Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 12 страница



 

[300] «Репертуар и Пантеон», 1844 г., вып. 12, стр. 738. (Примеч. авт.) 192

Неточная цитата из анонимной статьи «Заметки петербургского зеваки» (Репертуар и Пантеон. 1844. Т. 8. Кн. 12. С. 739), которая до недавнего времени (вслед за А. А. Блоком) приписывалась A. А. Григорьеву. Как установила Д. М. Магомедова, автором ее был B. Р. Зотов. (комм. сост.)

 

[301] «3аметки петербургского зеваки» (с. 751). (комм. сост.)

 

[302] Там же (с. 740, 741). (комм. сост.)

 

[303] «Москва и Петербург, заметки зеваки А. Трисмегистова» («Моск. Городск. листок», 1847 г., № 88). (Примеч. авт.)

Цитата из предисловия А. А. Григорьева к «Моим литературным и нравственным скитальчествам», впервые опубликованным в журнале «Время» (1862. № 11. С. 7). Отсылка к источнику, указанному в сноске Анциферовым, ошибочна. (комм. сост.)

 

[304] Цитата из романа Достоевского «Подросток» (1875) (ПСС. Т. 13. С. 222). (комм. сост.)

 

[305] Цитата из очерка: Трисмегистов А. (псевдоним А. А. Григорьева). Москва и Петербург: Заметки зеваки // Московский городской листок. 1847. № 88. (комм. сост.)

 

[306] «Убегающая любовь » — выражение Анциферова, описывающего ситуацию в романе Достоевского «Подросток». (комм. сост.)

 

[307] «Репертуар и Пантеон», 1844 г., стр. 739. «Заметки петербургского зеваки». Все эти цитаты взяты из статьи А. Блока об Ап. Григорьеве. (Примеч. авт.)

Анциферов цитирует А. Григорьева по статье А. Блока «Судьба Аполлона Григорьева» (1915); фрагменты из «Заметок петербургского зеваки» взяты непосредственно из журнала «Репертуар и Пантеон». (комм. сост.)

 

[308] Образы из повести И. С. Тургенева «Призраки». (комм. сост.)

 

[309] Цитаты из стих. А. А. Григорьева «Город» (1845). (комм. сост.)

 

[310] Оль-де-бёф (фр. Oeil de Boeuf) — буквально: бычий глаз; круглое или овальное окно. (комм. сост.)

 

[311] Достоевский Ф. М. Маленькие картинки // ПСС. Т. 21. C. 107. (комм. сост.)

 

[312] «Самым угрюмым городом» — реминисценция из петербургских произведений Достоевского; см., например, роман «Униженные и оскорбленные» (ПСС. Т. 3. С. 169, 212). (комм. сост.)

 

[313] «Преступление и наказание». (Примеч. авт.)

ПН. С. 6. (комм. сост.)

 

[314] ПН. С. 121. (комм. сост.)

 

[315] «Подросток». (Примеч. авт.)

Цитата из романа Достоевского «Подросток» (1875) (ПСС. Т. 13. С. 222). (комм. сост.)

 

[316] «Миры иные » — слова старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы» (ПСС. Т. 14. С. 290). Возможно, что источником цитаты послужил также образ «миров иных» в лирике Блока (см. его стих. «Внемля зову жизни смутной…» и «Было то в темных Карпатах…»). (комм. сост.)

 

[317] «Братья знакомятся » — название третьей главы (ч. II, кн. 5) романа Достоевского «Братья Карамазовы». (комм. сост.)

 

[318] «Желторотые мальчики » — слова Ивана Карамазова из романа «Братья Карамазовы» (ПСС. Т. 14. С. 209). (комм. сост.)

 

[319] Парафраз трех строк из стих. Ф. И. Тютчева «Вопросы (Из Гейне)» (1830). (комм. сост.)

 

[320] Из стих. Ф. И. Тютчева «День и ночь» (1839). (комм. сост.)

 

[321] ПН. С. 391. (комм. сост.)

