Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 11 страница



 

[127] Из статьи А. Н. Бенуа «Живописный Петербург» (Мир искусства. 1902. № 1. С. 3). (комм. сост.)

 

[128] Цитата из речи Ф. М. Достоевского о Пушкине (ПСС. Т. 26. С. 145, 148; ср.: Там же. Т. 25. С. 199). (комм. сост.)

 

[129] В конце XIX и особенно в начале XX в. Петербург переживал бурный подъем строительства, что «отразилось в напряженной борьбе архитектурных методов и направлений — эклектики, модерна и ретроспективизма » (Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Л., 1982. С. 3). Интенсивная, порой хаотическая и разностилевая застройка исказила историческую планировку города и его «классический» вид. Анциферов, как сторонник ретроспективизма (см. примеч. 241), не принимает архитектурных направлений начала XX века. (комм. сост.)

 

[130] Здесь и ниже цитаты из романа Андрея Белого «Петербург» (М., 1981. С. 353–354). (комм. сост.)

 

[131] Неточная цитаты из «Записок из подполья» //ПСС. Т. 5. С. 101; Достоевский Ф. М. «Подросток» // ПСС. Т. 13. С. 113. (комм. сост.).

 

[132] Речь идет о картине В. А. Серова «Петр I» (1907; Третьяковская галерея), созданной художником для серии «Картины по русской истории». (комм. сост.)

 

[133] Павловский дворец построен по проекту архитектора Ч. Камерона в 1782–1786 гг.; им же положено начало освоения территории будущего парка. (комм. сост.)

 

[134] Реминисценция из стих. Ф. И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней…» (1836).

Элизиум — загробное царство праведных (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[135] Цитата из стих. Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830). (комм. сост.)

 

[136] Стих. В. А. Жуковского «Первый отчет о луне» публиковалось под заглавием «Государыне императрице Марии Федоровне» (1819). (комм. сост.)

 

[137] Этой теме посвящена вторая часть данной книги: Образы Петербурга. (Примеч. авт.)

 

[138] Проспект Гобеленов (фр.). (прим. авт.)

 

[139] Улица Жемчужины (фр.). (прим. авт.)

 

[140] Улица Белого павлина (фр.). (прим. авт.)

 

[141] Улица Кошки, удящей рыбу (фр.). (прим. авт.)

 

[142] Гостиница Курящей собаки (фр.). (прим. авт.)

 

[143] Анциферов впервые использует топонимы для выявления «поэтики» города; в предшествующей градоведческой литературе городские названия привлекались только при обследовании топографического и исторического развития города (см., например, главу «Названия улиц» в кн.: Гассерт К. Города: Географический этюд. М., 1912. С. 165–170). (комм. сост.)

 

[144] Стих из первой элегии цикла «Римские элегии» (1790) Гете; ближайшим источником цитаты, возможно, послужила книга П. П. Муратова, где приведена эта строка в настоящем переводе (см.: Муратов П. П. Образы Италии. М., 1913. Т. 2. С. 7). (комм. сост.)

 

[145] лоуос (логос) — одно из основных понятий античной и средневековой философии. В античной философии обозначает одновременно «слово» (высказывание) и «смысл» (понятие, суждение, основание), т. е. единство мышления и языка, доходящее до полного тождества; в христианских учениях логос — образ бога, воплощение, вочеловечение его. У Анциферова, вероятно, это понятие имеет тот же смысл, что в патристике (доктрины отцов церкви II–VIII вв.), где оно означает догмат о воплощении Бога-Слова. (комм. сост.)

 

[146] В каком смысле можно говорить о душе города? Исторически проявляющееся единство всех сторон его жизни (сил природы, быта населения, его роста и характера, его архитектурного пейзажа, его участие в общей жизни страны, духовное бытие его граждан) и составляет душу города. (Примеч. авт.)

 

[147] Первые наиболее подробные описания встречаются у иностранцев, посетивших новую столицу. В своих заметках они соединяли угодливый пафос с искренним восхищением. Первое наиболее подробное описание нового города принадлежит автору, скрывшему свое имя за инициалами S. W. («Описание Санкт-Петербурга и Кронштадта в 1710 и 1711 годах»). Но все эти книги, как не имеющие отношения к русской художественной литературе, не подлежат нашему разбору. (Примеч. авт.)

Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах/Пер. с нем., предисл. и примеч. А. Ф. Бычкова. Спб., 1860; книга издана по рукописи, хранившейся в Императорской публичной библиотеке. (комм. сост.)

 

[148] Из «Оды о государе императоре Петре Первом» 1769 А. П. Сумарокова. (комм. сост.)

 

[149] Парафраз выражения «солнце земли Суздальской» из «Жития Александра Невского». (комм. сост.)

 

[150] Из «Оды торжественной на победы государя императора Петра Великого» 1781 А. П. Сумарокова. Бельт — Балтийское море. (комм. сост.)

 

[151] Я вас! (лат.), выражение гневной угрозы.

 

[152] Из «Оды о государе императоре Петре Первом» А. П. Сумарокова. (комм. сост.)

 

[153] Из «Оды торжественной на день восшествия на престол императрицы Екатерины II» (1762). (комм. сост.)

 

[154] Неточная цитата из стих. Ломоносова «Надпись на новое строение Сарского села» (1756). (комм. сост.)

 

[155] Из «Оды на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» (1748) Ломоносова. (комм. сост.)

 

[156] Из «Надписи 5-й к статуе Петра Великого» (1750) Ломоносова. (комм. сост.)

 

[157] «На Петергоф» (Примеч. авт.)

 

[158] Здесь и выше стихотворные и прозаические цитаты из «Описания празднества, бывшего по случаю взятия Измаила у… князя Григория Александровича Потемкина-Таврического… 1791 года» Державина. Кошница корзина. Рифей — Урал. (комм. сост.)

 

[159] «Петербургу быть пусту » — формула типологически и, вероятно, генетически восходит к пророчеству «Книги Иеремии» (гл. 51, ст. 42–43), где предсказывается гибель и потопление Вавилона. Нам известно два круга документальных источников, зафиксировавших это легендарное заклятие новой столицы. Первый — документы дознания царевича Алексея, в показаниях которого от 8 февраля 1718 г. заклятие приписано его матери, царице Евдокии Лопухиной: «…сказывала, что Питербурх не устоит за нами: «Быть-де ему пусту »» (Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Спб., 1859. Т. 6. С. 457; документ, приведенный Устряловым, использовал С. М. Соловьев в 17-м томе «Истории России»). Другие источники — также бумаги Тайной канцелярии, но уже 1722 г., повествующие о распространившемся в Петербурге слухе: на колокольне церкви Святой Троицы якобы завелась кикимора, и по поводу этого «таинственного явления» дьякон прихода высказал пророчество: «Питербурху пустеть будет » (Семевский М. И. Очерки и рассказы из русской истории XVIII в.: Слово и дело! 1700–1725. Спб., 1884. С. 88–89). Это предсказание, отлившееся в XIX в. в устойчивую формулу «Петербургу быть пусту », использовано во многих художественных текстах начала XX в., например: взято эпиграфом к стих. П. С. Соловьевой «Петербург» (1905), приведено Д. С. Мережковским как заглавие статьи (Мережковский Д. С. Петербургу быть пусту//Речь. 1908. 21 декабря) и в романе «Петр и Алексей» (где приписано царице Марии Алексеевне) и т. д., вплоть до упоминания «заклятья» «царицы Авдотьи» в ахматовской «Поэме без героя». (комм. сост.)

 

[160] Здесь и выше цитаты из статьи Г. Р. Державина «О дешевизне припасов в столице» (1797). (комм. сост.)

 

[161] Лациум — область в Центральной Италии с главным городом Римом. (комм. сост.)

 

[162] Другой домик Петра Великого на Петербургской стороне населением был превращен в храм, где поклоняются иконе «Спаса», принадлежавшей Петру Великому. Так на почве христианской культуры проявилось почитание дома основателя города. (Примеч. авт.)

 

[163] Из стих. П. А. Вяземского «Петербург (Отрывок)» (1818). (комм. сост.)

 

[164] Строки из трагедии Пушкина «Пир во время чумы» (1830): «Есть упоение в бою, / И бездны мрачной на краю». (комм. сост.)

 

[165] «Прогулка в Академию художеств». (Примеч. авт.)

 

[166] Часто малый желудь таит в себе огромный дуб (фр.). (Примеч. авт.)

 

[167] Бытие (гл. 1, ст. 2–3). (комм. сост.)

 

[168] Здесь и выше цитаты из очерка К. Н. Батюшкова «Прогулка в Академию художеств» (1814). (комм. сост.)

