|
|||
Ю. Калашников. БЕСЕДЫ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО. О СИСТЕМЕ И ЭЛЕМЕНТАХ ТВОРЧЕСТВА. ПРЕДИСЛОВИЕЮ. Калашников БЕСЕДЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО О СИСТЕМЕ И ЭЛЕМЕНТАХ ТВОРЧЕСТВА ПРЕДИСЛОВИЕ Книга «Беседы К. С. Станиславского» представляет собой запись занятий великого создателя системы воспитания актера с артистами Большого театра. Станиславский проводил эти занятия в 1918–1922 годах в своей квартире в Каретном ряду, и первое время они были неофициальны, не имели никаких точных часов. Но Константин Сергеевич отдавал нам все свое свободное время, часто отрывая для этого часы от собственного отдыха. Нередко наши занятия, начинаясь в двенадцать часов дня, кончались в два часа ночи. Константин Сергеевич не придерживался лекционного метода, все, что он говорил, претворялось тут же в практические примеры, и слова его лились, как простая живая беседа с равными ему товарищами, почему я и назвала их беседами. Верными помощниками К. С. Станиславского в его занятиях были его сестра Зинаида Сергеевна и его брат Владимир Сергеевич. Оба они были преданы искусству не менее их великого брата. Станиславский никогда не отступал перед трудностями. Он всегда ободрял учеников и умел добиваться результатов, хотя бы ему приходилось повторять нам много раз одно и то же. Вот почему в беседах встречаются частые повторения, но я сознательно не вычеркиваю их, так как по ним каждый может судить о том, чего особенно настойчиво добивался Станиславский. Говорить сейчас о необходимости системы уже не приходится. Нужна только полная ясность в том, что составляет истинные, великие, живые и творческие идеи самого Станиславского, а что пришло от чрезмерно педантичных последователей, от формального понимания системы. В беседах с нами Станиславский старался дать нам понять, как через правильное внутреннее и внешнее поведение актера, через гармонию мыслей и чувств, отраженных в ряде верных простых физических действий, создается та жизнь сцены, которая привлекает все внимание зрителя, втягивает его в сценическую жизнь. Через метод физических действий Станиславский открыл артисту новый, более простой, короткий и легкий путь, как вливать в конкретные формы все те знания, которые артист накопил за всю свою жизнь. И этот новый путь — незаменимое и устойчивое основание всех успехов сценического творчества — ведет к постоянному обновлению и оздоровлению искусства переживания. У меня нет ни сил, ни красноречия передать то вдохновение, каким зажигал Константин Сергеевич своих учеников, — его увлечению противостоять никто не мог. Если собранные мною беседы Станиславского кому-нибудь помогут хоть сколько-нибудь продвинуться вперед в искусстве, моя задача будет выполнена.
|
|||
|