 

[322] Там же. С. 392. (комм. сост.)

 

[323] Там же. С. 394. (комм. сост.)

 

[324] Достоевский Ф. М. Двойник // ПСС. Т. 1. С. 138, 140. (комм. сост.)

 

[325] «Двойник» (Примеч. авт.)

Достоевский Ф. М. Двойник // ПСС. Т. 1. С. 143. (комм. сост.)

 

[326] Пляска смерти (фр.).

 

[327] «Дневник писателя: Бобок». (Примеч. авт.)

Пересказ и цитаты из рассказа Достоевского «Бобок» (ПСС. Т. 21. С. 43, 53). (комм. сост.)

 

[328] «Сверчок на печи» (1845) — рождественская повесть Ч. Диккенса; это произведение, судя по неопубликованным мемуарам Анциферова «Путь моей жизни», было для него символом семьи и домашнего уюта. (комм. сост.)

 

[329] «Записки из подполья», гл. II. (Примеч. авт.)

Неточная цитата из «Записок из подполья» (ПСС. Т. 5. С. 101); у Достоевского: «городе на всем земном шаре ». (комм. сост.)

 

[330] «Подросток». (Примеч. авт.)

Достоевский Ф. М. Подросток // ПСС. Т. 13. С. 113. (комм. сост.)

 

[331] Многоочитая — многоглазая, всевидящая. (Примеч. ред.)

 

[332] «Белые ночи» (Примеч. авт.)

Достоевский Ф. М. Белые ночи // ПСС. Т. 2. С. 105. (комм. сост.)

 

[333] «Подросток» (Примеч. авт.)

Достоевский Ф. М. Подросток // ПСС. Т. 13. С. 115. (комм. сост.)

 

[334] Достоевский Ф. М. Белые ночи // ПСС. Т. 2. С. 103. (комм. сост.)

 

[335] Часовня Св. Николая Чудотворца построена по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в 1854 г.; находилась в конце Николаевского (ныне Лейтенанта Шмидта) моста, на быке перед разводной частью (со стороны Васильевского острова); разрушена во время реконструкции моста в 1936–1938 гг. (комм. сост.)

 

[336] ПН. С. 89–90. (комм. сост.)

 

[337] Там же. С. 90. (комм. сост.)

 

[338] Из стих. П. А. Вяземского «Петербургская ночь» (1840). (комм. сост.)

 

[339] Полный текст стих. Ф. И. Тютчева «Опять стою я над Невой…» (1868). (комм. сост.)

 

[340] Полный текст стих. Ф. И. Тютчева «На Неве» (1850). (комм. сост.)

 

[341] Реминисценция из стих. Ф. И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней…» (1836).

Элизиум — загробное царство праведных (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[342] «И полюс влечет к себе свой верный город, убаюканный при свете мутных сумерек» — строки их стих. Ф. И. Тютчева, написанного по-французски 6 ноября 1848 г. (комм. сост.)

 

[343] Здесь и ниже цитаты из стих. Ф. И. Тютчева «Глядел я, стоя над Невой…» (21 ноября 1844 г.). (комм. сост.)

 

[344] Из стих. Я. П. Полонского «Белая ночь» (1862). (комм. сост.)

 

[345] Фофанов. «На Неве». (Примеч. авт.)

 

[346] Из стих. П. С. Соловьевой (псевдоним: Allegro) «Петербург» 1901. (комм. сост.)

 

[347] Цитаты из стих. П. Ф. Якубовича «Сказочный город» (1883). (комм. сост.)

 

[348] «Мир искусства», 1902, № 1. (Примеч. авт.)

 

[349] Значительность, величие (лат.).

 

[350] Цитаты из статьи А. Н. Бенуа «Живописный Петербург» (Мир искусства. 1902. № 1. С. 1–2); в круглых скобках комментарий Анциферова. (комм. сост.)

 

[351] История русского искусства, т. III: Петербургская Архитектура в XVIII и XIX вв. (изд-во Кнебеля). (Примеч. авт.)

