеха в определенной сфере и прилежно посещает занятия, он получит докторскую или иную степень именно в той дисциплине, которую изучал. Поэтому, прежде чем браться за изучение того или иного предмета, человек должен спросить: «Какую квалификацию я приобрету, когда изучу всё, что касается этой области знания?» Мы задаем такие вопросы при поступлении в академию и в других сферах материальной жизни, и мы должны задавать эти важные вопросы, вступая в жизнь духовную.

Некоторые люди пугаются и даже ужасаются, узнав наконец о цели учения, которому следуют. Однако если цель подходит нам, мы должны задаться вторым вопросом: что мне следует делать, чтобы достичь этой цели? Даже если кто-то не готов пока полностью следовать правилам и предписаниям, одного лишь согласия с необходимостью таких правил и предписаний будет достаточно, чтобы он смог продвигаться в верном направлении. По крайней мере, такой человек не отступит от конечной цели, хотя пока не может придерживаться всех правил. В таком случае человек может делать то, на что ему хватает сил, стараясь приблизиться к заветной цели насколько можно ближе. Но если мы не согласны с самой целью, нам надо заняться чем-то другим – тем, что поможет нам достичь тех целей, к которым мы действительно стремимся.

Если человек на самом деле стремится к цели и до некоторой степени способен следовать методу, он должен задать третий вопрос: достиг ли кто-нибудь из тех, кто серьезно следовал этому методу, заветной цели, и если да, то что они обрели? Мы должны изучить жизнь тех, кто уже пришел к цели, ибо в конечном итоге нам также предстоит испытать те же ощущения и обрести те же качества, когда наша заветная мечта исполнится.

При этом следует понять, что если мы нашли цель, которая подходит нам, но мы не обладаем квалификацией, чтобы следовать методу, то она так и останется недостижимой, пока мы не найдем в себе силы действовать должным образом. Если мы по-настоящему хотим достичь цели, то со временем заставим себя следовать всем необходимым условиям. С другой стороны, если мы не хотим действовать соответствующим образом, нам следует честно спросить себя, а хотим ли мы на самом деле достичь этой цели? Бывает и так, что нам не по душе какая-то цель, и тогда нам нужно отбросить лицемерие и найти другой путь с соответствующими методами. Правда, может случиться, что мы никогда не захотим предпринять необходимые шаги к достижению той или иной цели, и в этом случае надо найти метод, которому мы согласны следовать, и искренне идти в заданном направлении.

    

Найти себе занятие.

   

После того, как мы четко представили себе цели, которых нам хотелось бы достичь, мы должны наметить основные вехи развития и найти способы, как поддерживать свой энтузиазм. Если мы проанализируем свою жизнь, то обнаружим, что самые счастливые минуты нашего духовного путешествия мы переживали, когда наш ум был полностью погружен в какое-либо начинание или замыслы, и мы при этом не ожидали ничего взамен. Мы можем служить разнообразными способами, но как только мы начнем действовать бескорыстно, не забывая при этом, что являемся преданными, мы обретем силу, чтобы обуздать свой ум. По своему опыту я знаю, что если не направляю свой ум на определенную цель, мой ум становится невменяемым или начинает метаться. Такие нескончаемые колебания могут привести к тому, что человек чувствует себя ничтожеством, гневается или ощущает себя одиноким, и у него ухудшается настроение, ибо все это – свойства самого ума. Но в минуты, когда у вас есть план или цель, которые приводят вас в восторг, вы наполняетесь такой энергией, что способны сделать намного больше, чем рассчитывали.