 

[169] Романтический замок — Михайловский (Инженерный) замок, построенный как дворец Павла I архитектором В. Бренна в 1792–1800 гг. Ниже цитата из «Оды на свободу» («Вольность»). (комм. сост.)

 

[170] Имеются в виду заключительные строки: «Ходит маленькая ножка, / Вьется локон золотой» из стих. Пушкина «Город пышный, город бедный…» (1828), которое цитируется ниже. (комм. сост.)

 

[171] «Евгений Онегин» (гл. 1, строфа XXXV). (комм. сост.)

 

[172] Из стих. Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…» (1836). (комм. сост.)

 

[173] Реминисценция из «Медного всадника»: «Редеет мгла ненастной ночи ». (комм. сост.)

 

[174] По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палеса палилии или парилии (21 апреля).

Палес (Pales) — пастушеское божество, покровитель коз и овец (римск. миф.). (комм. сост.)

 

[175] Тезей (Тесей) — легендарный афинский царь (XIII в. до н. э.); античная традиция приписывает Тесею объединение всех жителей Аттики в единый народ и единое государство (полис) Афины. (комм. сост.)

 

[176] Согласно преданию, город Рим основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 г. до н. э. (комм. сост.)

 

[177] Пересказ и цитата из книги французского историка Нюма Дени Фюстеля де Куланжа (1830–1889) «Гражданская община древнего мира» (Спб., 1906. С. 153). (комм. сост.)

 

[178] Основатель города (лат.). (прим. авт.)

 

[179] Здесь и далее пересказ и цитаты из «Медного всадника». (комм. сост.)

 

[180] Имеется в виду следующее место из книги итальянского поэта и драматурга Витторио Альфьери (1749–1803): «…я чувствовал тоску от этого постоянного печального дневного света » (Жизнь Витторио Альфиери из Асти, рассказанная им самим. М., 1904. С. 110). (комм. сост.)

 

[181] Речь идет о так называемых древнегреческих «трагедиях рока», в которых подчеркивалась ограниченность человеческих возможностей: над героями либо тяготеет родовое проклятие (Эсхил), либо их воле противостоит божественное всеведение (Софокл), либо человеком играет всемогущество случая (Еврипид). (комм. сост.)

 

[182] Вавилонская космогоническая поэма «Энума элиш» (I тысячелетие до н. э.), в которой главный бог города Вавилона Мардук побеждает в битве Тиамат — воплощение мирового хаоса (подробнее см.: Тураев Б. А. История Древнего Востока. Спб., 1913. Т. 1. С. 131–132). (комм. сост.)

 

[183] Цитата из древневавилонской поэмы «Гильгамеш» в переводе Б. А. Тураева (см.: Тураев Б. А. История Древнего Востока. Спб., 1913. Т. 1. С. 138). (комм. сост.)

 

[184] Из очерка К. Н. Батюшкова «Прогулка в Академию художеств». (комм. сост.)

 

[185] Из стих. А. В. Кольцова «Лес» (1837). (комм. сост.)

 

[186] «Сумерки Петербурга» — образ построен по аналогии с названием трактата Ницше «Сумерки кумиров» (1889) и главы «Сумерки Афин» из книги Э. Ренана «Святой Павел» (фрагмент из нее включен Анциферовым в кн.: Анциферовы Н. и Т. Город как выразитель сменяющихся культур: Картины и характеристики. Л., 1926. С. 69–71). (комм. сост.)

 

[187] Н. Тургенев. Россия и русские. (Примеч. авт.)

Фрагментарный перевод (с франц.) книги Н. И. Тургенева выходил дважды: М., 1907 и М., 1915. (комм. сост.)

 

[188] «Ночная сторона природы» — выражение немецких романтиков. Под ней подразумевают мало объясненные наукой явления психики: гипноз, галлюцинацию, власть наследственности и т. д. (Примеч. авт.)

«Ночная сторона природы» — выражение немецких романтиков. — Речь идет о трактате Г. Г. Шуберта «Взгляд на ночную сторону природы» (1808), оказавшем влияние на произведения поздних романтиков, в том числе на творчество Гофмана. (комм. сост.)

 

[189] «Мертвые души» (т. 1, гл. XI). (комм. сост.)

 

[190] Там же. (комм. сост.)

 

[191] Непостижимый город — образ из стих. Блока «Снежная Дева» (1907). (комм. сост.)