 

[352] Старый Петербург (Изд-во «Свободное Искусство». П., 1916 г.) (Примеч. авт.)

 

[353] Цитаты из книги Г. К. Лукомского «Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам» (Пг., /1917/. С. 30, 34). (комм. сост.)

 

[354] Пассеист (от фр. passe — прошлое) — пристрастный к прошлому при безразличном или враждебном отношении к настоящему. (комм. сост.)

 

[355] Слова Гоголя из «Мертвых душ» (т. 1, гл. XI). (комм. сост.)

 

[356] Речь идет о проекте «Нового Петербурга». Проект «Нового Петербурга» на острове Голодае разработан академиком-архитектором И. А. Фоминым (1872–1936) в 1911–1913 гг.; в основу планировки положена характерная для классицизма радиально-кольцевая система; композиционным центром района должна была стать полукруглая в плане площадь, от которой на запад, в сторону залива, шли три магистрали, пересекавшиеся дуговыми проспектами; пятиэтажные дома, образующие площадь, предполагалось соединить арками на колоннах. Фомин воздвиг в 1912 г. один дом на площади; затем проектирование было передано Ф. И. Лидвалю (1870–1945), но вскоре строительство прекратилось. Подробнее об этом см.: Лукомский Г. К. Современный Петербург. Пг., 1917. С. 64; Лисовский В. Г. И. А. Фомин. Л., 1979. С. 83–86. Ряд материалов проекта «Новый Петербург» ныне хранится в Государственном музее истории Ленинграда. (комм. сост.)

 

[357] Новый Петроград. (Изд-во «Свободное Искусство», 1916 г.). (Примеч. авт.)

Пересказ мыслей Г. К. Лукомского о двух направлениях «неоклассического» градостроительства, которые он излагает в своей книге «Современный Петроград. Очерк истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915 гг.» (Пг., /1916/. С. 63; в сноске книга ошибочно названа «Новый Петроград»). Упомянутые Анциферовым архитекторы-ретроспективисты, сторонники возрождения классицистического стиля, продолжали традиции зодчих — первых строителей города; на страницах периодических изданий («Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др.) они выступали против разрушения «архитектурного облика» старого Петербурга. (комм. сост.)

 

[358] Петербург (Изд. Комитета Общины Свободная. Евгении. 1913 г.). (Примеч. авт.)

 

[359] Ср. у Лукомского:

 

«Раньше, чем возникла мысль о серьезном изучении Старого Петербурга… художники «Мира искусства» стали рисовать его былую красоту, уцелевшую местами от посягания людей и времени».

(Лукомский Г. К. Старый Петербург. Пг., /1917/. С. 27)

 

(комм. сост.)

 

[360] Цитата из оды Горация (кн. 3, ода XXX): «Не разрушит его… ряд // Нескончаемых лет — время бегущее» (пер. С. Шервинского). На русском языке это произведение получило особую известность благодаря вольным переложениям (под заглавием «Памятник») Пушкина, Державина и др. (комм. сост.)

 

[361] Речь идет о мистерии В. С. Печерина «Торжество смерти» (комм. сост.)

 

[362] Цитата из «Ада» Данте (песнь 3, стих 51): «взгляни и мимо » (пер. М. Лозинского). (комм. сост.)

 

[363] Парафраз строк из стих. Пушкина «Поэт и толпа» (1828). (комм. сост.)

 

[364] Ариадна — жрица и супруга Диониса (греч. миф.).

Сивилла — прорицательница (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[365] Менады — спутницы Диониса (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[366] «Cor Ardens», т. 1: «Медный Всадник». (Примеч. авт.)

 

[367] Цитаты из стих. В. И. Иванова «На башне» (между 1905 и 1907). (комм. сост.)

 

[368] Полный текст стих. И. Ф. Анненского «Петербург» (1910). (комм. сост.)

 

[369] Здесь и далее цитаты и пересказ фрагментов из романа Д. С. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей» (Спб., 1907); в скобках Анциферов указывает страницы по этому изданию.