Для каждого человека подходит свое занятие. Например, преданный, живущий в храме или среди людей отреченных, может спросить: «Какую же цель ставить тому, кто просто занят монашеской деятельностью, живет в храме и у кого нет ни жены, ни детей?» В этом случае цель не обязательно должна быть связана с материальной энергией; средоточием ее может стать каждодневное служение. Например, преданный может дать обет прочесть за шесть месяцев определенное количество книг или подумать, как создать лучшие условия для себя и для всего монастыря в целом и приурочить это к какой-нибудь дате, скажем, к концу года. Цель, которую мы выбираем, должна задействовать всю нашу энергию. Если это произойдет, мы будем с большей радостью продолжать свое духовное путешествие, поскольку рутинная деятельность превратится для нас в средство достижения заветной мечты. Очень опасно давать уму волю. Поскольку наш ум и окружающая среда постоянно нападают на нас и причиняют беспокойства, мы должны быть настороже и развивать больше внутренней силы, если хотим получить возможность достичь высшей цели.

Нам следует более тщательно изучить свою жизнь. Когда вы планируете какое-то мероприятие или строительство, жизнь становится более яркой. Но понаблюдайте за своим умом, когда вы просто чахнете от своих ежедневных «ритуалов». Где бы вы ни жили, куда бы вы ни ходили – будь то храм, монастырь, церковь, мечеть или синагога, вы не станете счастливым, пока не найдете себе применение в том или ином деле, завершение которого станет важной вехой в вашей жизни. Учитывая силу ума, мы иногда вынуждены обманывать его, чтобы ум был погружен в культуру преданности. Если мы не займем его – он займет нас.

Помню, когда я участвовал в специальной программе по распространению книг нашего духовного учителя по музеям, библиотекам, университетам и среди профессоров. Все, кто был в этой группе, пришли к нашему духовному наставнику, вооружившись ручками и карандашами, чтобы получить от него особые наставления, как распространять его книги. Мы надеялись получить секретные, подробные наставления, которые помогли бы нам достичь наших целей. Однако наш духовный наставник просто сказал: «Не жалейте сил, и Кришна поможет вам». Когда мы получаем наставления общего характера, на нас возлагается ответственность за то, как мы это наставление усвоим и как мы применим его в том или ином деле, которое нам надо завершить. Порой наставления могут показаться незамысловатыми или расплывчатыми, но если они наделены силой и мы чутко внимаем им, нам обеспечен полный успех. Наша группа тогда поверила в это простое наставление, и позже мы достигли такого успеха, о котором даже мечтать не смели. В нашей группе было несколько нестандартно мыслящих, умных юношей, и они ставили перед нами краткосрочные задачи и разрабатывали краткосрочные стратегии, которые помогали нам осуществить долгосрочные планы.

Выделите время для того, чтобы оценить свои способности и найти деятельность, которая будет вдохновлять вас. Какой вид духовной деятельности оживляет и волнует вас как преданного? Направьте себя по этим путям ради достижения целей, которые дороги вам, и вы станете более счастливым. Теперь снова отложите на день эту книгу и запишите на бумаге несколько краткосрочных целей, которые имеют для вас значение, и наметьте план по их осуществлению.

    

Необходимое, но второстепенное – слово о правилах и предписаниях.

   

Находясь в системе варнашрама-дхармы (ведической социальной системе, предназначенной для того, чтобы помочь людям возвысить свое коллективное и индивидуальное сознание), разные люди будут иметь разные способности и особые, лишь им присущие склонности, однако каждого человека можно вдохновить на служение в соответствии с его интересами. Несмотря на то, что мы можем делать подношение Верховному Господу в соответствии с типом нашей деятельности (варной) и с духовным укладом жизни (ашрамом), мы в конечном счете понимаем, что все варны и ашрамы играют второстепенную роль и являются всего лишь инструментом для достижения более высокой ступени.

Тем не менее, культура варнашрама-дхармы по-прежнему актуальна; она является частью поля деятельности, на котором человек имеет возможность сделать что-то для Бога. Великие мудрецы в конечном итоге учат нас: ахам брахмасми («я – душа»), подчеркивая таким образом, что наша истинная сущность намного выше телесной оболочки. Любовь не ограничена никаким внешним обозначением, поскольку ее природа не связана с этими категориями. И тем не менее разделение (на социальные уклады и т.п.) может стать подспорьем в нашем развитии и сыграть роль краткосрочной цели. Скажем, если кто-то находится в гуне невежества, но искренне пытается служить Господу, он постепенно возвысится до гуны страсти, а оттуда поднимется до гуны благости. Порой мы действуем под влиянием то одной гуны, то другой, но если мы решительно не прекращаем попыток, то естественным образом достигнем духовных высот.