 

[192] «Петербургские записки 1836 года». (Примеч. авт.)

 

[193] Ibid. (Примеч. авт.)

Ibidem (лат.) adv там же, в том же месте.

 

[194] Цитата из «Мертвых душ» (т. 1, гл. XI). (комм. сост.)

 

[195] Цитаты из «Петербургских записок 1836 года». (комм. сост.)

 

[196] Из письма Гоголя к Г. И. Высоцкому от 26 июня 1827 г. (комм. сост.)

 

[197] Цитата из «Невского проспекта» (1835). (комм. сост.)

 

[198] Пересказ и цитаты из «Петербургских записок 1836 года». (комм. сост.)

 

[199] «Петербургские записки» (Примеч. авт.)

 

[200] В статье «Об архитектуре нынешнего времени» Гоголь, восхищаясь готикой и индусскими храмами, дает отрицательную оценку архитектуре XVIII и начала XIX в. (Примеч. авт.)

 

[201] Пересказ и цитаты из «Петербургских записок 1836 года». (комм. сост.)

 

[202] Намек на повесть Гоголя «Заколдованное место» (1832). (комм. сост.)

 

[203] Из «Петербургских записок 1836 года». (комм. сост.)

 

[204] Гоголевский Петербург осмысляется Анциферовым через призму символистских образов, в частности стих. и драмы Блока «Незнакомка». Аналогичные проекции символистских образов и поэтики на художественные явления XVIII–XIX вв. имели место в критической и искусствоведческой мысли 1920-х гг. О подобном типе интертекстуальности см.: Минц З. Г. В смысловом пространстве «Балаганчика» // Труды по знаковым системам. XIX. Тарту, 1986. С. 44–53. (комм. сост.)

 

[205] Здесь и выше цитаты из «Невского проспекта». (комм. сост.)

 

[206] Пересказ и цитаты из повести Гоголя «Шинель» (1842). (комм. сост.)

 

[207] Из письма Гоголя к В. А. Жуковскому от 30 октября 1837 г. (комм. сост.)

 

[208] Из письма Гоголя к М. П. Балабиной (апрель 1838 г.). (комм. сост.)

 

[209] Реминисценция из Евангелия от Матфея:

 

«Не презирайте ни одного из малых сих»

 

(гл. 18, ст. 10). (комм. сост.)

 

[210] Это стихотворение написано позднее (в 70-х годах), но его настроение свойственно всей середине XIX в. (Примеч. авт.)

 

[211] Неточные цитаты из стих. Я. П. Полонского «Миазм» (1868). (комм. сост.)

 

[212] Слова Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Карамазовы» (ПСС. Т. 14. С. 222). (комм. сост.)

 

[213] Помни о смерти! (Лат.) (Примеч. авт.)

 

[214] «Насмешка мертвеца» (Примеч. авт.)

 

[215] Цитаты из новеллы «Насмешка мертвеца» (1833) В. Ф. Одоевского, вошедшей в его повествовательный цикл «Русские ночи» («Ночь четвертая»). (комм. сост.)

 

[216] Из «Вступления» к «Медному всаднику». (комм. сост.)

 

[217] «Гор вознести свои сердца » — центральное место евхаристического канона в литургии. (комм. сост.)

 

[218] Немезида — богиня возмездия (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[219] Содом и Гоморра — библейские города, жители которых за безнравственность и беззаконие были сурово наказаны Богом. (комм. сост.)

 

[220] Здесь и выше цитаты из стих. Лермонтова «Сказка для детей» (1839). (комм. сост.)

 

[221] Незакавыченная цитата из «Воспоминаний» В. А. Соллогуба (см.: М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1964. С. 277). (комм. сост.)

 

[222] «Наводнение». (Примеч. авт.)

 

[223] Персидский царь Ксеркс  I (486–465 до н. э.) жестоко подавил вспыхнувшие в подвластных ему областях на побережье Средиземного моря (Понта) восстания: в Египте (486–484) и в Вавилонии (482); последнее государство после этого подавления перестало существовать, а Вавилон был разрушен. (комм. сост.)

 

[224] Здесь и выше цитаты из анонимного стих. «Наводнение», приписывавшегося Лермонтову (см. об этом: Приписываемое Лермонтову // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 446–447). (комм. сост.)

В «отрывках из начальной повести» есть интересная картина Петербурга.