Ниже в цитатах встречаются архаизмы: тапет — вероятно, от фр. tapis: ковер; фонтанж — род чепца, головной убор, украшенный кружевами; роброн — платье с фижмами колоколообразной формы. (комм. сост.)

 

[370] Местный колорит (фр.).

 

[371] Черта, сохраненная Петербургом до наших дней (Примеч. авт.)

 

[372] Это описание Летнего сада интересно сопоставить с образом Петергофского парка. См. стр. 522 (Примеч. авт.)

 

[373] Здесь и далее цитаты из романа Д. С. Мережковского «Александр Первый» (Спб., 1910. Т. 1); в скобках Анциферов указывает страницы по этому изданию. (комм. сост.)

 

[374] Цитата из повести Гоголя «Невский проспект». (комм. сост.)

 

[375] Мережковский Д. С. 14 декабря. Спб., 1918. С. 176. (комм. сост.)

 

[376] Мережковский Д. С. Антихрист: Петр и Алексей. Спб., 1907. С. 210. (комм. сост.)

 

[377] Гиппократово лицо (лат.).

 

[378] Откровение Иоанна Богослова (гл. 6, ст. 8). (комм. сост.)

 

[379] Цитаты и парафразы из статьи Д. С. Мережковского «Зимние радуги», вошедшей в его книгу «Больная Россия» (Спб., 1910. С. 4–13). (комм. сост.)

 

[380] Этим заклятием завершает Мережковский статью «Зимние радуги».

«Петербургу быть пусту » — формула типологически и, вероятно, генетически восходит к пророчеству «Книги Иеремии» (гл. 51, ст. 42–43), где предсказывается гибель и потопление Вавилона. Нам известно два круга документальных источников, зафиксировавших это легендарное заклятие новой столицы. Первый — документы дознания царевича Алексея, в показаниях которого от 8 февраля 1718 г. заклятие приписано его матери, царице Евдокии Лопухиной: «…сказывала, что Питербурх не устоит за нами: «Быть-де ему пусту »» (Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Спб., 1859. Т. 6. С. 457; документ, приведенный Устряловым, использовал С. М. Соловьев в 17-м томе «Истории России»). Другие источники — также бумаги Тайной канцелярии, но уже 1722 г., повествующие о распространившемся в Петербурге слухе: на колокольне церкви Святой Троицы якобы завелась кикимора, и по поводу этого «таинственного явления» дьякон прихода высказал пророчество: «Питербурху пустеть будет » (Семевский М. И. Очерки и рассказы из русской истории XVIII в.: Слово и дело! 1700–1725. Спб., 1884. С. 88–89). Это предсказание, отлившееся в XIX в. в устойчивую формулу «Петербургу быть пусту», использовано во многих художественных текстах начала XX в., например: взято эпиграфом к стих. П. С. Соловьевой «Петербург» (1905), приведено Д. С. Мережковским как заглавие статьи (Мережковский Д. С. Петербургу быть пусту//Речь. 1908. 21 декабря) и в романе «Петр и Алексей» (где приписано царице Марии Алексеевне) и т. д., вплоть до упоминания «заклятья» «царицы Авдотьи» в ахматовской «Поэме без героя». (комм. сост.)

 

[381] Ч. I, стр. 17. (Примеч. авт.)

Анциферов цитирует роман по изданию: Андрей Белый. Петербург. Пг., 1916. (комм. сост.)

 

[382] Bythos гностиков — один из образов стихии, мрака-материи, хаоса; хаос в гностических учениях не был столь четко противопоставлен цивилизации, как это звучит в трактовке Анциферова.

Гностики — последователи религиозно-философского течения, в котором соединялись догматы раннего христианства, античной философии и восточных культов. (комм. сост.)

 

[383] «Петербург», т. I, стр. 19. (Примеч. авт.)

 

[384] Т. I, стр. 2. (Примеч. авт.)

 

[385] Т. I, стр. 22. (Примеч. авт.)

