Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи



§ 177. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи

        В сложном предложении с различными видами связи могут оказаться рядом два союза: подчинительный и подчинитель­ный или сочинительный и подчинительный либо союз и со­юзное слово. В таком случае запятая ставится между ними только тогда, когда мысленное изъятие придаточной части, присоединенной вторым союзом или союзным словом, не тре­бует перестройки главной части: Я молчал, зная по опыту, что, когда он зол,возражать ему бесполезно (М. Г.); Он рисовал голову старика, и, когда кончил,его поразило сходство этой головы с чем-то знакомым (Г.).

   Не разделяются запятой союзы и союзные слова при наличии в главной части частиц то, так. Если изъятие прида­точной конструкции невозможно без нарушения структуры и смысла всего сложного предложения, то запятая на стыке со­юзов тоже не ставится: А за ужином он много ел, говорил глупо­сти и уверял, что когдазимой ешь свежие огурцы, тово рту пахнет весной (Ч.). Ср. также: Я молчал, зная по опыту, что ког­даон зол, товозражать ему бесполезно;  Он рисовал голову ста­рика, и когдакончил, тоего поразило сходство этой головы с чем-то знакомым.

 

§ 178. Порядок разбора сложного предложения с различными видами связи

1.  Выделите грамматические основы, пронумеруйте их.

2.  Установите границы частей знаком //. Определите тип пред­ложения по структуре.

3.  Назовите главные средства связи частей. Определите веду­щую связь.

4.  Начертите схему предложения.

5.  Охарактеризуйте синтаксические отношения между частями.

6.  Определите тип предложения по цели высказывания и эмо­циональной окраске.

 

 

Образец разбора:

11                                              2 2 3

[Каждый хочет изменить человечество],// но [никто не задумы­вается о том],// (как изменить и себя). (Л.T.)

1. В первой части подлежащее каждый представлено определи­тельным местоимением в форме именительного падежа, составное глагольное сказуемое хочет изменить. Во второй части подлежащее никто выражено отрицательным местоимением в форме имени­тельного падежа, простое глагольное сказуемое не задумывается представлено глаголом в форме настоящего времени 3-го лица един­ственного числа изъявительного наклонения. В третьей части глав­ный член выражен глаголом изменить в неопределенной форме.

 

2. Каждый хочет изменить человечество//, но никто не задумы­вается о том//, как изменить и себя. Предложение сложное, так как состоит из трех частей.

 

3. Первая и вторая части равно­правны и соединены противитель­ным сочинительным союзом но. Вто­рая часть является главной по отно­шению к третьей, придаточной части. Значит, в этом предложении присутствует сочинительная и подчинительная связи. Ведущей связью является сочинительная, поэтому данное сложное пред­ложение условно можно разделить на две структурно-смысловые части.

                                                  о чем?

                                                                                                x

4. Схема предложения: I{[ 1 ]}, но II {[2],   (как3)}.

 

5. Связь между двумя структурно-смысловыми частями: первая конструкция соотносится со сложносочиненным предложением, части которого соединены сочинительным противительным со­юзом но, в ней выражаются противительные отношения с усту­пительным оттенком. Связь внутри второй структурно-смысловой части: 2, как 3 — эта конструкция соотносится со сложноподчи­ненным предложением. Придаточная часть присоединяется к ска­зуемому задумывается союзным словом как и отвечает на вопрос о чем? Это присловная изъяснительная придаточная часть.

6. Предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопросы

1. Что представляет собой сложное предложение с различными вида­ми связи?

2.  Каковы виды сложных предложений с различными видами связи?

3.  Как ставятся знаки препинания в сложном предложении с различ­ными видами связи?

Выполните упражнение 803

803. Спишите предложения. Сделайте их синтаксический разбор.

1. День был ветреный, ветер дул вслед толпе, и пыль, поднятая сотнями ног, дымным облаком неслась вслед за людьми, густо припудривая намасленные волосы обнаженных голов. (М. Г.) 2. Осенние увяли все цветы, но я сегодня видела воочью, как на снегу, что опустился ночью, багряные красуются листы. (Тат.) 3. Еще поныне дышит нега в пустых покоях и садах, играют воды, рдеют розы, и вьются виноградны лозы, и злато блещет на спинах. (П.) 4. Лошади нисколько не испугались и не оскорбились насмеш­ливым тоном табунщика, они сделали вид, что им все равно, и неторопливо отошли от ворот, только одна старая караковая гри­вастая кобыла приложила ухо и быстро повернула задом. (Л. Т.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.