 

«Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая, длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдельным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке».

 

(Примеч. авт.)

Речь идет о повести М. Ю. Лермонтова «Штосс» (1841). (комм. сост.)

 

[225] Агасфер , или Вечный жид — персонаж христианской легенды западноевропейского средневековья; отказал в отдыхе Христу во время его пути под бременем креста на Голгофу, за что был осужден скитаться по земле до второго пришествия Христа, который один может снять с него зарок. (комм. сост.)

 

[226] В. С. Печерин (1807–1885) — философ, поэт, общественный деятель; назван «Агасфером русской интеллигенции» за его «духовные скитальчества»: профессор Московского университета, оппозиционер, эмигрант, католический монах. (комм. сост.)

 

[227] «Торжество смерти». — М. Гершензон. Жизнь В. С. Печерина, стр. 73 (Примеч. авт.)

 

[228] Евмениды (Эриннии) — богини мести (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[229] Здесь и выше цитаты из мистерии В. С. Печерина, получившей известность под названием «Торжество смерти» (1833) (см.: Гершензон М. Жизнь В. С. Печерина. М., 1910. С. 82, 84–85). (комм. сост.)

 

[230] Интересно отметить, что этот образ проник и в творчество французского романтика того времени, друга Гейне Жерара де Нерваля. Петербург должен низринуться в бездну.

 

«Облака стали прозрачны, и я различал теперь перед собою глубокую бездну, куда шумно низвергались волны оледенелого Балтийского моря. Казалось, что вся река Нева со своими голубыми водами должна уйти в эту трещину земного шара. Корабли Кронштадта и Санкт-Петербурга задвигались на якорях, готовые сорваться и исчезнуть в пучине, как вдруг божественный свет воссиял сверху над этим зрелищем гибели»

(«Аврелия»).

 

Но дрогнула рука с занесенным карающим мечом. Величие города Медного Всадника заставило содрогнуться сердце иностранца. (Примеч. авт.)

Из новеллы Жерара де Нерваля (наст. фам. Жерар Лабрюни; 1808–1855) «Аврелия» (1855) (см.: Жерар де Нерваль. Сильвия. Октавия. Изида. Аврелия. М., 1912. С. 264). (комм. сост.)

 

[231] Здесь и ниже цитаты и пересказ стих. М. А. Дмитриева «Подводный город» (1847) (см.: Стихотворения М. А. Дмитриева. М., 1865. Ч. 1. С. 175–177). (комм. сост.)

 

[232] Мамона — богатства, земные сокровища, блага (старослав.). (комм. сост.)

 

[233] Китеж — в русских легендах город, чудесно спасшийся от завоевателей: при приближении к нему Батыя стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр; по преданию, считался населенным праведниками. (комм. сост.)

 

[234] Для И. С. Аксакова, как и для большинства славянофилов, Петербург был символом «западной цивилизации», с которой связывались все негативные начала русской истории и нравственности (ложь, насилие, разврат). Петербург и весь петербургский период истории славянофилы оценивали как измену исконным народным русским основам жизни. Судя по контексту, Анциферов мог иметь в виду известное стихотворение К. С. Аксакова «Петру» (1845), где, в частности, говорится о Петербурге: «Гнездо и памятник насилья — / Твой град рассыплется во прах!» (комм. сост.)

 

[235] См., например, очерк В. Г. Белинского «Петербург и Москва» (1845). (комм. сост.)

 

[236] «Былое и думы» (ч. 4, гл. XXVI). (комм. сост.)

 

[237] «Москва и Петербург». (Примеч. авт.)

 

[238] Здесь и выше цитаты, парафразы и пересказ из фельетона А. И. Герцена «Москва и Петербург» (1842). (комм. сост.)

 

[239] Об этом Герцен писал в письме к Ш. де Рибейролю от 7 февраля 1854 г.:

 

«Австрийский Lloyd, говоря о моей книге «Vom andern Ufer», называет меня русским Иеремией, плачущим на развалинах июньских баррикад».

 

Иеремия — древнееврейский пророк (VII и нач. VI в. до н. э.); в библейских книгах, носящих его имя, обличает нравственный упадок мира. (комм. сост.)

 

[240] Сравнительная характеристика Москвы и Петербурга в статье «Станция Едрово» ничего существенного не прибавляет. (Примеч. авт.)

 

[241] «Юмор» (Примеч. авт.)