 

[386] Т. I, стр. 43. (Примеч. авт.)

 

[387] Ч. I, стр. 24. (Примеч. авт.)

 

[388] Ч. II, стр. 17. (Примеч. авт.)

 

[389] Ч. I, стр. 70. (Примеч. авт.)

 

[390] Т. II, стр. 65. (Примеч. авт.)

 

[391] Цитата из «Посвящения» Гете к «Фаусту»: «Насущное отходит вдаль, а давность, // Приблизившись, приобретает явность» (пер. Б. Пастернака). (комм. сост.)

 

[392] Хронос — олицетворение времени (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[393] Имеется в виду ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда было совершено убийство Павла I. (комм. сост.)

 

[394] Т. II, стр. 72. (Прим. авт.)

 

[395] Ч. II, стр. 150. (Примеч. авт.)

 

[396] Ч. II, стр. 35. (Примеч. авт.)

николаевка — шинель с пелериной. (комм. сост.)

 

[397] Т. III, стр. 120. (Примеч. авт.)

 

[398] Из стих. А. А. Фета «Певице» 1857 (комм. сост.)

 

[399] Т. II, стр. 171. (Примеч. авт.)

 

[400] Т. II, стр. 172. (Примеч. авт.)

 

[401] Т. III, стр. 103. (Примеч. авт.)

 

[402] Т. I, стр. 141. (Примеч. авт.)

 

[403] Т. III, стр. 22. (Примеч. авт.)

 

[404] Цитаты из стих. Блока «Новая Америка» (1913). (комм. сост.)

 

[405] Из стих. Блока «Россия» (1908). (комм. сост.)

 

[406] Из стих. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке…» (1908). (комм. сост.)

 

[407] Из стих. Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» (1914). (комм. сост.)

 

[408] Из стих. Блока «Русь» (1906). (комм. сост.)

 

[409] Распространенная трактовка современниками творческой эволюции А. А. Блока как цепи метаморфоз «лика» Прекрасной Дамы (Софии, Вечной Женственности) — в Снежную Деву, Фаину, Незнакомку (во втором томе лирики) и в образ «Руси-жены» (в третьем томе). (комм. сост.)

 

[410] Из стих. Блока «Милый брат! Завечерело…» (1906). (комм. сост.)

 

[411] Парафраз цитаты из «Петербургских записок 1836 года» Гоголя. (комм. сост.)

 

[412] На почве болотной и зыбкой — цитата из стих. Блока «Поэты» (1908). (комм. сост.)

 

[413] Образы из стих. Блока «Болотные чертенятки» (1905). (комм. сост.)

 

[414] Парафраз строк из стих. Блока «Твари весенние» (1905). (комм. сост.)

 

[415] «Пузыри земли » — название цикла (1904–1905) второго тома лирики Блока. (комм. сост.)

 

[416] Из стих. Блока «Поэты». (комм. сост.)

 

[417] Из стих. Блока «На островах» (1909). (комм. сост.)

 

[418] Цитаты из стих. Блока «Помнишь ли город тревожный…» (1899). (комм. сост.)

 

[419] Кватроченто — наименование XV века в Италии; эпоха кватроченто отмечена расцветом культуры раннего Возрождения. (комм. сост.)

 

[420] Цитата из «Второго видения» лирической драмы Блока «Незнакомка» (1906). (комм. сост.)

 

[421] Из стих. Блока «Ты смотришь в очи ясным зорям…» (1906). (комм. сост.)

 

[422] Вдаль! (Нем.)

 

[423] Из песни Гаэтана в четвертом действии (III сцена) драмы Блока «Роза и Крест» (1912). (комм. сост.)

 

[424] Из стих. Блока «И опять снега» (1907). (комм. сост.)

 

[425] Из стих. Блока «В углу дивана» (1907). (комм. сост.)

 

[426] Из стих. Блока «Не надо» (1907). (комм. сост.)

 

[427] Из стих. Блока «Крылья» (1907). (комм. сост.)