Верховный Господь говорит нам, что все мы идем Его путем, а также просит нас просто служить Ему – неважно, какие у нас могут быть желания.

    

акамах сарва-камо ва

мокша-кама удара-дхих

   тиврена бхакти-йогена

йаджета пурушам парам

    

«Свободен ли человек от желаний (уровень преданных), исполнен ли материальных устремлений или мечтает об освобождении – все равно он должен во что бы то ни стало поклоняться Верховной Личности Бога и так достичь совершенства, апогеем которого является сознание Кришны» («Шримад-Бхагаватам», 2.3.10).

Даже если нас раздирают бесчисленные желания или мы просто мечтаем об освобождении, «Бхагаватам» все равно велит нам идти к Господу. Конечно, Бог вначале просит нас обращаться к Нему в определенной манере, но затем Он предлагает различные пути, чтобы мы могли духовно развиваться. Например, если учительница дает ученику какой-то материал, который ученик не может понять, она объяснит его на других примерах, более близких ученику. При этом она не должна забывать о своей первоочередной задаче – ведь она хочет, чтобы ученик сдал экзамены. Подобным же образом, мы должны всегда видеть перед собой высшую цель; иначе, работая для Господа или накапливая знания, мы начнем думать, что сама по себе работа или знания – это и есть высшая цель.

Нет сомнений в том, что для Верховного Господа наша внешняя деятельность не имеет решающего значения, однако Он дает нам альтернативные пути, и это не случайно. Если мы полагаем, что Господу нужны лишь эти правила и предписания, то мы будем служить, подобно куклам. Либо наше сердце огрубеет, и мы забудем, что Кришна в действительности хочет, чтобы мы постоянно думали о Нем. Мы участвуем в этой деятельности, чтобы иметь возможность с любовью думать о Нем и в конечном итоге развить чистую, беспримесную преданность. Второй стих из «Нектара наставлений» предупреждает, что слишком большая привязанность к правилам и предписаниям может повлечь за собой падение:

    

атйахарах прайасаш ча

праджалпо нийамаграхах

джана-сангаш ча лаулйам ча

шадбхир бхактир винашйати

    

«Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек: 1) ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег; 2) прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей; 3) ведет пустые разговоры на мирские темы; 4) выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний и действует, не признавая авторитетов, как ему заблагорассудится; 5) общается с людьми мирского скалада, далекими от сознания Кришны; 6) жаждет мирских успехов».

Обратите внимание на четвертый вид препятствий. Не следует считать, что Кришне нужно только следование каким-то правилам, и также не следует принижать значение этих правил. Напротив, мы должны относиться к ним с уважением, считая их необходимым предварительным условием для занятий преданным служением, но одновременно с этим заботиться о развитии своего внутреннего мира.

    

Маленькие победы увеличивают энтузиазм.

   

Нам необходимо задуматься над тем, насколько плачевно наше положение в этом материальном теле и материальном мире. Мы живем в лагере майи, и привычный образ мыслей не позволит нам вырваться из тисков материальной энергии, пока мы не придумаем верных способов, как обуздать свой ум. По этой причине Бхактивинода Тхакур, великий вайшнавский святой, объясняет, что до тех пор, пока человек не станет парамахамсой (святым), уму следует давать определенное количество эмоционального удовлетворения. Мы должны так занять свой ум, чтобы наше служение, наше окружение, деятельность и мы сами были нам в радость. Мы не можем просто работать, как проклятые, без всякого ручи, или вкуса. Присоединившись к религиозной организации или духовной общине, мы какое-то время можем подчиняться указаниям авторитетов, однако если мы не найдем способ развить вкус или не получим возможность достигать собственных целей на пути к цели высшей, то нас ожидает множество неприятностей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.