 

[242] Сатурн — символ неумолимого времени, поглощающего все, что оно породило (римск. миф.). (комм. сост.)

 

[243] Здесь и выше цитаты и пересказ из поэмы Н. П. Огарева «Юмор» (1857) (ч. 2: «Письмо первое»). (комм. сост.)

 

[244] «Призраки». (Примеч. авт.)

 

[245] Здесь и выше цитаты из повести И. С. Тургенева «Призраки» (1864) (гл. XXII). (комм. сост.)

 

[246] «Будете смотреть и не увидите » — из Евангелия от Матфея (гл. 13, ст. 14); ср.: Деяния святых Апостолов (гл. 28, ст. 26). (комм. сост.)

 

[247] Коцит — одна из рек подземного царства (греч. миф.). (комм. сост.)

 

[248] Мы пришли туда, где лед сурово сдавил другое племя. (Данте. «Inferno», XXXIII, 91). (Примеч. авт.)

 

[249] Здесь и выше цитаты и пересказ из романа Д. В. Григоровича «Сон Карелина» (см.: Григорович Д. В. Полное собрание сочинений. Спб., 1896. Т. 11. С. 133–139). (комм. сост.)

 

[250] A riveder le stelle — заключительные слова «Ада» Данте (песнь XXXIV, ст. 139): «вновь узреть светила » (пер. М. Лозинского). (комм. сост.)

 

[251] Цитата из очерка Белинского «Петербург и Москва». Ср. образ дома «Ноева ковчега» в письме Герцена к Ю. Ф. Куруте от 11 июня 1840 г.; в повести Достоевского «Бедные люди» (ПСС. Т. 1. С. 16). (комм. сост.)

 

[252] Обе части сборника «Физиология Петербурга» вышли в 1845 г. в Петербурге. (комм. сост.)

 

[253] Цитаты из рецензии Белинского на вторую часть «Физиологии Петербурга» (см.: Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т. 9. С. 217). (комм. сост.)

 

[254] Имеется в виду рассуждение в романе И. А. Гончарова «Обрыв» (1869) о характере Ивана Ивановича Аянова, «представителя большинства уроженцев универсального Петербурга », в котором «отражались, как солнце в капле, весь петербургский мир, вся петербургская практичность, нравы, тон, природа, служба — эта вторая петербургская природа, и более ничего » (ч. 1, гл. 1). (комм. сост.)

 

[255] «Обрыв». (Примеч. авт.)

 

[256] Указанные очерки Григоровича и Луганского (точное название: «Петербургский дворник») опубликованы в первой части сборника; очерки Некрасова, Панаева и А. Я. Кульчицкого (под псевдонимом: Говорилин) вошли во вторую часть. (комм. сост.)

 

[257] Годы учения (нем.).

 

[258] Цитата из романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (1847) (ч. 2, гл. 5). (комм. сост.)

 

[259] «Обломов» (ч. 4, гл. 9). (комм. сост.)

 

[260] Пересказ и цитаты из книги Ивана Семеновича Генслера (1820-1870-е гг.) «Гаванские чиновники в домашнем быту, или Галерная гавань во всякое время дня и года. Пейзаж и жанр» (Спб., /1904/. С. 4–9). (комм. сост.)

 

[261] Очерк Г. И. Успенского «С конки на конку» впервые опубликован под заглавием «Любя (из памятной книжки)» (Южный край. 1880. № 7). (комм. сост.)

 

[262] Ивану Афанасьевичу Кущевскому (1847–1876) принадлежит ряд бытовых очерков о Петербурге, помещенных в его книгах «Маленькие рассказы, очерки, картинки и легкие наброски» (Спб., 1875) и «Неизданные рассказы» (Спб., 1882). (комм. сост.)

 

[263] «Брат и сестра» (Примеч. авт.)

Цитата из повести Н. Г. Помяловского «Брат и сестра» (1864) (ч. 2). (комм. сост.)

 

[264] «Дружеская переписка Москвы с Петербургом» (Примеч. авт.)

Здесь и ниже цитаты из «Московского стихотворения» (1860) Некрасова из цикла «Дружеская переписка Москвы с Петербургом». (комм. сост.)

 

[265] «Кому холодно, кому жарко» (Примеч. авт.)

 

[266] Из стих. Некрасова «Кому холодно, кому жарко!» (между 1863–1865 гг.) из цикла «О погоде». (комм. сост.)