 

[428] Из стих. Блока «Последний путь» (1907). (комм. сост.)

 

[429] Из стих. Блока «Я жалобной рукой сжимаю свой костыль…» (1904). (комм. сост.)

 

[430] Из стих. Блока «Обман» (1904). (комм. сост.)

 

[431] Две заключительные строки из стих. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912). (комм. сост.)

 

[432] Образ из стих. Блока «Ночь теплая одела острова…» (1900): «И вечная холодная Нева». (комм. сост.)

 

[433] Парафраз строк из стих. Блока «Старый, старый сон. Из мрака…» (1914), вошедшего в цикл «Пляска смерти». (комм. сост.)

 

[434] Из стих. Блока «Я жалобной рукой сжимаю свой костыль…». (комм. сост.)

 

[435] Из стих. Блока «Поднимались из тьмы погребов…» (1904). (комм. сост.)

 

[436] Парафраз двух первых строк из стих. Блока «В высь изверженные дымы…» (1904). (комм. сост.)

 

[437] Реминисценция из стих. Блока «Я жалобной рукой сжимаю свой костыль…». (комм. сост.)

 

[438] Из стих. Блока «В кабаках, в переулках, в извивах…» (1904). (комм. сост.)

 

[439] Образы, парафразы и цитаты из стих. Блока «Шаги командора» (1910–1912). (комм. сост.)

 

[440] Из стих. Блока «В высь изверженные дымы…». (комм. сост.)

 

[441] Из стих. Блока «Холодный день» (1906). (комм. сост.)

 

[442] Парафраз двух строк из стих. Блока «Хожу, брожу понурый…» (1906). (комм. сост.)

 

[443] Из стих. Блока «Повесть» (1905). (комм. сост.)

 

[444] Из стих. Блока «Улица, улица…» (1905). (комм. сост.)

 

[445] Пересказ с цитатными вкраплениями стих. Блока «В голубой далекой спаленке…» (1905). (комм. сост.)

 

[446] Яд (лат.).

 

[447] Образы из стих. Блока «Пустая улица. Один огонь в окне…» (1912). (комм. сост.)

 

[448] Парафраз строк из трагедии Пушкина «Пир во время чумы» (см. примеч. 88). (комм. сост.)

 

[449] Из стих. Блока «По улицам метель метет…» (1907). (комм. сост.)

 

[450] Из «Слова Огласительного во Святый и Светоносный день… Воскресения» Иоанна Златоуста. (комм. сост.)

 

[451] Из стих. Блока «По улицам метель метет…». (комм. сост.)

 

[452] Из стих. Блока «Ты проходишь без улыбки…» (1905). (комм. сост.)

 

[453] Там же. (комм. сост.)

 

[454] Цитаты из стих. Блока «Помнишь ли город тревожный…». (комм. сост.)

 

[455] Из стих. Блока «Вечность бросила в город…» (1904). (комм. сост.)

 

[456] Из стих. Блока «Город в красные пределы…» (1904). (комм. сост.)

 

[457] Цитаты из стих. Блока «Еще прекрасно серое небо…» (1905). (комм. сост.)

 

[458] Цитата из ремарки «Второго видения» драмы Блока «Незнакомка». (комм. сост.)

 

[459] Цитаты из стих. Блока «Город в красные пределы…». (комм. сост.)

 

[460] Из стих. Блока «В кабаках, в переулках, в извивах…». (комм. сост.)

 

[461] Из стих. Блока «Невидимка» (1905). (комм. сост.)

 

[462] Из стих. Блока «Обман». (комм. сост.)

 

[463] Образы из стих. Блока «Город в красные пределы…». (комм. сост.)

 

[464] Из стих. Блока «Обман». (комм. сост.)

 

[465] Образы из стих. Блока «Повесть». (комм. сост.)

 

[466] Имеется в виду поэма В. С. Соловьева «Три свидания» (1898). (комм. сост.)

 

[467] Из стих. Блока «Снежная Дева» (1907). (комм. сост.)

 

[468] Из стих. Блока «Там дамы щеголяют модами…» (1906–1911). (комм. сост.)

 

[469] Из стих. Блока «Петр» (1904). (комм. сост.)

 

[470] Цитата из повести Гоголя «Невский проспект». (комм. сост.)

 

[471] «Ночная фиалка» (1906) — поэма Блока. (комм. сост.)

 

[472] Из стих. Блока «Петр». (комм. сост.)

 

[473] Цитаты из стих. Блока «Незнакомка» (1906). (комм. сост.)

 

[474] Парафраз слов Версилова из романа Достоевского «Подросток» (ПСС. Т. 13. С. 222); см. также повесть Достоевского «Белые ночи», где петербургская жизнь названа «смесью чего-то фантастического… тускло-прозаического и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого » (ПСС. Т. 2. С. 112). (комм. сост.)

 

[475] Вл. Соловьев прибегает к подобному же приему в «Трех свиданиях», где после подчеркнутого обывательского описания путешествия в пустыню он в торжественных стихах выводит Софию. (Примеч. авт.)

 

[476] «Голубой цветок » — основной символ в романе Ф. Новалиса (1772–1801) «Генрих фон Офтердинген» (опубликован в 1802 г.). (комм. сост.)

 

[477] Цитаты из «Первого видения» драмы Блока «Незнакомка». (комм. сост.)

 

[478] См. выше. (Примеч. авт.)

 

[479] Парафраз из повести Гоголя «Невский проспект». (комм. сост.)

 

[480] Из стих. Блока «Незнакомка». (комм. сост.)

 

[481] Парафраз рефрена из стих. Блока «Голос из хора» (1910–1914). (комм. сост.)

 

[482] Из поэмы Блока «Скифы» (1918). (комм. сост.)

 

[483] Теофания — здесь: богоявление. (комм. сост.)

 

[484] Цитата из романа М. А. Кузмина «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» (Пг., 1919. С. 132–133). (комм. сост.)

 

[485] Интересно сопоставить с описанием вымышленного Иосифа Бальзамо заметку о Петербурге другого итальянского аватюриста — Казановы.

 

«Петербург поразил меня своим странным видом. Мне казалось, что я вижу колонию дикарей среди европейского города. Улицы длинны и широки, площади громадны, дома обширны; все ново и грязно. Известно, что этот город был построен Петром Великим. Его архитекторы подражали европейским городам. Тем не менее в этом городе чувствуется близость пустыни и Ледовитого океана. Нева, спокойные воды которой омывают стены множества строящихся дворцов и недоконченных церквей, — не столько река, сколько озеро».

(«Мемуары Казановы»)

 

(Примеч. авт.)

Цитата из книги Джованни Джакомо Казановы (1725–1798) «Мемуары» (Спб., 1887. С. 210. Гл. «Россия»). (комм. сост.)

 

[486] Петербургские видения». (Примеч. авт.)

 

[487] Цитаты и парафразы из стих. С. М. Городецкого «Петроградские виденья » (1913), а не «Петербургские видения », как указано Анциферовым в сноске. (комм. сост.)

 

[488] «Камень»: «Адмиралтейство». (Примеч. авт.)

 

[489] Из стих. О. Э. Мандельштама «Адмиралтейство» (1913), вошедшего в его сборник «Камень» (Пг., 1916). (комм. сост.)

 

[490] Из «Вступления» к «Медному всаднику». (комм. сост.)

 

[491] «Белая стая»: «О, это был прохладный день». (Примеч. авт.)

 

[492] «Четки»: «Стихи о Петербурге» II. (Примеч. авт.)

 

[493] Ibid. (Примеч. авт.)

Цитаты из стих. А. А. Ахматовой «Сердце бьется ровно, мерно…» (1913), вошедшего в цикл «Стихи о Петербурге» сборника «Четки» (Спб., 1914). (комм. сост.)

 

[494] Цитата из стих. И. Ф. Анненского «Петербург». (комм. сост.)