 

[267] «О погоде». (Примеч. авт.)

Из стих. Некрасова «До сумерек» (1859) из цикла «О погоде». (комм. сост.)

 

[268] Помни о смерти!.. (Лат.) (Примеч. авт.)

 

[269] Из стих. Некрасова «Сумерки» (1859) из цикла «О погоде». (комм. сост.)

 

[270] «Кому холодно, кому жарко». (Примеч. авт.)

 

[271] Здесь и выше цитаты из стих. Некрасова «Утренняя прогулка» (1858) из цикла «О погоде». (комм. сост.)

 

[272] Там же. (комм. сост.)

 

[273] «Кому холодно, кому жарко». (Примеч. авт.)

 

[274] «О погоде». (Примеч. авт.)

Из стих. Некрасова «Сумерки». (комм. сост.)

 

[275] Эпиграф к циклу «О погоде». (комм. сост.)

 

[276] «Кому холодно, кому жарко». (Примеч. авт.)

 

[277] Ibid. (Примеч. авт.)

 

[278] Из «Вступления» к «Медному всаднику». (комм. сост.)

 

[279] «О погоде». (Примеч. авт.)

Из стих. Некрасова «До сумерек». (комм. сост.)

 

[280] Там же. (комм. сост.)

 

[281] Цитаты из «Вступления» к «Медному всаднику». (комм. сост.)

 

[282] Из стих. Некрасова «Сумерки». (комм. сост.)

 

[283] Ад (ит.)

 

[284] «О погоде». (Примеч. авт.)

Из стих. Некрасова «До сумерек». (комм. сост.)

 

[285] Из стих. Некрасова «Сумерки». (комм. сост.)

 

[286] Парафраз из стих. Некрасова «Кому холодно, кому жарко!»: «Надорвали мы смолоду грудь». (комм. сост.)

 

[287] Все эти отрывки взяты из «Петербургских писем» (Примеч. авт.)

 

[288] В. Г. Короленко. История моего современника. Т. II, стр. 50 (Примеч. авт.). Цитируется глава «В Петербурге!». (Примеч. ред.)

 

[289] Ibid., стр. 59. (Примеч. авт.).

 

[290] Видимо, незнакомка в повести «Невский проспект» олицетворяет мечту о Петербурге, обманувшую Гоголя (предположение В. Виноградова). (Примеч. авт.)

Вероятно, эта мысль прозвучала в докладе В. В. Виноградова «Сюжет повести Гоголя «Невский проспект»», прочитанном в Государственном институте истории искусств 22 мая 1921 г. (комм. сост.)

 

[291] Из стих. Некрасова «Сеятелям» (1876). (комм. сост.)

 

[292] Цитата из «Истории моего современника» Короленко (т. 2, ч. 2, гл. X). (комм. сост.)

 

[293] Цитата из стих. Н. А. Добролюбова «Милый друг, я умираю…» (1861). (комм. сост.)

 

[294] «История моего современника» (т. 2, ч. 1, гл. IV). (комм. сост.)

 

[295] Там же (т. 2, ч. 1, гл. V). (комм. сост.)

 

[296] Там же (т. 2, ч. 2, гл. I). (комм. сост.)

 

[297] «Толстой и Достоевский»/Спб., 1909/. (Примеч. авт.)

 

[298] А. П. Чехов также остался равнодушен к проблеме города как индивидуального существования. Русское общество к концу XIX века совсем утратило чувство личности города. У А. П. Чехова можно найти лишь мимолетные замечания, характеризующие быт Петербурга. Так, у него можно встретить обрисовку облика петербуржца.

 

«Наружность у Орлова была петербургская: узкие плечи, длинная талия, впалые виски, глаза неопределенного цвета и скудная, тускло окрашенная растительность на голове, бороде и усах. Лицо у него было холодное, потертое, неприятное».

(«Рассказ неизвестного человека»).

 

(Примеч. авт.)

 

[299] «Москва и Петербург, заметки зеваки А. Трисмегистова» («Моск. Город. листок», 1847 г., № 88). (Примеч. авт.)

Цитата из предисловия А. А. Григорьева к «Моим литературным и нравственным скитальчествам», впервые опубликованным в журнале «Время» (1862. № 11. С. 7). Отсылка к источнику, указанному в сноске Анциферовым, ошибочна. (комм. сост.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.