 

[495] Из романа Достоевского «Подросток» (ПСС. Т. 13. С. 115). (комм. сост.)

 

[496] Из стих. Ахматовой «Долго шел через поля и села…» (1915). (комм. сост.)

 

[497] Полный текст стих. Ахматовой «Был блаженной моей колыбелью…» (1914). (комм. сост.)

 

[498] Написано в 1915 г. (Примеч. авт.)

Полный текст стих. Ахматовой «Ведь где-то есть простая жизнь и свет…» (1915), вошедшего в ее сборник «Белая стая» (Пг., 1917). (комм. сост.)

 

[499] Ахматова. Четки. (Примеч. авт.)

Полный текст стих. Ахматовой «Вновь Исакий в облаченье…» (1913) из цикла «Стихи о Петербурге», вошедшего в ее сборник «Четки» (Спб., 1914). (комм. сост.)

 

[500] Парафраз строки из поэмы Блока «Двенадцать» (1918). (комм. сост.)

 

[501] Ахматова. Белая стая. (Примеч. авт.)

Из стих. Ахматовой «Как ты можешь смотреть на Неву…» (1914), вошедшего в ее сборник «Белая стая». (комм. сост.)

 

[502] День гнева (страшного суда) (лат.).

 

[503] Цитаты и четверостишие из стих. Ахматовой «Тот голос, с тишиной великой споря…» (январь 1917), вошедшего в ее сборник «Белая стая». (комм. сост.)

 

[504] Цитаты из трактата Н. А. Бердяева «Кризис искусства» (М., 1918. С. 7, 17–18). (комм. сост.)

 

[505] Цитата из стих. Маяковского «Я» (1913). (комм. сост.)

 

[506] Образ из стих. Маяковского «Гимн обеду» (1915). (комм. сост.)

 

[507] Образы из стих. Маяковского «Я и Наполеон» (1915). (комм. сост.)

 

[508] Из второй главы поэмы Маяковского «Облако в штанах» (1914–1915). (комм. сост.)

 

[509] Образ из стих. Маяковского «Послушайте!» (1914). (комм. сост.)

 

[510] Из «Пролога» к трагедии «Владимир Маяковский» (1913). (комм. сост.)

 

[511] Анциферов имеет в виду притязания Российской империи на Стамбул и проливы Босфор и Дарданеллы.

Царьград — историческое название Стамбула, употреблявшееся в исторической литературе и публицистике до начала XX века. (комм. сост.)

 

[512] Из стих. З. Н. Гиппиус «Петроград» (14 декабря 1914 г.), вошедшего в ее сборник «Последние стихи. 1914–1918» (Пб., 1918. С. 6). (комм. сост.)

 

[513] Реминисценция из стих. Я. П. Полонского «Миазм». (комм. сост.)

 

[514] Парафраз цитаты из «Петербурга» Андрея Белого, приведенной на с. 146 настоящей книги. (комм. сост.)

 

[515] Цитата из «Пролога» к роману Андрея Белого «Петербург». (комм. сост.)

 

[516] Из стих. Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…». (комм. сост.)

 

[517] «Дневник писателя: Маленькие картинки». (Примеч. авт.)

 

[518] Достоевский Ф. М. Маленькие картинки // ПСС. Т. 21. С. 107. (комм. сост.)

 

[519] Речь идет о памятнике жертвам Февральской революции, заложенном на Марсовом поле 24 марта 1917 г. (архитектор Л. В. Руднев); получил наименование «Памятник борцам революции» после того, как в братской могиле были захоронены участники Октябрьской революции и гражданской войны (открыт 7 ноября 1919 г.). (комм. сост.)

 

[520] Разрушение (лат.).

 

[521] Имеется в виду цирк «Модерн» (сооружен в 1908 г. по проекту Н. Ф. Романенко); в 1919 г. деревянное здание сгорело (находилось на месте нынешнего дома № 9 но проспекту Максима Горького). (комм. сост.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.